Использование пластико-ритмической гимнастики с детьми с нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В специальной литературе отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития (Волкова Г.А., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. и др.) В связи с этим авторы подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_plastiko-ritmicheskaya_g.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Корякина Ольга Анатольевна

Учитель -  логопед

МБДОУ  комбинированного вида детский сад « Рябинка»

РХ  г.Черногорск

Использование  пластико-ритмической гимнастики с детьми с нарушениями речи.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В специальной литературе отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития (Волкова Г.А., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. и др.) В связи с этим авторы подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами. Эта работа может проводиться параллельно с другими коррекционными мероприятиями, а также может быть непосредственно включена в процесс логопедического и коррекционно-воспитательного воздействия на детей, страдающих речевыми нарушениями.

В настоящее время особое внимание уделяется разработке методики проведения ритмики, логопедической ритмики, пластико-ритмической гимнастики с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Пластико-ритмическая гимнастика строится на импровизации в танце, образных движениях аудиовизуальных картин, предлагаемых педагогом. Воспроизведение образов в целостных двигательных связках пластико-ритмического танца происходит в условиях творческого эмоционального восприятия зримых картин и слышимых музыкальных звуков. Музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Упражнения подобраны так, чтобы каждый музыкальный сигнал вызывал немедленную и определенную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, а главное способствует коррекции собственно речевых нарушений: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и т.д.

Гармоническое сочетание духовных образов и физических движений в ходе пластико-ритмического занятия создает положительный эффект психофизического и эстетического воздействия в сложном комплексе педагогического процесса. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей.

Структура занятия по пластико-ритмической гимнастике отражает ее специфику, и состоит из четырех частей: подготовительной, разминки, основной и заключительной. В подготовительной педагог занятия настраивает детей методами психотерапии, разминка проводится под музыку, в основной части даются упражнения в зависимости от этапа обучения, в заключительной части даются этюды, составляются схемы танцевальных движений, танцевальные композиции по заданной мелодии, индивидуальная работа по импровизации.

Определяющим звеном техники выполнения упражнений в пластико-ритмической гимнастике, является связь движений и музыкального сопровождения на основе ассоциаций, а главная задача обучения технике выполнения упражнений – их осмысление.

Мы используем пластико-ритмическую гимнастику в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи. Опыт показывает, что в коррекционно-развивающем обучении детей могут применяться как специальные занятия по пластико-ритмической гимнастике, так и отдельные элементы этих занятий, которые могут быть включены в процесс фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

Специальные занятия по пластико-ритмической гимнастике проводятся нами с учетом общеразвивающих и коррекционных задач обучения и воспитания детей с ОНР.

Каждое из проводимых нами занятий состоит из нескольких частей: вводная часть, стречинг, основная часть, игра, релаксация.

Вводная часть занятия посвящена развитию слухового и зрительного внимания. Выполнение стречинга способствует развитию гибкости детей. В ходе основной части нами решаются главные задачи того или иного этапа обучения. Игра способствует повторению формируемых нами движений на занятии и закреплению осваиваемых детьми навыков и умений. Релаксация позволяет детям расслабить мышцы, отдохнуть.

В процессе работы мы условно выделяем три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Основные задачи подготовительного этапа: формирование правильной осанки у детей; развитие их умений слышать начало и конец мелодии, ее ритмический рисунок, развитие гибкости, чувства равновесия, выносливости  детей с нарушениями речи.

Формируя правильную осанку детей, мы используем такие упражнения, как ходьба на носках и на пятках (движения выполняются попеременно); ходьба в заданном направлении со сменой движения рук (движения рук в стороны, вверх, вперед, вниз), ходьба и бег «змейкой». На занятиях дети учатся отхлопывать музыкальный ритм, выполняют в определенном ритме и темпе шаги, прыжки, пропевают музыкальные фразы. Развитие гибкости и умения держать равновесие у детей происходит в ходе упражнений, направленных на растяжение мышц ног, спины, груди и др. (стречинг), при выполнении отдельных движений ног, попеременного удержания ног в определенной позе.

Релаксация на данном этапе включает простые упражнения, направленные на расслабление мышц. Например, детям предлагается лечь на ковер, лежать спокойно, повернув ладони к «солнцу» и прижав их к туловищу, спокойно слушать музыку и голос педагога. Педагог может читать специально подобранные стихи или напоминать детям о некоторых впечатлениях во время прогулки по лесу (о шелковистой мягкой траве, нежных цветах, ласковом солнышке и т.д.). Затем детям предлагается постепенно «просыпаться», напрягая ноги в коленных суставах, выполняя дыхательные упражнения.

Задачи основного этапа: воспитание умений детей последовательно и четко выполнять основные позиции и отдельные движения рук и ног, развитие координации движений, формирование умений выполнять импровизационные движения под медленную, плавную музыку, развитие умений исполнять элементы танца.

