Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Мокшина Ольга Игоревна

Конспект занятия по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов", с использованием песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_avtomatizatsii_zvuka_r._v_gostyah_u_gnomov.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г. Ф. Атякшева» /дошкольные группы/

Логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях с использованием песочной терапии

 «В гостях у гномов»

Выполнила:

учитель-логопед

Мокшина Ольга Игоревна

г. Югорск 2015


Цель. Закрепление правильного произношения звука [р] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи.

Коррекционно – образовательные.

  1. Формирование навыка определения смысловой основы предложения, упражнение в согласовании слов в предложении.
  2. Уточнение написания буквы Р.

Коррекционно – развивающие.

  1. Развитие умения выделять звук [р] в слогах, словах.
  2. Закрепление умения делить слова на слоги.
  3. Закрепление умения определять место звука [р] в словах.
  4. Развитие мелкой моторики, зрительного внимания, мышления. 
  5. Формирование у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Коррекционно – воспитательные.

  1. Воспитание познавательного интереса к занятиям.
  2. Формирование навыка сотрудничества, умения слушать собеседника.

Оборудование: песочница с песком, игрушки – гномики, предметные картинки со звуком [р], камни красного и голубого цвета, почтовые телеграммы, влажные салфетки.


Ход занятия

  1. Организационный этап
  • Психогимнастика: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

  - Какой сегодня чудесный день! Давай улыбнемся друг другу, гостям. 

Мы спокойны и веселы, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

- Сегодня мы совершим удивительное путешествие в сказочный город и познакомимся с его жителями. А отправимся мы туда на машине.

  • Артикуляционная гимнастика «Приключение машинки».

Гараж двери открывает

И машина выезжает.

Улыбается машинка –

У нее помыта спинка!

Вот широкая дорога,

Здесь машин проедет много.

Это - узкая дорожка,

Здесь машин совсем немножко.

Мотор как сердце у машинки:

Стучит — поедем без заминки.

Все колеса закрутились.

По дорожке покатились.

Каменистый путь не прост.

Не жалей – ка ты колес!

В горку только поднялись –

И скорее мчимся вниз.

Пусть машинка отдохнет.

Нас лошадка подвезет!

На дороге грязь, как каша.

Не буксуй, машинка наша!

Не заводится мотор.

Почини его, шофер!

Нужно нам капот открыть

И машинку починить

Поработаем насосом —

Подкачаем все колеса!

Кисточкой машину красим –

Будет всех она прекрасней.

Радостно мотор шумит —

В сказку путь теперь лежит!

  1. Основной этап
  • Автоматизация звука [Р].

  1. Выделение звука [р] из слов.

- В некотором царстве, в одном волшебном городе текла река (логопед проводит по песку рукой). - На берегу реки жили братья-гномики (ставятся игрушки гномики).

Жили эти гномики 
В чудесном домике
 
В доме том была труба,
 
Дым из неё валил всегда.
Было и окно,
 
Нарисуй, какое оно (ребенок на песке рисует дом, трубу, дым, окно).

Жили гномы, не грустили, 
Друг за другом бегали,
 

Прыгали, скакали, 
Весело играли (ребенок выполняет пальчиковую гимнастику по тексту)

- Очень они любили делать «Секретики» друг для друга.

Давай поможем братьям отыскать эти «Секретики».


- Ты секретик ищи, 
из песка откопай, 
что нарисовано, называй (ребенок отыскивает в песке картинки, в названии которых есть звук «р» и называет их).
 
- Какой общий звук слышится в этих словах? (-Звук [р]).

Звук [р] любимый звук наших гномиков.

  1. Характеристика звука [р] с опорой на таблицу:

Для того чтобы красиво зарычать надо вспомнить, где должен находится язычок.

Широкий кончик языка

Вверх, в нёбо упирается.

Посередине языка

Воздух пробирается.

Р получится певучий

Твёрдый, звонкий и могучий!

Язычок наш задрожит, никуда не убежит.

  1. Упражнение на развитие фонематического слуха «Звуковая мозаика».

- В домике у гномиков хранились самоцветы, они их часто доставали и в «Звуковую мозаику» играли. Поиграем?

- Если услышишь в слоге звук (р), красный камушек клади, не услышишь – синий.

Ра, во, ру,

мо, ры, за,

ро, ны, рэ.

- Если в слове услышишь звук (р), то красный камушек клади, не услышишь – синий.

Тучка, ручка, лук,

Руки, козы, рамы

Коса, радуга, самоцветы.

  1. Изолированное произнесение звука [р]. Упражнение «Собери самоцветы»

Молодцы! А теперь обратно красные камушки клади и звук Р произноси.

  1. Автоматизация звука [р] в слогах.

Есть у гномиков игра – ра – ра – ра.

 - Я начну, а вы закончите рифмовку слоговой песенкой.

Поиграем мы в игру? – ру, ру, ру.

Дружи со спортом, детвора – ра-ра-ра.

Совет дадим для детворы – ры-ры-ры.

Зарядку делайте с утра – ра-ра-ра.

Прыгайте, как кенгуру – ру-ру-ру.

Здоровы будьте и бодры – ры-ры-ры!

  1. Автоматизация звука [р] в словах.
  • Игра «Подарки».

- Гномики очень подарки любили и часто подарки друг другу дарили: Я тебе подарю грушу. Я за грушу подарю тебе розу. Они предлагают и вам поиграть с ними.

  • Игра «Разложи подарки по коробкам».

 - Подарки все перепутались. Давайте их разложим по коробкам. В первую положим подарки, где звук [р] в начале слова, во вторую коробку, где звук в середине слова, и в третью, где звук в конце слова.

Динамическая пауза

Сделаем во дворике – поскользить по поверхности песка
Из песочка домики
Все, что только захотим – 
создать отпечатки кулачков
Из песка мы смастерим.
Хочешь, будет колобок – 
выполняется круговое движение, рисование на песке.
А быть может теремок – 
рисуем отдельным пальцем крышу дома
Можно сделать белый гриб – 
рисуем двумя пальцами гриб
А быть может разных рыб – 
поскользить ребром ладони по песку.
Рыбки весело резвятся – 
постучать каждым пальцем по песку
В чистой тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся – 
сжать пальцы в кулак
То зароются в песке. – 
«зарыться» всей ладонью в песок

  1. Определение количества слогов в словах. Игра «Рассели животных в вольеры»

Есть у гномиков вольер.

Там живёт рогатый зверь.

Он живет здесь не один

Поросенок рядом с ним.

Есть корова и барсук,

Полосатый бурундук…

Но случилась, вдруг, беда

Разбежались кто-куда…

-Давайте поможем гномикам вернуть животных в вольеры. Для этого нам нужно хлопками определить количество слогов в названии животного. Сколько слогов, в таком вольере живет животное.

  1. Автоматизация звука[р] в предложениях.

Игра «Почта»

-Наши гномики очень веселые. 
Любят гномики все узнавать,
В открытках друг - другу об этом писать.
Но гномики так спешили,
 
Что много ошибок они допустили.
 
Давай гномикам  поможем исправить ошибки:

- В открытке написано «Дровами рубят топор». А как правильно сказать? Забор красит Рому. Рыба поймала рыбака. Мусор убирает Рому. Сад растёт в розах. Арбуз купил Артёма. Куры кормят Марусю. Шарф надел Егора. (ребенок исправляет предложения).

  1. Связь звука и буквы.

Напомните, какой звук мы сегодня чаще других произносили во время нашего путешествия?

Звук [р] обозначается буквой Р.

-Давайте, украсим букву Р (самоцветами, цветочками или раскрасим цветными карандашами).

  1. Итог занятия

-  Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. 
- Что понравилось больше всего во время нашего путешествия?

- Что было сложным?

 Рефлексия «Ромашка»

На доске расположены гномики. Я предлагаю подарить гномам ромашку. Веселую подарим в том случае – если вы считаете, что сделали всё отлично и у вас хорошее настроение; грустную подарим в том случае – если вы считаете, что вы не справились с заданием, или вам было трудно и у вас грустное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в подготовительной группе по автоматизации звука Л "В гости к фее волшебного луга"

представляю конспект занятия в подготовительной группе направленный на атоматизацию звука Л в словах и фразах с использованием элементов пескотерапии и сказкотерапии (песок я заменила различными крупа...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Карнавал гласных звуков".

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Карнавал гласных звуков" по теме: закрепление понятия о гласных звуках....

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Р» Тема: « В поиске сокровищ»

Конспект содержит подробное изложение хода индивидуального занятия воспитателя. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Созданы условия и...

конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные звуки и буквы"

Обобщить знания о гласных звуках и буквах; закрепить умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный гласный звук; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова; упражнять в употреблении...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме" Звуки В, Вь" "Путешествие в Звукоград"

Конспект подгруппового  занятия  для детей с ФФНР по теме "Звуки В и Вь"  с использованием зрительных символов и сказочных персонажей города Звукограда. Дети отправляются в ве...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по автоматизации звука Л "Путешествие на самолете"

Автоматизация звука л изолированно, в слогах, словах. Лексическая тема: деревья средней полосы России....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Ш» в словах и предложениях.

Материал предназначен для логопедов и воспитателей подготовительной группы....