Знакомство с фразеологизмом «Лезть на рожон»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Знакомство с фразеологизмом «Лезть на рожон»
ПЛАН-КОНСПЕКТ логопедической НОД с применением ИКТ в группе для детей с ОНР (третий период обучения).
Цель и задачи:
«Обогащение словаря и развитие связной речи детей посредством ознакомления детей с фразеологизмами и многозначными словами.
Формировать умение понимать прямое и переносное значение фразеологизмов и многозначных слов русского языка.
Учить подбирать и правильно применять данные слова и выражения в любом контексте.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: «Обогащение словаря и развитие связной речи детей посредством ознакомления детей с фразеологизмами. Формирование умения понимать прямое и переносное значение «крылатых выражений». Учить подбирать и правильно применять данные слова и выражения в любом контексте.»
Л ЕЗТЬ НА РОЖОН.
Сказка Как щенок Ролик «полез на рожон».
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
комбинированного вида детский сад №1 МО Кореновский район
Знакомство с фразеологизмом «Лезть на рожон»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
логопедической НОД с применением ИКТ
в группе для детей с ОНР
(третий период обучения).
Учитель-логопед: Филимонова О.Н.
Цель и задачи:
«Обогащение словаря и развитие связной речи детей посредством ознакомления детей с фразеологизмами и многозначными словами.
Формировать умение понимать прямое и переносное значение фразеологизмов и многозначных слов русского языка.
Учить подбирать и правильно применять данные слова и выражения в любом контексте.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.»
Задание 1 (слайды )
В какой стране мы живем? Значит мы с вами- РОССИЯНЕ! А на каком языке чаще всего говорят РОССИЯНЕ и мы с вами сейчас говорим? Правильно, на русском. Это очень красивый и богатый язык. В нем много красивых слов и выражений, а некоторые из этих выражений даже имеют «крылья». Их так и называют «КРЫЛАТЫМИ».
Давайте вспомним, с какими «крылатыми выражениями» мы уже познакомились. (дидактическое пособие Шорыгина Т.А. «Крылатые слова и выражения» рассматривают каждую картинку иллюстративного материала, отвечая на вопросы)
-О каком крылатом выражении нам напоминает эта картинка?
-О каком человеке (в какой ситуации) можно так сказать?
Задание 2 (слайд)
Посмотрите на картинку. Художник изобразил худощавого и слабого на вид мужичка. Тот пытается затеять ссору, а то и подраться с повстречавшимися ему воинами – широкоплечими, крепкими, сильными и миролюбивыми. Мужичок рукава засучил, руки в кулаки сжал. Как вы думаете, сможет ли он победить в драке двоих сильных воинов?
Конечно нет! Его ждёт провал. Затевать драку с более сильным противником – значит лезть на рожон, нарываться на неприятности. послушайте стихотворение:
ЗАБИЯКА
Жил да был мужичок драчливый Мужичонка-забияка
Хоть на вид худой и хилый, Тут же с ним затеял драку
Очень он любил подраться -Что ты лезешь на рожон
И со всеми забираться. Ведь тебя сильнее он!-
Как-то шел он утром рано Говорит ему народ
Да и встретил великана - И смеётся во весь рот.
Грозен великан на вид, Так и вышло с мужичком -
Взгляд отвагою горит! Он украшен синяком!
Какое выражение автор стихотворения использовал, чтобы назвать глупое поведение мужичка? ( «Лезть на рожон» )
Задание 3 (слайды)
А что же такое «Лезть на рожон»? откуда прилетело к нам это крылатое выражение? А пришло оно к нам из словаря охотников (слайды)
Давным - давно в лесах водилось множества зверей. Самым опасным зверем в наших лесах всегда был медведь. Это только кажется, что он толстый и неуклюжий. Бродит по лесу и малиной лакомиться. Если он разозлился – страшнее и опаснее зверя в лесу нет!
Посмотрите какой это крупный зверь, какие у него когти и клыки. Самым опасным всегда считали медведя-шатуна. Все медведи зимой сладко спят в берлоге потому, что такому крупному зверю трудно в зимнем лесу пищу найти. Он не умеет кору молодых осинок и веточки кустиков грызть как заяц. Потому и спит, чтобы есть не хотелось! Но если что-то медведя разбудит, вылезет он зимой из берлоги и начнёт голодный по лесу шататься. Не попадайся ему тогда никто на пути. Медведи –шатуны могут прийти к людям в лесную деревеньку и тогда жди беды.
Самые смелые охотники отправлялись на схватку с медведем-шатуном. Ружей в старину у охотников ещё не было, вот и шли они на охоту с толстым длинным шестом, заострённым с одной стороны. Это острый шест или рогатина называли РОЖОН. Если медведь нападал на охотника, тот упирал рожон в землю острым концом вверх и крепко его держал. Нападающим медведь всегда поднимается на задние лапы и обрушивается на свою жертву. Разъяренный, ослеплённый злостью зверь часто сам бросался на рожон. Напоровшись на острый шест, зверь погибал, а человек оставался жив. В переносном смысле лезть на рожон – значит нарываться на неприятности, предпринимать действия заранее обреченные на провал.
ФИЗМИНУТКА:
Речь с движением: «Водопой» (слайд)
Кони гуляют весь день на лугу
Я всех коней перечислить могу.
Черный – как уголь,
Белый – как снег,
Рыжий – как солнце, красивее всех!
Серый, весь в яблоках, с гривой седой!
Конь шоколадный, совсем молодой.
Нищева Н.В. «Система коррекционной работы»
Задание 4 (слайд)
Отдохнули немного? А теперь садитесь на стульчики , нас ждёт сказка!
А называется она
«Как щенок Ролик полез на рожон.»
Однажды утром щенок Ролик побежал погулять по саду. Ролик – пёсик любопытный, всё его интересует и забавляет. То Божью коровку на листочке увидит, то капельки росы на травке.
Вдруг на тропинке у забора Ролик заметил ежика. Тот шёл по тропинке, неторопливо постукивая крошечными коготками, и негромко пыхтел: «Пых-пых».
«Это что ещё за чудище такое?» - подумал Ролик и тут же сказал:
-Эй, остановись-ка на минутку! Ты кто такой будешь?
Но ежик ничего не ответил. Не до разговоров ему! После ночной охоты на жуков и улиток еж устал и спешил в свой домик под корнями старой сосны.
Тогда протянул лапу и только хотел дотронуться до незнакомца, как тот свернулся клубком и выставил все иголки. Ролик залаял обиженно: «Аф-аф!» - мол, что за колючий колобок играть со мной не хочет, никогда такого не видел, ни ног, ни головы, одни иголки торчат!
- Глупыш! –расхохоталась старая ворона, которая с любопытством наблюдала за щенком.
- Почему это я глупыш?- обижено спросил Ролик. –Кстати, Тётушка Ворона, не подскажете ли вы, что это за колючий зверь? – продолжал он.
- Подскажу, подскажу! – ворчливо сказала ворона. – Это Ёжик. Он ночью на охоту ходит, а днём в норке спит, его там малыши ежата ждут. Ему с тобой играть неохота.
-А мне хочется с ним подружиться! – упрямо сказал Ролик и потрогал лапой Ежика.
-Ай!!! Как больно!!!- тявкнул щенок.
-Говорила я тебе, не приставай к нему, не лезь на рожон, а то нарвёшься на неприятности. Хорошо хоть только лапу уколол, мог бы и нос! А это куда больнее! – прокаркала ворона и улетела.
Задание 5 (краткий пересказ по цепочке).
-Как сказка называлась, кто запомнил?
-Куда отправился щенок?
-Кого увидел Ролик на тропинке?
-Что сказал Ролик и что ответил ему ёж?
- Как старая ворона назвала щенка?
-Как вы думаете, понравилось ли это Ролику?
- Что рассказала ворона Ролику про жизнь ежа?
- Что сделал в ответ на слова вороны непослушный Щенок?
- Что случилось с Роликом?
- Что ему сказала мудрая ворона?
А теперь возьмём в руки наш волшебный мячик и попробуем рассказать сказку сами ( пересказ по одному предложению как вариант)
Молодцы! Очень хорошо получилось!
А теперь скажите мне пожалуйста, с каким новым «крылатым выражением мы познакомились»?
Лезть на рожон
-А про какого человека можно сказать, что он лезет на рожон? (слайд)
Отлично !(слайд! Аплодисменты)
Закрепление знаний
А еще сегодня мы вспомнили о других крылатых выражениях и раз они «крылатые» давайте подарим им настоящие крылья. У чего есть крылья? У самолёта! Сложим бумажные самолётики.
Конструирование из бумаги «САМОЛЕТ» (с воспитателем группы, предварительная работа)
Возьмем в руки по самолётику и запустим. Но сначала посадим на самолёт «Крылатое выражение». Вот мой самолёт и я отправляю в полёт «горе луковое»!
-А я отправляю в полёт «Иерихонскую трубу»( и т.д. все дети называют фразеологизм и запускают самолёт)
А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Знакомство детей с фразеологизмами"
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Вот почему р...
Консультация для педагогов «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Знакомство детей с фразеологизмами
Использование фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, образной,яркой, эмоциональной, выразительной. Дети начинают внимательнее относится к своей речи и окружающих людей,интересоватьс...
Консультация "Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами".
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
«Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»
Консультация для педагогов/Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окр...
Статья. Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами.
Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами....