Информационно-коммуникативные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 

Учителя-логопеды ГБДОУ №17 Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Онегова Татьяна Леонидовна

 Казова Наталья Анатольевна

 

21 век – век информационных технологий.

Развитие современного общества, в том числе и системы образования, характеризуется все более возрастающим по своим темпам процессом интенсификации различных, новых видов деятельности.

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены  современные подходы в воспитании, коррекции, обучении, такие как:

Индивидуальные программы развития

Новые нестандартные технологии, одной из которых является использование ИКТ

Учитывая особенности детей с нарушениями речи, с которыми мы работаем, ИКТ приобретают особую роль.

Компьютеризация,  прочно входит в жизнь детских садов, в т. ч. и  в работе с детьми ОВЗ.

Внедряя в коррекционный процесс компьютерные технологии нам нужно учитывать Особенности детей с ТНР

Недоразвитие: восприятия, продуктивного внимания, памяти, мышления, общей, мелкой моторики, пространственных представлений

Снижение познавательных интересов, работоспособности

Психо-эмоциональной  неустойчивости

ИКТ являются важным средством  в решении коррекционных задач.

Использование в коррекционно-образовательном процессе различных моделей компьютерного обучения предоставляет дополнительную возможность компенсации нарушенных функций за счет активизации компенсаторных возможностей организма ребенка.

Информационно – коммуникативные технологии обучения, это

педагогическая технология, позволяющая применять программные и технические средства (кино, аудио, видеотехнику, компьютеры) для повышения эффективности в развитии, обучения и коррекции.

Будущее образования – это образование с участием компьютерных средств обучения.

 Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения является возможность визуализации предоставляемого материала.

Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера наглядное отображение информации в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывая индивидуальные образовательные возможности и потребности каждого ребенка.

Компьютерные программы и приборы позволяют детям самостоятельно различать  явления и процессы, наблюдать, изучать  закономерности, это способствуют более эффективному усвоению материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_rabote_logopeda.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 

Учителя-логопеды ГБДОУ №17 Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Онегова Татьяна Леонидовна

 Казова Наталья Анатольевна

21 век – век информационных технологий.

Развитие современного общества, в том числе и системы образования, характеризуется все более возрастающим по своим темпам процессом интенсификации различных, новых видов деятельности.

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены  современные подходы в воспитании, коррекции, обучении, такие как:

Индивидуальные программы развития

Новые нестандартные технологии, одной из которых является использование ИКТ

Учитывая особенности детей с нарушениями речи, с которыми мы работаем, ИКТ приобретают особую роль.

Компьютеризация,  прочно входит в жизнь детских садов, в т. ч. и  в работе с детьми ОВЗ.

Внедряя в коррекционный процесс компьютерные технологии нам нужно учитывать Особенности детей с ТНР

Недоразвитие: восприятия, продуктивного внимания, памяти, мышления, общей, мелкой моторики, пространственных представлений

Снижение познавательных интересов, работоспособности

Психо-эмоциональной  неустойчивости

ИКТ являются важным средством  в решении коррекционных задач.

Использование в коррекционно-образовательном процессе различных моделей компьютерного обучения предоставляет дополнительную возможность компенсации нарушенных функций за счет активизации компенсаторных возможностей организма ребенка.

Информационно – коммуникативные технологии обучения, это

педагогическая технология, позволяющая применять программные и технические средства (кино, аудио, видеотехнику, компьютеры) для повышения эффективности в развитии, обучения и коррекции. 

Будущее образования – это образование с участием компьютерных средств обучения.

 Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения является возможность визуализации предоставляемого материала.

Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера наглядное отображение информации в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывая индивидуальные образовательные возможности и потребности каждого ребенка.

Компьютерные программы и приборы позволяют детям самостоятельно различать  явления и процессы, наблюдать, изучать  закономерности, это способствуют более эффективному усвоению материала.

Специализированные компьютерные технологии и программы

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.

Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

В этом направлении ведутся различные разработки.

Так, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.

Для детей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Для детей с нарушениями зрения  используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».

Создаются технические средств поддержки для коррекции произносительной стороны речи у детей с нарушениями слуха и тяжелыми речевыми патологиями.

Попытки визуализировать звуки речи были предприняты довольно давно. В 70-80 годы  в бывшем СССР в свое время были выделены государственные средства для исследований и серийного производства приборов визуального контроля речи для слабослышащих "ВИР", "И-2", «ВИР – 6 Интонограф».

Принципиально новую технологию в разработке вспомогательных средств формирования и коррекции фонетической стороны речи предложили специалисты компании IBM . В 1987 – 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему "Видимая речь" на базе персонального компьютера.  

В нашей стране освоение компьютерной программы «Видимая речь» началось в 90-х годах прошлого века. В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой программы.

Данная программа в первую очередь предназначена для работы  с детьми, с нарушенным слухом и с детьми с первичной речевой патологией в рамках дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии, заикания.

Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации.

При этом впервые стало возможным визуализировать наиболее полный перечень базовых компонентов звучащей речи:

•  речевое дыхание,

 •  голосообразование – наличие и отсутствие голоса,

 •  голосоведение – длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление речи.

В программе предусмотрена визуализация слоговой структуры слова. С ее помощью на экране компьютера в доступных для детей образах отображается процесс коррекции и формирования таких просодических компонентов речи, как голосовые модуляции, выделение словесного и логического ударения.

Одной из отечественных разработок в области технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей является созданный в 1994 году программно-аппаратный комплекс «Дельфа-130» (г. Москва).

Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции произносительной стороны речи у детей с заиканием. С этой целью была создана специализированная компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен».

Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» (1998 г., «Биосвязь, Санкт-Петербург). Данная технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка.

Система включает в себя программно-аппаратный комплекс КАПфс-БОС-«Биосвязь», компьютерный комплекс с программным обеспечением, пульсотахометр компьютеризированный Пк-БОС, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.

Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи.

Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей и взрослых с нарушением слуха и зрения.

Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания (горизонтальные полосы) и сердечной деятельности (под слайдом визуализируется пульсограмма). Обучение пациентов навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора.

Другим направлением при создании программного обеспечения для специального образования стала разработка специализированных компьютерных программ, направленных на коррекцию нарушений в развитии через обучение, не использующих в своей непосредственной работе функций обработки и преобразования звука. Специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО (Российской академии образования) разработан пакет специализированных компьютерных программ, поддерживающих развивающее обучение детей с различными нарушениями. Среди них коррекционно-диагностическая среда «Мир за твоим окном» (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова, 1997; О. И. Кукушкина, 1996, 2001), программы «Состав слова (Кроссворд)», «Развивающие игры в среде Лого» (И. В. Больших, О. И. Кукушкина, 1995).

Представленные программы направлены на коррекцию отдельных компонентов функциональной системы речи.

Однако, разнообразие нарушений развития требует системного подхода к их коррекции.

Одной из таких программ является специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры».

Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного.

Национальный проект «информатизация системы образования»

Цель: Создание условий для системного внедрения и системного использования информационных и коммуникативных технологий  в образовании и, конечно, в работе детского сада.

В этой связи в ходе проекта "Информатизация системы образования" создается единая коллекция ЦОР. Она включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса на основе ИКТ.

Как показывает практика, использование в педагогической деятельности ЦОР помогает педагогу,  улучшить усвоение материала детьми за счет наглядности, увеличения объема продуктивных видов деятельности, создания, использования интересные учебных и дидактических пособий, раздаточных, оценочных, тестирующих материалов, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач. Преимущества использования ИКТ в образовании детей с ОВЗ связаны с появлением возможности качественной оптимизации и индивидуализации коррекционного  процесса на основе реализации личносто-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению.

Цели и задачи применения ИКТ

                                               Цели:

  • Повышение мотивации и активности детей
  • Повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития
  • Обеспечение равных стартовых возможностей детям с ОВЗ

                                              Задачи:

  • Индивидуализация и дифференциация обучения и развития
  • Формирование интереса к игровой и учебной деятельности
  • Развитие психических функций за счет повышения уровня наглядности и продуктивного внимания

Области применения ИКТ

  • Наглядно-дидактическое сопровождение к логопедическим занятиям:

         - Фронтальным

         - Подгрупповым

         - Индивидуальным

  • Диагностика речевого развития детей
  • Оформление и ведение документации
  • Взаимодействие с родителями, воспитателями, специалистами ДОУ
  • Распространение педагогического опыта в сети Интернет

Безопасности работы на компьютере.

 (о безопасности работы на компьютере)

При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки - умственное, зрительное, физическое напряжение.

Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Обобщая результаты исследований, в том числе Института возрастной физиологии РАО, с использованием современной компьютерной техники,  были разработаны следующие рекомендации:

1. Самые жесткие требования предъявляются к монитору.

 Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности - MPR II или ТСО 99, иметь маркировку LR- Low radiation. Частота кадровой развертки должна быть не менее 70 Гц. Размер зерна не должен превышать 0,25-0,28 мм.

На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах, системы LCD2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II.

3. Монитор с электронно-лучевым кинескопом обязательно должен быть установлен задней стенкой к стене.

4. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.

5. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.

6. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.

Требования к использованию ИКТ в образовательном процессе (по САнПин) санитарно - эпидемиологические нормативы и правила

  • 6 лет (1-2 гр. зд.) - 15 минут
  •  6 лет (3 гр. зд.) -10 минут
  •  6 лет (группа риска по состоянию зрения)  - 10 минут
  •  5 лет (1-2 гр. зд.)  - 10 минут
  •  5 лет (3 гр. зд.) - 7 минут
  •  5 лет (группа риска по состоянию зрения)  - 7 минут

Оптимальное использование ИКТ

  • 5 – 6 лет 1 – 2 раза в неделю
  •  Занятия в первой половине дня - оптимальны
  •  Занятия во второй половине дня – допустимы с 15.30 – 16.30
  •  Рекомендуемые дни: вторник, среда (по пятницам занятия не рекомендуются)
  •  Рекомендовано после занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
  • Для профилактики зрительного переутомления целесообразно проводить упражнения для глаз.

Особенности оформления презентаций для детей с ОВЗ

  • Фон однотонный, не отвлекающий внимания
  •  Цвета спокойные, не раздражающие
  •  Изменять цвета несколько раз в течение презентации
  •  Иллюстрации крупные, реалистичные, не перегруженные лишними деталями
  •  Умеренное использование анимации и других специальных эффектов

Педагог, использующих в работе с детьми,  компьютерные средства обучения, обязан,  заботится о снижении неблагоприятных воздействий на организм ребенка.

Использование современных компьютеров и соблюдение вышеизложенных рекомендаций сводит до минимума отрицательное влияние компьютера на организм ребенка.

Средства ИКТ в ДОУ № 17

  • Интерактивные доски (по программе Мимио)
  •  Интерактивный стол (по программе Мимио)
  •  Компьютеры
  •  Музыкальные центры и магнитофоны

Виды обучающих электронных образовательных ресурсов

  • Слайд - плакат статическое изображение для рассмотрения
  • Интерактивный слайд с активными рисунками, заданиями
  • Презентация  в формате слайд-шоу
  • Интерактивные тесты с использованием триггеров  
  • Слайд с музыкальным или голосовым сопровождением
  • Видеоролики (анимации)
  • Презентации по лексическим темам
  • Электронные учебные пособия с различными интерактивными развивающими программами 

Компьютерные учебные пособия, игровые программы

  • «Лого игры», «Говорящие картинки», «Игры со словами»

 Издательство «Экзамен-Медиа»

  Серия «Наглядное дошкольное образование»

  •  «Развитие речи. Учимся говорить правильно»
  •   (авторы Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко)
  •  «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова, издательство «Медиахауз») 
  •  «Баба Яга учится читать»
  •  «Баба Яга, пойди туда, не знаю куда…»
  • «Азбука малышка» с тетушкой Совой
  • «Алик. Скоро в школу»

Рассмотрение различных аспектов информатизации системы специального (коррекционного) образования, на разных уровнях, свидетельствует об актуальности данного вопроса. И у нас, коллеги, я думаю, больше вопросов, чем ответов.

Педагоги,  внедряя информационные технологии должны показать детям, как извлечь из компьютера максимальную пользу, сделать его своим другом и советчиком, научить рациональному, разумному использованию этого чуда современной техники.

И в будущем, овладение ИКТ, поможет детям с нарушением речи,

их успешной  интеграции в единое образовательное и социокультурное пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Презентация к мастер - классу для родителей на тему:  «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)

laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...

Применение инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи. Кейс-метод.

Это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и  на формирование у слушателей новых качеств...