Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Ш» в словах и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кайлер Татьяна Владимировна

Материал предназначен для логопедов и воспитателей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_sh_v_slovah_i_predlozheniyah.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Ш» в словах и предложениях.

    Тема: «Приключения в осеннем лесу»

Цель: закрепить навык произношения звука на материале слов, предложений.

Задачи:

   Коррекционно-образовательные:

- автоматизировать правильное произношение звука «Ш»; - закрепить лексическую тему «Осень».

Коррекционно-развивающие:

-закрепить навыки правильного произношения звука «Ш» в словах и коротких предложениях;

- развивать фонематические представления;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику; - развивать внимание, память, ревой слух, речевое дыхание.

 Воспитательные:

    - формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;

   - воспитывать навыки самоконтроля, любовь к живой природе. 

Оборудование:

Мультимедийная установка, осенние деревья с картинками,  индивидуальные зеркала, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, игрушка мышка Маша, домик мышки, лесные деревья, прищепки, осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, поднос, игрушки: медведь, белка, ёжик; 12 пеньков из картона, предметные картинки в названии которых есть звук «Ш» в форме грибочков и орехов.

  1. Организационный этап занятия.

Организационный момент – психоэмоциональный настрой на занятие

  – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы        улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.

Дети и логопед встают в круг.

 Логопед:

Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?

– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Машенька – М...)

Лес волшебный тут как тут,

    Приключения нас ждут!

  1. Основной этап занятия Дыхательная гимнастика

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнем через рот все обиды и огорчение.

 Актуализация темы занятия

Кружит листопад. И листики летят. Как красив осенний лес. В нем полным -полно чудес!

Ребята, я видела, как мимо нас пролетела сорока и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Логопед находит письмо и читает его:

«Ребята, пишет вам мышка Маша. У меня потерялся звук Ш. Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска, саик. Помогите мне найти потерявшийся звук».

– Ребята, поможем Маше? (да!)  Тогда отправляемся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук Ш необходимо выполнить интересные задания. 

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

 Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.

Логопед: Маша предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это наше первое задание.

Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

Описание:

Методические указания:

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении.

следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Качели» 

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

Описание:

Методические указания:

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

Описание:

Методические указания:

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.

следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

«Маляр»

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

Описание:

Методические указания:

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Описание:

Методические указания:

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием Маши!

Ребята, посмотрите, а кто же это под кустом? (Ёж) А вот задание от ёжика. Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить! 

 Пальчиковая гимнастика

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик,

 пальцы другой руки – лесные зверюшки. Сжимаем одной рукой, каждый палец другой руки.

Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. (растопыриваем пальцы правой руки - это ежик, левая рука сжата в кулак)

Зайке беленькому (отгибаем мизинец)

Волчку серенькому (отгибаем безымянный палец)

Рыжей лисичке (отгибаем средний палец)

Белочке-сестричке (отгибаем указательный палец)

А медведю-мишке ежик дарит шишки (отгибаем большой палец).

Логопед: Ребята, ёжик все орешки раздал животным, корзинка его пуста. Давайте поможем ему собрать грибы.

 Игра с прищепками.

1,2,3,4,5 – будем грибы мы запасать. Мухомор красный – Гриб опасный. А второй – лисичка, Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, Бери его ты смело.

Логопед: Давайте посчитаем грибы.

Игра «1,2,5,9»

Посчитайте грибы (волнушка и свинушка)

Логопед: Молодцы! Выполнили второе задание. Теперь мы готовы идти дальше. Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться. 

Логопед: В какой лес мы пришли? (Осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...).

 Дыхательное упражнение. Листопад

Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носом, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

Посмотрите на дерево, кто же это? (белка) А это задание от белки.

Развитие фонематического слуха

Игра "Поймай звук Ш»

Логопед: Помогите белочке собрать орешки и грибы на зиму.  Приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук Ш:

шиповник, – кепка, – шляпа, – корова,– рубашка,– хлеб,
шорты, – куртка,– кошка, – собака,– книга, – лягушка,
шоколадка,– ручка, – карандаш, – пенал.

 Произношение изолированного звука (Ш)

Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …). Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

Сейчас я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только те слова, в которых услышите звук «Ш». Орешки и грибы (картинки), в названии которых есть звук «Ш» отнесем белочке. И это задание выполнили! 

Автоматизация произношения звука «Ш» в словах

Логопед: пора в путь и нас ждет следующее задание от медведя.

Посмотрите сколько пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три пенечка и произнести слово с картинки правильно три раза. (Дети выполняют задание) Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!

 Автоматизация звука Ш в предложениях

Игра «Чьи игрушки?»

Логопед: Мы с вами продолжаем путь, но на тропинке лежат потерянные игрушки ребят. Они очень любят играть. Назовите их игрушки и расскажите, чьи они. Например. У Светы кувшин. Это Светин кувшин.

У Даши лошадка. Это ...
У Паши машина. Это ...
У Маши мышь. Это ...
У Миши шары. Это ...
У Наташи петушок. Это ...

Логопед: вот мы и пришли к домику нашей Мышки.  Маша мы шли к тебе и выполняли задания, но со всем справились и нашли то, что ты потеряла. Ребята, какой звук потеряла наша Мышка? (Ш).

– Теперь она будет говорить правильно.

Заключительный этап занятия. Рефлексия.

Все задания выполнены. Какое задание было трудным? Во что бы хотели поиграть в следующий раз?

Оценка дошкольниками своей работы на занятии

Выберите из картинок-смайликов ту, которая больше всего подходит к вашему настроению после занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Карнавал гласных звуков".

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Карнавал гласных звуков" по теме: закрепление понятия о гласных звуках....

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Р» Тема: « В поиске сокровищ»

Конспект содержит подробное изложение хода индивидуального занятия воспитателя. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Созданы условия и...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов".

Конспект занятия по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов", с использованием песочной терапии....

конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные звуки и буквы"

Обобщить знания о гласных звуках и буквах; закрепить умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный гласный звук; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова; упражнять в употреблении...

подгрупповое занятие в подготовительной группе по автоматизации звука "Л" в словах, слогах, предложениях.

конспект занятия в подготовительной группе по автоматизации звука "Л". Тема: "Спасение слоненка"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме" Звуки В, Вь" "Путешествие в Звукоград"

Конспект подгруппового  занятия  для детей с ФФНР по теме "Звуки В и Вь"  с использованием зрительных символов и сказочных персонажей города Звукограда. Дети отправляются в ве...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по автоматизации звука Л "Путешествие на самолете"

Автоматизация звука л изолированно, в слогах, словах. Лексическая тема: деревья средней полосы России....