Логопедическое занятие в подготовительной группе по знакомству с фразеологизмами, пословицами и поговорками "Домовёнок Кузя в гостях у ребят"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Как объяснить значение фразеологизмов ребёнку с ОНР? Эту проблему поможет решить практико-ориентированный подход. На занятии дети экспериментируют и узнают, почему так говорят "как с гуся вода", "работать спустя рукава", "дойти до ручки"...Дети учатся отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок. Учатся описывать сказочных героев с помощью фразеологизмов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия «Домовёнок Кузя в гостях у ребят»
автор: учитель-логопед Макаренкова Е.Б.
«МБДОУ №7» пгт Никель 2025г.
Цель: развитие речи и обогащение словарного запаса русскими народными пословицами, поговорками и крылатым выражениям
Задачи:
Образовательные
- Знакомить с пословицами, поговорками и с крылатыми выражениями
- Развивать умение анализировать народные пословицы и поговорки
- Тренировать в различении пословиц и поговорок
- Учить находить ответы на вопросы в книгах и экспериментах
Коррекционные
- Формировать понимание переносного смысла пословиц и поговорок
- Обогащать словарный запас и сенсорный опыт
- Выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи
Воспитательные
- Прививать интерес к устному народному творчеству;
- Воспитывать умение высказывать своё мнение
Оборудование: гусиные перья (12 шт.), стаканчики с водой (6 штук), солёное тесто для лепки, фольга, влажные салфетки, 2 русских рубахи с длинными рукавами (должна быть велика ребёнку), карточки (время года, семья, дружба, хлеб,), костюм Домового, пособие «Пословицы» словарь фразеологизмов, картинки со сказочными героями, фонограмма «Ах вы сени», картинки с родственными словами к слову «Дом»
Ход занятия
- Организационный момент. Ребята, к нам пришло сегодня много гостей. Давайте с ними поздороваемся, но необычно, а так как здоровались в старину. Мы скажем: «Здравствуйте, гости дорогие!» В России всегда были рады гостям, считалось, что с приходом гостей в доме случится что-то хорошее.
В старину говорили: «Много гостей- много новостей». Сегодня мы проверим, так ли это. Возможно, нас ждёт много интересного
- Речёвка-мотиватор с пальчиками
Мир познавай, для себя открывай,
Трудись и старайся, и улыбайся! (Дети садятся за столы)
- Сюрпризный момент
Много ли мы знаем о нашей Родине? Россия огромная и древняя страна. Россия - наш общий дом. Давайте придумаем родственные слова к слову «Дом».
Дети отвечают. При произнесении слова «Домовой», за дверью раздаётся «Апчи!», педагог желает всем здоровья, опять говорит слово «домовой» и слышат «Апчи!»
Логопед: Ребята, вы заметили, как только я скажу «Домовой», раздаётся чихание, вы не чихали, гости не чихали, кто бы это мог быть? Смотрят за дверью, а там Домовой. Что с тобой случилось, почему ты чихаешь, простудился?
Домовой (обиженно и возмущенно):
Пока я к вам пришёл, до ручки дошёл,
Я стучу туда-сюда, а с вас как с гуся вода,
Вам всё трынь-трава, работаете спустя рукава!
Логопед: Ребята. вы что-нибудь поняли? До какой ручки дошёл, с какого гуся вода, причём тут трава, и кто спустил рукава?
Домовой (растроенно)
Русской речи не понимают, вот сказки народные исчезают!
Логопед: Ребята, сказки народные исчезают! Это из-за того, что мы многих старых выражений не понимаем! Домовой, наши ребята всегда готовы во всём разобраться.
- Экспериментирование:
Логопед: Ты сказал: «Стучу туда-сюда, а с вас как с гуся вода». Почему так говорили в старину. Ответим с помощью научного подхода и эксперимента
Нам нужны гусиные перья и стаканчики с водой.
(Дети макают перья в воду и экспериментально убеждаются, что с них скатываются капельки)
Выводы: гусь - водоплавающая птица, его перья не намокают, а вода с них скатывается. Очень давно люди заметили это и появилась поговорка «Как с гуся вода», которая значит, что человеку всё нипочём. Вот мы и разобрались.
А про перья русский народ придумал еще пословицу «Что написано пером, не вырубить топором» и поговорку «Ни пуха, ни пера» Вот с первой поговоркой и разобрались. А еще говорили: «Легко перо, да на крышу не забросишь» - проверим
Логопед: Домовой говорил, пока я к вам пришёл, до ручки дошёл. Что за ручка такая. Посмотрим в словаре. Знаете, ребята, что такое калач? Это такое хлебобулочное изделие. Оно похоже на замочек, и у него есть ручка. Сейчас мы с вами испечём калачи.
Дети лепят калачи из солёного теста. (тесто фольга, влажные салфетки).
Калачи были очень популярны на Руси. Про калачи есть пословица «Ешь калачи пока горячи» и поговорка «Калачом не заманишь»
Когда ели калач, его держали за ручку. Калач съедали, а ручку отдавали собаке или лошади. Но если человек жил бедно, голодал, то он съедал даже ручку калача. Отсюда и поговорка «Дойти до ручки» Вот мы и вторую загадку Домового разгадали.
Логопед: «Работаете спустя рукава», почему так говорили? Обратимся к словарю. В старину богатые люди носили одежду с длинными рукавами, в ней неудобно было работать. Поэтому про плохих работников так и говорили: «Работает спустя рукава», а про хороших говорили: «Работает, засучив рукава»
Давайте проверим, действительно ли это так.
2 детей надевают рубашки, у одного спущенные рукава. а у другого засученные. Кто быстрее соберёт грибы, ягоды.
5. Выводы (Дети поясняют слова Домового)
Домовой(весело):
Пока я к вам пришёл, до ручки дошёл, (оказался в нужде)
Я стучу туда-сюда, а с вас как с гуся вода, (всё нипочём)
Вам всё трынь-трава, работаете спустя рукава! (плохо работаете)
Домовой: Вы молодцы, разобрались в поговорках с помощью этих ваших экспериментов, вот и я новое слово выучил. Значит сказки народные будут жить, а в пословицах и поговорках мудрость народная сохраниться.
- Физминутка. Делу время, а потехе час. Танцуем танец «Калинка-малинка», хороводная игра «Водяной» и «Горелки»
Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку, на одну минуточку
Выйди ты на бережок и узнай меня, дружок.
- Дифференциация понятий «Пословица» и «Поговорка»
Логопед: Чем пословица отличается от поговорки?
Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения.
Что длиннее пословица или поговорка? (ответы детей)
Пословица как бы состоит из 2 частей и она длиннее.
Игра «Пословица или поговорка»
(дети отвечают с места сигнальными жестами, показывая пословица или поговорка) «Работает, засучив рукава», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Калачом не заманишь», «Как аукнется, так и откликнется», «Дело мастера боится», «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», «Не зная броду, не суйся в воду», «Первый блин комом»
- Работа в парах. Прямое и переносное значение пословиц (Игра-пособие)
Находят парочки, у кого прямое значение, у кого переносное?
- Соотнесение пословиц с категорией (время года, семья, дружба, хлеб)
Логопед: Домовой, наши дети знают много пословиц, хочешь проверить? Тяни любую карточку. Дети с места называют пословицы выбранной категории.
- Тренировочные упражнения в отгадывании сказок Про кого так скажем? (Сказочные герои на доске 6 сказок)
«Белая ворона» - Снегурочка,
«Уши развесил» и его «Водили за нос» - Волк из сказки «Волк и лиса»,
«Витал в облаках», а потом «Поймал удачу за хвост» - Емеля из сказки «По щучьему…»
«Его и след простыл», а потом «его обвели вокруг пальца» - Колобок
«Пригрел на груди змею», а она «Села ему на шею» - Заюшкина избушка
Точит зуб»,
«Сколько верёвочке не виться. конец всё равно будет» - Кащей
«Глаза завидущие, руки загребущие» - мачеха и Марфушенька в сказке «Морозко»
«Одна голова хорошо, а 2 или 3 лучше» Змей Горыныч
«Точит зуб» - баба Яга
- Итог. Для чего нам нужны пословицы и поговорки? Прощание с Домовым. Оценка деятельности детей. Стих «Пословица не даром молвится…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»
Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «В гостях у диких животных»
Программные задачи: Образовательные задачи:- формировать умение образовать притяжательные прилагательных и включать их в предложение;- формировать умение упот...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов".
Конспект занятия по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов", с использованием песочной терапии....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Снежная королева в гостях у ребят"
В гости к детям приходит Снежная королева. Занятие направлено на закрепление знаний по теме "Зима"....

Логопедическое занятие для подготовительной группы "Знакомство с буквой Д"
Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой Д"...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия в подготовительной группе «Насекомые. Лунтик в гостях у ребят»
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия в подготовительной группе детей с ТНР и нарушением зрения с использованием современных образовательных технологий...