Мы предлагаем детям выполнять освоенные ими движения рук и ног в определенном ритме. Например, дети учатся попеременно касаться носком прямой ноги пола на счет 1,2, 3, а на счет 4 принять основную позицию. На занятиях стараемся использовать возможности образных представлений детей при выполнении ими тех или иных движений. К примеру, воспитывая умения выполнять движения обеих рук, образующих овал, предлагаем детям представить, что их руки «держат большой шар». Образность движений используется нами при включении в занятие небольших импровизаций, которые выполняются с музыкальным сопровождением. Дети с радостью импровизируют на такие темы, как « Утро в лесу», «Листопад», «Водопад», «Цветочки» и др.

Применение на занятиях импровизационных движений способствует развитию понимания обращенной речи, а также обогащению их импрессивной речи.

Развивая чувство ритма и координацию движений, мы предлагаем детям делать хлопки в различных сочетаниях с полуприседаниями или другими движениями (например, 4 хлопка – 4 полуприседания, далее соответственно 2 – 2, 1 – 1 , снова 4 – 4 и т.д.).

Процесс релаксации в ходе данного этапа включает задания, стимулирующие к активизации представлений, впечатлений детей о том, что происходило раньше. Например, педагог предлагает детям вспомнить себя, когда им было очень хорошо рядом с мамой, в других подобных ситуациях. После занятия детям (с учетом их возросших речевых возможностей) может быть предложено рассказать о том, что они представляли.

Заключительный этап обучения: совершенствование движений детей при выполнении движений экзерсиса, умение выполнять более сложные движения и импровизации. На занятиях данного этапа усложняется ритм и в целом характер музыкального сопровождения. Возросшие умения детей позволяют использовать сложные композиции, как «Букет цветов», «Осенние листья», «Хоровод снежинок», «Танец огня» и др. На данном этапе возможно более широкое использование речи детей в процессе или после выполнения тех или иных заданий. Так, например, ребенок после исполнения той или иной импровизации может рассказать о своей роли: «У меня красивый букет. Я собрала этот букет из больших белых ромашек». «Я лист дуба. Дуб – крепкое могучее дерево. Лист дуба плотный, с волнистыми краями. Осенью он становится желтым».

Процесс релаксации на данном этапе, помимо используемых ранее расслабляющих упражнений, включает задания, способствующие развитию образности движений детей (дети «превращаются» в «бабочек», «стрекоз»,  «птиц», которые летают, плавно взмахивая крыльями и т.п.).

Предлагаемые ниже методические разработки могут применяться в качестве отдельных фрагментов подгрупповых и фронтальных логопедических занятий, а также как физкультминутки или часть специальных занятий по пластико-ритмической гимнастике.

Задание 1. «Краски осени» (физкультминутка на логопедическом занятии по теме «Осень» ).

Музыкальное сопровождение: музыка Г. Свиридова «Времена года».

Ход выполнения задания. Дети кружатся, как листья, они выполняют движения «взлет» вверх и  «падение» на землю. Педагог объясняет, как выполнить кружение легко, свободно. Кружась, дети говорят, с какого дерева листья: «Мы – березовые листья (кленовые, дубовые, липовые; золотые листья каштана, багряные листья клена и т.п.; мы легкие, быстрые, золотистые от солнца)».

Задание 2. «Ручей» (физкультминутка; часть занятия по пластико-ритмической гимнастике).

Музыкальное сопровождение: характер музыки должен отражать «течение струящейся воды в ручье».

Ход выполнения задания. Дети под руководством педагогом «играют» с воображаемой водой. Сначала дети «пробуют» воду пальцами ног. Затем дети приседают у источника, трогают воду руками. Дети зачерпывают воду в пригоршни и умывают лицо, шею. Дети начинают брызгаться (озорное выражение лиц и лукавые взгляды друг на друга).

«Фонтаны». Дети изображают фонтаны из брызг (характер музыки соответственно изменяется), веселье (отражается только мимикой).

Задание 3. «Домашние и дикие животные» (может быть использовано как часть логопедического занятия).

Ход выполнения задания. Логопед загадывает загадки о домашних животных, дети отгадывают и получают шапочки с изображением животных.

Затем логопед дотрагивается до шапочки каждого ребенка и говорит: «Я превращу вас в разных животных. Мы отправимся в сказочную страну. Там все оживает, звери могут говорить человеческими голосами. Но передвигаются они как животные». Звучит веселая музыка. Все «животные» отправляются за волшебницей. Во время прогулки каждый из детей изображает соответствующее животное. Далее логопед сообщает: «Перед нами волшебная поляна. Пройти ее может тот, кто красиво расскажет о себе». Примерные ответы детей: Я конь, домашнее животное. Живу рядом с человеком. У меня черная жесткая грива и хвост, гладкая шкура, сильные ноги. Я жую сено. У меня есть детеныш – жеребенок. Я сплю стоя в конюшне. Далее «конь»  «бьет копытом о землю», кричит «иго-го…», бегает. Если ребенок ошибается, звучит колокольчик, другие дети помогают ему.

Наш опыт показывает, что включение элементов пластико-ритмической гимнастики в коррекционный процесс в дошкольных группах для детей с общим недоразвитием речи способствует повышению его эффективности и благотворно действует на здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

Рекомендации по проведению зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения.

Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактико...

Дыхательная гимнастика как важный этап в коррекционной работе с детьми с нарушение речи.

Картотека игр и упражнений для коррекции речевого дыхания...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении д...

Консультация для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи»

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи...