Логопедическое занятие в подготовительной группе по знакомству с фразеологизмами, пословицами и поговорками "Домовёнок Кузя в гостях у ребят"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Макаренкова Елена Борисовна

Как объяснить значение фразеологизмов  ребёнку с ОНР? Эту проблему поможет решить практико-ориентированный подход. На занятии дети экспериментируют и узнают, почему так говорят "как с гуся вода", "работать спустя рукава", "дойти до ручки"...Дети учатся отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок. Учатся описывать сказочных героев с помощью фразеологизмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Домовёнок Кузя в гостях у ребят»

автор: учитель-логопед Макаренкова Е.Б.

«МБДОУ №7» пгт Никель 2025г.

Цель: развитие речи и обогащение словарного запаса русскими народными пословицами, поговорками и крылатым выражениям

Задачи:

Образовательные

- Знакомить с пословицами, поговорками и с крылатыми выражениями

- Развивать умение анализировать народные пословицы и поговорки

- Тренировать в различении пословиц и поговорок

- Учить находить ответы на вопросы в книгах и экспериментах

Коррекционные

- Формировать понимание переносного смысла пословиц и поговорок

- Обогащать словарный запас и сенсорный опыт

- Выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи

Воспитательные

- Прививать интерес к устному народному творчеству;

- Воспитывать умение высказывать своё мнение

Оборудование: гусиные перья (12 шт.), стаканчики с водой (6 штук), солёное тесто для лепки, фольга, влажные салфетки, 2 русских рубахи с длинными рукавами (должна быть велика ребёнку), карточки (время года, семья, дружба, хлеб,), костюм Домового, пособие «Пословицы» словарь фразеологизмов, картинки со сказочными героями, фонограмма «Ах вы сени», картинки с родственными словами к слову «Дом»

Ход занятия

  1. Организационный момент. Ребята, к нам пришло сегодня много гостей. Давайте с ними поздороваемся, но необычно, а так как здоровались в старину. Мы скажем: «Здравствуйте, гости дорогие!» В России всегда были рады гостям, считалось, что с приходом гостей в доме случится что-то хорошее.

В старину говорили: «Много гостей- много новостей». Сегодня мы проверим, так ли это. Возможно, нас ждёт много интересного

  1. Речёвка-мотиватор с пальчиками

Мир познавай, для себя открывай,

Трудись и старайся, и улыбайся!  (Дети садятся за столы)

  1. Сюрпризный момент

Много ли мы знаем о нашей Родине? Россия огромная и древняя страна. Россия - наш общий дом. Давайте придумаем родственные слова к слову «Дом».

 Дети отвечают. При произнесении слова «Домовой», за дверью раздаётся «Апчи!», педагог желает всем здоровья, опять говорит слово «домовой» и слышат «Апчи!»

Логопед: Ребята, вы заметили, как только я скажу «Домовой», раздаётся чихание, вы не чихали, гости не чихали, кто бы это мог быть? Смотрят за дверью, а там Домовой. Что с тобой случилось, почему ты чихаешь, простудился?

Домовой (обиженно и возмущенно):

Пока я к вам пришёл, до ручки дошёл,

Я стучу туда-сюда, а с вас как с гуся вода,

Вам всё трынь-трава, работаете спустя рукава!

Логопед: Ребята. вы что-нибудь поняли? До какой ручки дошёл, с какого гуся вода, причём тут трава, и кто спустил рукава?

Домовой (растроенно)

Русской речи не понимают, вот сказки народные исчезают!

Логопед: Ребята, сказки народные исчезают! Это из-за того, что мы многих старых выражений не понимаем! Домовой, наши ребята всегда готовы во всём разобраться.

  1. Экспериментирование:

Логопед: Ты сказал: «Стучу туда-сюда, а с вас как с гуся вода». Почему так говорили в старину. Ответим с помощью научного подхода и эксперимента

Нам нужны гусиные перья и стаканчики с водой.

(Дети макают перья в воду и экспериментально убеждаются, что с них скатываются капельки)

Выводы: гусь - водоплавающая птица, его перья не намокают, а вода с них скатывается. Очень давно люди заметили это и появилась поговорка «Как с гуся вода», которая значит, что человеку всё нипочём. Вот мы и разобрались.

А про перья русский народ придумал еще пословицу «Что написано пером, не вырубить топором» и поговорку «Ни пуха, ни пера» Вот с первой поговоркой и разобрались. А еще говорили: «Легко перо, да на крышу не забросишь» - проверим

Логопед: Домовой говорил, пока я к вам пришёл, до ручки дошёл. Что за ручка такая. Посмотрим в словаре. Знаете, ребята, что такое калач? Это такое хлебобулочное изделие. Оно похоже на замочек, и у него есть ручка. Сейчас мы с вами испечём калачи.

Дети лепят калачи из солёного теста. (тесто фольга, влажные салфетки).

Калачи были очень популярны на Руси. Про калачи есть пословица «Ешь калачи пока горячи» и поговорка «Калачом не заманишь»

Когда ели калач, его держали за ручку. Калач съедали, а ручку отдавали собаке или лошади. Но если человек жил бедно, голодал, то он съедал даже ручку калача. Отсюда и поговорка «Дойти до ручки» Вот мы и вторую загадку Домового разгадали.

Логопед: «Работаете спустя рукава», почему так говорили? Обратимся к словарю. В старину богатые люди носили одежду с длинными рукавами, в ней неудобно было работать. Поэтому про плохих работников так и говорили: «Работает спустя рукава», а про хороших говорили: «Работает, засучив рукава»

Давайте проверим, действительно ли это так.

2 детей надевают рубашки, у одного спущенные рукава. а у другого засученные. Кто быстрее соберёт грибы, ягоды.

5. Выводы (Дети поясняют слова Домового)

Домовой(весело):

Пока я к вам пришёл, до ручки дошёл, (оказался в нужде)

Я стучу туда-сюда, а с вас как с гуся вода, (всё нипочём)

Вам всё трынь-трава, работаете спустя рукава! (плохо работаете)

Домовой: Вы молодцы, разобрались в поговорках с помощью этих ваших экспериментов, вот и я новое слово выучил. Значит сказки народные будут жить, а в пословицах и поговорках мудрость народная сохраниться.

  1. Физминутка. Делу время, а потехе час. Танцуем танец «Калинка-малинка», хороводная игра «Водяной» и «Горелки»

Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой

Выгляни на чуточку, на одну минуточку

Выйди ты на бережок и узнай меня, дружок.

  1. Дифференциация понятий «Пословица» и «Поговорка»

Логопед: Чем пословица отличается от поговорки?

Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения.

Что длиннее пословица или поговорка? (ответы детей)

Пословица как бы состоит из 2 частей и она длиннее.

Игра «Пословица или поговорка»

(дети отвечают с места сигнальными жестами, показывая пословица или поговорка) «Работает, засучив рукава», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Калачом не заманишь», «Как аукнется, так и откликнется», «Дело мастера боится», «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», «Не зная броду, не суйся в воду», «Первый блин комом»

  1. Работа в парах. Прямое и переносное значение пословиц (Игра-пособие)

Находят парочки, у кого прямое значение, у кого переносное?

  1. Соотнесение пословиц с категорией (время года, семья, дружба, хлеб)

Логопед: Домовой, наши дети знают много пословиц, хочешь проверить? Тяни любую карточку. Дети с места называют пословицы выбранной категории.

  1.  Тренировочные упражнения в отгадывании сказок Про кого так скажем? (Сказочные герои на доске 6 сказок)

 «Белая ворона» - Снегурочка,

«Уши развесил» и его «Водили за нос» - Волк из сказки «Волк и лиса»,

«Витал в облаках», а потом «Поймал удачу за хвост» - Емеля из сказки «По щучьему…»

«Его и след простыл», а потом «его обвели вокруг пальца» - Колобок

«Пригрел на груди змею», а она «Села ему на шею» - Заюшкина избушка

Точит зуб»,

«Сколько верёвочке не виться. конец всё равно будет» - Кащей

 «Глаза завидущие, руки загребущие» - мачеха и Марфушенька в сказке «Морозко»

«Одна голова хорошо, а 2 или 3 лучше» Змей Горыныч

«Точит зуб» - баба Яга

  1. Итог. Для чего нам нужны пословицы и поговорки? Прощание с Домовым. Оценка деятельности детей. Стих «Пословица не даром молвится…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»

Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «В гостях у диких животных»

Программные задачи:        Образовательные задачи:- формировать умение образовать притяжательные прилагательных и включать их в предложение;- формировать умение упот...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов".

Конспект занятия по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов", с использованием песочной терапии....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Снежная королева в гостях у ребят"

В гости к детям приходит Снежная королева. Занятие направлено на закрепление  знаний по теме "Зима"....

Логопедическое занятие для подготовительной группы "Знакомство с буквой Д"

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой Д"...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия в подготовительной группе «Насекомые. Лунтик в гостях у ребят»

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия в подготовительной группе детей с ТНР и нарушением зрения с использованием современных образовательных технологий...