Знакомство с фразеологизмом «Лезть на рожон»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Филимонова Оксана Николаевна

Знакомство с фразеологизмом «Лезть на рожон»

 ПЛАН-КОНСПЕКТ логопедической НОД  с применением ИКТ в группе для детей с ОНР (третий период обучения).

Цель и задачи:

«Обогащение словаря и развитие связной речи детей посредством ознакомления детей с фразеологизмами и  многозначными словами.

 Формировать  умение понимать прямое и переносное значение фразеологизмов и многозначных  слов русского языка.

Учить подбирать и правильно применять данные слова и выражения в любом контексте.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.» 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с фразеологизмом «Лезть на рожон» НОД по развитию связной речи посредством знакомства с фразеологизмами. Учитель-логопед Филимонова О.Н. Подготовительная группа для детей с ОНР МАРТ 2014г .

Слайд 2

КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Слайд 3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: «Обогащение словаря и развитие связной речи детей посредством ознакомления детей с фразеологизмами. Формирование умения понимать прямое и переносное значение «крылатых выражений». Учить подбирать и правильно применять данные слова и выражения в любом контексте.»

Слайд 4

Л ЕЗТЬ НА РОЖОН.

Слайд 12

Сказка Как щенок Ролик «полез на рожон».

Слайд 17

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

комбинированного вида  детский сад №1 МО Кореновский район

Знакомство с фразеологизмом «Лезть на рожон»

 ПЛАН-КОНСПЕКТ

  логопедической НОД  с применением ИКТ

в группе для детей с ОНР

(третий период обучения).

Учитель-логопед: Филимонова О.Н.

Цель и задачи:

«Обогащение словаря и развитие связной речи детей посредством ознакомления детей с фразеологизмами и  многозначными словами.

 Формировать  умение понимать прямое и переносное значение фразеологизмов и многозначных  слов русского языка.

Учить подбирать и правильно применять данные слова и выражения в любом контексте.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.»

Задание 1 (слайды )

В какой стране мы живем? Значит мы с вами- РОССИЯНЕ!  А на каком языке чаще всего  говорят  РОССИЯНЕ и мы с вами сейчас говорим? Правильно, на русском.  Это очень красивый и богатый язык. В нем много красивых слов и выражений, а некоторые из этих выражений даже имеют «крылья». Их так и называют «КРЫЛАТЫМИ».

Давайте вспомним, с какими «крылатыми выражениями» мы уже познакомились. (дидактическое пособие Шорыгина Т.А. «Крылатые слова и выражения» рассматривают каждую картинку иллюстративного материала, отвечая на вопросы)

-О каком крылатом выражении нам напоминает эта картинка?

-О каком человеке (в какой ситуации) можно так сказать?

Задание 2 (слайд)

Посмотрите на картинку. Художник изобразил худощавого и слабого на вид мужичка. Тот пытается затеять ссору, а то и подраться с повстречавшимися ему воинами – широкоплечими, крепкими, сильными и миролюбивыми. Мужичок рукава засучил, руки в кулаки сжал. Как вы думаете, сможет ли он победить в драке двоих сильных воинов?

Конечно нет! Его ждёт провал. Затевать драку с более сильным противником – значит лезть на рожон, нарываться на неприятности. послушайте стихотворение:

ЗАБИЯКА

Жил да был мужичок драчливый              Мужичонка-забияка

Хоть на вид худой и хилый,                       Тут же с ним затеял драку

Очень он любил подраться                        -Что ты лезешь на рожон

И со всеми забираться.                            Ведь тебя сильнее он!-

Как-то шел он утром рано                    Говорит  ему  народ

Да и встретил великана -                       И смеётся во весь рот.

Грозен великан на вид,                            Так и вышло с мужичком -

Взгляд отвагою горит!                          Он украшен синяком!

Какое выражение автор стихотворения использовал, чтобы назвать глупое поведение мужичка? ( «Лезть на рожон» )

Задание 3 (слайды)

А что же такое «Лезть на рожон»? откуда прилетело к нам это крылатое выражение? А пришло оно к нам из словаря охотников (слайды)

      Давным - давно в лесах водилось множества зверей. Самым опасным зверем в наших лесах всегда был медведь. Это только кажется, что он толстый и неуклюжий. Бродит по лесу и малиной лакомиться.  Если он разозлился – страшнее и опаснее зверя в лесу нет!

     Посмотрите какой это крупный зверь, какие у него когти и клыки. Самым опасным всегда считали медведя-шатуна. Все медведи зимой сладко спят в берлоге  потому, что такому крупному зверю трудно в зимнем лесу пищу найти. Он не умеет кору молодых осинок и веточки кустиков грызть как заяц. Потому и спит, чтобы есть не хотелось! Но если что-то медведя разбудит,   вылезет он зимой из берлоги и начнёт  голодный по лесу шататься. Не попадайся ему тогда никто на пути. Медведи –шатуны могут прийти к людям в лесную деревеньку и тогда жди беды.

     Самые смелые охотники отправлялись на схватку с медведем-шатуном. Ружей в старину у охотников ещё не было, вот и шли они на охоту с толстым длинным  шестом, заострённым с одной стороны. Это острый шест или рогатина называли РОЖОН. Если медведь нападал на охотника, тот упирал рожон в землю острым концом вверх и крепко его держал. Нападающим медведь всегда поднимается на задние лапы и обрушивается на свою жертву. Разъяренный, ослеплённый злостью зверь часто сам бросался на рожон.   Напоровшись на острый шест, зверь погибал, а человек оставался жив. В переносном смысле лезть на рожон – значит нарываться на неприятности, предпринимать действия заранее обреченные на провал.

ФИЗМИНУТКА:

Речь с движением:  «Водопой» (слайд)

Кони гуляют весь день на лугу

Я всех коней перечислить могу.

Черный – как уголь,

Белый – как снег,

Рыжий – как солнце, красивее всех!

Серый, весь в яблоках, с гривой седой!

Конь шоколадный, совсем молодой.

 Нищева Н.В. «Система коррекционной работы»

Задание 4 (слайд)

Отдохнули немного? А теперь садитесь на стульчики , нас ждёт сказка!

А называется она

«Как щенок Ролик полез на рожон.»

Однажды утром щенок Ролик побежал погулять по саду. Ролик – пёсик любопытный, всё его интересует и забавляет. То Божью коровку на листочке  увидит, то капельки росы на травке.

Вдруг на тропинке у забора Ролик заметил ежика. Тот шёл по тропинке, неторопливо постукивая крошечными коготками, и негромко пыхтел: «Пых-пых».

«Это что ещё за чудище такое?» - подумал Ролик и тут же сказал:

-Эй, остановись-ка на минутку! Ты кто такой будешь?

Но ежик ничего не ответил. Не до разговоров ему! После ночной охоты на жуков и улиток еж устал и спешил в свой домик под корнями старой сосны.

Тогда  протянул лапу и только хотел дотронуться до незнакомца, как тот свернулся клубком и выставил все иголки. Ролик залаял обиженно: «Аф-аф!» - мол, что за колючий колобок играть со мной не хочет, никогда такого не видел, ни ног, ни головы, одни иголки торчат!

- Глупыш! –расхохоталась старая ворона, которая с любопытством наблюдала за щенком.

- Почему это я глупыш?- обижено спросил Ролик. –Кстати, Тётушка Ворона, не подскажете ли вы, что это за колючий зверь? – продолжал он.

- Подскажу, подскажу! – ворчливо сказала ворона. – Это Ёжик. Он ночью на охоту ходит, а днём в норке спит, его там малыши ежата ждут. Ему с тобой играть неохота.

-А мне хочется с ним подружиться! – упрямо сказал Ролик и потрогал лапой Ежика.

-Ай!!! Как больно!!!- тявкнул щенок.

-Говорила я тебе, не приставай к нему, не лезь на рожон, а то нарвёшься на неприятности. Хорошо хоть только лапу уколол, мог  бы и нос! А это куда больнее! – прокаркала ворона и улетела.

Задание 5  (краткий пересказ по цепочке). 

-Как сказка  называлась, кто запомнил?

-Куда отправился щенок?

-Кого  увидел Ролик на тропинке?

-Что сказал Ролик и что ответил ему ёж?

- Как старая ворона назвала щенка?

-Как вы думаете, понравилось  ли это Ролику?

- Что рассказала ворона Ролику про жизнь ежа?

- Что сделал в ответ на слова вороны непослушный Щенок?

- Что случилось с Роликом?

- Что ему сказала мудрая ворона?

А теперь возьмём в руки наш волшебный мячик и попробуем рассказать сказку сами ( пересказ по одному предложению как вариант)

Молодцы! Очень хорошо получилось!

 А теперь скажите мне пожалуйста, с каким новым «крылатым выражением мы познакомились»?

Лезть на рожон

-А про какого человека можно сказать, что он лезет на рожон? (слайд)

Отлично !(слайд! Аплодисменты)

Закрепление знаний

А еще сегодня мы вспомнили о других крылатых выражениях  и раз они «крылатые» давайте подарим им настоящие крылья. У чего есть крылья? У самолёта! Сложим бумажные самолётики.

Конструирование из бумаги «САМОЛЕТ» (с воспитателем группы, предварительная работа)

 Возьмем в руки по самолётику и запустим. Но сначала посадим на самолёт «Крылатое выражение». Вот мой самолёт и я отправляю в полёт «горе луковое»!

-А я отправляю в полёт «Иерихонскую трубу»( и т.д. все дети называют фразеологизм и запускают самолёт)

А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Знакомство детей с фразеологизмами"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Вот почему р...

Консультация для педагогов «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Знакомство детей с фразеологизмами

Использование фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, образной,яркой, эмоциональной, выразительной. Дети начинают внимательнее относится к своей речи и окружающих людей,интересоватьс...

Консультация "Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами".

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

«Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»

Консультация для педагогов/Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окр...

Статья. Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами.

Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами....