Рабочая программа по исправлению речевых нарушений «РечеЦвет» в условиях дополнительного образования на базе логопункта
рабочая программа по логопедии на тему

Бандура Елена Васильевна

Данная программа по исправлению речевых нарушений может использоваться на логопункте в рамках дополнительных платных услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop._uslug_rechetsvet.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное  бюджетное общеобразовательное  

учреждение города Москвы «Школа  № 867»

Утверждаю

Директор ГБОУ «Школа № 867»

_______________ Островская Л.Т.

«____»__________________2015 г

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений

«РечеЦвет»

в условиях дополнительного платного образования

 на базе логопунтка

 

Составили:

учитель-логопед  дошкольного отделения №1

Мотылькова Н.В.

учитель-логопед  дошкольного отделения №2

Бандура Е.В.

                                                 

Москва, 2015

Пояснительная записка.

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, а также осуществлять за ней  контроль.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, направленную на:

  1. развитие и совершенствование фонетической стороны речи,
  2. развитие фонематического восприятия,
  3. развитие связной речи.

Что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

В основе создания этой программы был использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, научно-методическими рекомендациями. В частности, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Актуальность.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом.

Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на психическое развитие ребёнка. Именно до поступления в школу возникает необходимость устранить эти дефекты. В результате проведения специально организованного обучения можно не только исправить первичный, но и предупредить вторичный дефекты.

Цель.

Преодоление речевых нарушений для предупреждения возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, путем решения следующих задач:

- формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных  навыков, звукопроизношения);

- совершенствовать фонематический слух;

-совершенствовать умения в усвоении лексических и грамматических средств языка;

- совершенствовать навыки связной речи.

Основой программы  являются следующие положения:

  • условия вхождения в  программу – добровольное;
  • возраст обучающихся -  5-7 лет;
  • форма организации образовательного процесса – индивидуальные  занятия.
  • сроки освоения программы – долговременные, их периодичность 2-4 раза в неделю.
  • в соответствии с санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами занятия для детей 6-7 года жизни проводятся не более 25 минут (30 минут с учетом объяснения родителям (опекунам) домашнего задания). *Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», СанПиНа 2.4.1.2660-10, утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 №91, учтены требования к организации режима дня и учебных занятий. Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиНами (п.2.12.7).  В соответствии СанПиНами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Длительность данной программы и частота  проведения занятий определяется характером и степенью выраженности речевых нарушений, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, скорости усвоения материала.

Процесс нормализации речи детей осуществляется с учётом следующих принципов.

Общедидактические принципы:

  1. принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
  2. принцип научности;
  3. принцип систематичности и последовательности;
  4. принцип доступности и наглядности.

Специальные принципы:

  1. этиопатогенетический принцип, учитывающий этиологические факторы и механизмы возникновения речевой патологии;
  2. принцип системности и учёта структуры речевого дефекта, а именно, воздействия на все компоненты речевой деятельности с учётом первичных и вторичных отклонений;
  3. принцип дифференцированного подхода – воздействие на основе этиологии, механизмов, симптоматики, структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
  4. онтогенетический принцип – учёт закономерностей и последовательного формирования различного вида психических функций, а именно, внимания, памяти, мышления и воображения.

Чаще всего у детей наблюдаются нарушения следующих групп звуков:

  • свистящие [С, С’, З, З’, Ц];
  • шипящие [Ш, Ж, Ч, Ш’];
  • соноры [Л, Л’];
  • соноры [Р, Р’].

Постановка звуков может осуществляться в различной последовательности, исходя из учета состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения у ребенка.

Содержание программы  «РечеЦвет» дополнительного  образования условно  разделено  на пять этапов, каждый из которых решает свои задачи и направления работы.

Этапы

I этап (подготовительный)

Количество занятий: 5-14

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

- массаж  / самомассаж;

- мимические упражнения;

- развитие  силы и подвижности органов артикуляции;

- формирование правильного артикуляционного уклада;

- знакомство с понятиями “звук”, “слово”;

- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

- развитие основных двигательных навыков;

- развитие ВПФ (психологической базы речи);

- развитие чувства ритма;

- развитие речевого дыхания и голосообразования;

- развитие  и формирование фонематического слуха и восприятия;

- подготовка к анализу звукового состава слова.

II этап. Постановка звука (вызывание звука).

Количество занятий: 5-14

Основные направления коррекционно- развивающей работы:

- постановка (вызывание) звуков;

- формирование изолированного произношения звуков;

- развитие и формирование фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие речевого дыхания и формирование длительного плавного выдоха;

- формирование целенаправленной воздушной струи;

- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

- развитие ВПФ;

- звуковой анализ слогов с правильно произносимыми звуками.

III этап. Автоматизация звука.

Количество занятий: 10-16

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

- формирование навыка правильного произношения звуков  в слогах, словах, во фразах;

- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

- развитие речевого дыхания и длительной плавной воздушной струи;

- развитие и формирование фонематического слуха и фонематического восприятия;

-формирование ВПФ (психологической базы речи);

- формирование навыков звукового состава слогов, слов.

IV этап. Дифференциация звуков.

Количество занятий: 10-14

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

- формирование и развитие навыка дифференциации звуков;

- формирование и развитие правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах и во фразах;

- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и графомоторных навыков;

-развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие ВПФ ;

- развитие навыка анализа слогового состава слова.

V этап (заключительный). Формирование коммуникативной компетенции.

Основные направления работы:

-  формирование применения  произносительных навыков в  различных видах речевой деятельности: рассказе, пересказе, разучивании стихотворений, диалоге и ситуациях общения.

Следует отметить, что предложенное планирование отражает в себе все основные направления коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда, что способствует повышению эффективности ее организации и, в конечном итоге, ее результативности.

Количество занятий на каждом этапе  определяется, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, от степени сложности речевого нарушения, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов.

Тематическое планирование осуществляется на базе: Короткова О.В. «Планирование логопедической работы при коррекции звукопроизношения».

Предполагаемые итоги реализации программы.

Дети должны научиться:

  • правильно артикулировать поставленные звуки в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать все поставленные звуки;
  • производить элементарный звуковой анализ;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог»  на практическом уровне;
  • пользоваться в самостоятельной речи исправленными звуками в простых распространенных и сложных предложениях, при пересказе, в диалогической речи.

Материально – техническое обеспечение.

Необходимо следующее оборудование:

  • настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением;
  • стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула – для ребенка и для учителя-логопеда;
  • набор логопедических зондов;
  • технические средства обучения;
  • наглядный материал, используемый при диагностике речевого развития детей;
  • наглядный материал по развитию речи;
  • учебные пособия в виде карточек с индивидуальными заданиями;
  • альбомы для работы над звукопроизношением;
  • различные речевые игры;
  • методическая литература.

Список используемой методической литературы

Перечень программ и  технологий, диагностического материала

  1. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина; авт.-сост. сб. Г.В. Чиркина). – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.
  2. Акименко В.М. Исправление звукопроизношение у детей: учебно-методическое пособие – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 110 с.
  3. Короткова О.В. Планирование логопедической работы при коррекции звукопроизношения / Под ред. Г.В. Бабиной – М.: ПАРАДИГМА, 2015. – 48 с.
  4. Справочник учителя логопеда ДОУ  (компакт-диск) ФГОС ДО – издательство «Учитель», 2015
  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  6. Крупенчук О.И. «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста» - СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 32 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»)

Перечень

 пособий

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 160 с.
  2. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. Логопедические игры для детей. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010. – 192 с.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления звуков у дошкольников / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 16 с.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Прес», «Новая школа», 1998. – 136 с.
  5. Коноваленко В.В. Различаем парные твердые – мягкие согласные. Фонематические и лексико-грамматические упражнения с детьми 6-8 лет: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 144 с.
  6. Комарова Л.А. «Автоматизация звуков … в игровых упражнениях». Альбом дошкольника – М,: Издательство ГНОМ, 2014 - 32с.(10 альбомов)
  7. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь для занятий с дошкольниками – М.: ТЦ Сфера,2016. -32с. (4 тетради)
  8. Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О.И. Лазаренко. – М.: АЙРИС-пресс, 2014. – 32 с.
  9.  Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
  10. Перегудова Т.С., Османова Г.А. «Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков…» :  Логопедам-практикам и заботливым родителям – СПб.: КАРО, 2012. – 160 с.
  11. Спивак Е.Н. «Звуки …». Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. ( 3 альбома)
  12. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений речи у детей. Подгот. этап: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений «РечеЦвет» в условиях дополнительного образования на базе логопунтка

Данная программа по исправлению речевых нарушений может использоваться на логопункте в рамках дополнительных платных услуг....

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений в условиях логопункта (2017-2018уч.год)

Программа составлена для работы на логопункте  с дошкольниками 5-7лет с учётом современных технологий....

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (в соответствии с ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ ...

Коррекционная программа по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция нарушений речи» специально разработана для детей, имеющих отклонения в речевом развитии, в том числе с тяжелыми нару...