Проект "Умные растения"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кокорина Ольга Константиновна

Информационно-исследовательский проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_umnye_rasteniya.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад  «Чебурашка»

Исследовательский  информационный проект

«Умные растения»

Учитель – логопед

 Кокорина Ольга Константиновна

        

п. Плесецк апрель 2015 год

        Содержание        

Введение…………………………………………………………………………………...3

Теоретическое обоснование проекта…………………………………………………….4

Исследовательский  информационный проект «Умные растения»……………………6

Заключение……………………………………………………………………………….12

Список  литературы……………………………………………………………………...12

Приложение………………………………………………………………………………13

Введение

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие окружающего, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Коммуникативное развитие дошкольников происходит значительно эффективнее при наличии интереса к определенной области познания.

Влияние природы родного Архангельского  края является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнью. Приобретенные в детстве умения видеть и понимать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания. Отсутствие у детей знаний приводит к образованию неправильных  представлений и заблуждений. Важно, чтобы дети получили верные сведения о природе.

Во время экскурсии в парк, из-за недостатка информации у детей возникли вопросы,  проблемная ситуация  мотивировала детей на получение дополнительной информации, а педагогов на организацию и проведение исследовательской деятельности.

Исследовательский информационный проект «Умные растения»  разработан к  примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др., и Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В.

Проект адресован воспитателям и учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, может быть проведен в местах цветения растений из семейства «Ивовые».

Проблема предмета исследования. Недостаток информации дает детям односторонние бессистемные знания, а иногда  приводит к ошибочным выводам (например: «мать-и-мачеха, когда вырастет, превратится в одуванчик»).  

Гипотеза. Предполагаем, что исследовательский информационный проект «Умные растения»  разовьет связную речь, обобщит и обогатит знания детей об особенностях цветения растений из семейства «Ивовые». В процессе разнообразной деятельности дети получат научные, достоверные знания.

Актуальность. В проекте представлена интеграция двух образовательных областей: образовательная область «Коммуникация» (развиваем речь и коммуникативные способности детей) и образовательная область «Познание» (развитие кругозора и позновательно – исследовательской деятельности в природе).

Цель.  Развивать связную речь,  обогатить знания детей о растениях Архангельского края, обобщить сведения об особенностях цветения растений из семейства «Ивовые».

Задачи: 

1.Собрать информацию о том, какие деревья и кустарники приспособились защищать свои цветы от холодов теплыми пушистыми почками.

2.Познакомиться с объектами имеющие такие особенности проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

3. Отразить впечатления  наблюдаемого в изобразительной деятельности и рассказах.

Социальная значимость:

1.Развитие любознательности, осознанного отношения к окружающей природе родного края у детей старшего дошкольного возраста.

2.Возможность практического использования проекта педагогами дошкольных образовательных учреждений как технологию развития связной речи в процессе знакомства с растениями из семейства «Ивовые».

Теоретическое обоснование проекта

        В последние годы усилилось внимание исследователей и практиков к вопросу использования природы  родного края для умственного воспитания и развития речи детей. В связи с особой ролью системных знаний проводился ряд исследований, в которых были разработаны основы систематизации знаний детей дошкольного возраста о растительном мире: многообразие видов, приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития.

Возможность усвоения таких знаний детьми 5-7 лет доказана педагогическими исследованиями   И.А. Хайдуровой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Н.А. Рыжовой и другими. Возможность построения таких  систем знаний обоснована работами детских психологов (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков).

        Обогащение и уточнение знаний детей ученые предлагали проводить в следующих видах деятельности:

1.повседневные наблюдения;

2.настольно – печатные, дидактические, словесные игры;

3.проведение опытов;

4.сравнительные наблюдения;

5.организация элементарной поисковой деятельности;

6.чтение художественной литературы экологического содержания;

7.рассматривание картин;

8.самостоятельная художественная деятельность детей.

        Обобщение и систематизация знаний детей происходит в три этапа:

1.Обобщающие наблюдения на прогулке, экскурсии, непосредственно образовательная деятельность.

2.Обобщающие беседы с использованием картин, работ детей.

3.Сравнение объектов исследования.

При определении содержания системы знаний,  при разработке технологии их формирования, следует учитывать, что основным условием систематизации знаний детей о природе (его выделяют И.А. Хайдурова,  С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова,  Н.А. Рыжова и другие) является использование существенных,  внешне выраженных, наглядно воспринимаемых признаков, связей и отношений. Это определяет успешное течение той или иной продуктивной деятельности. Для этого необходимо проводить с детьми организованную целенаправленную работу.

          Совместная деятельность педагогов и детей в проекте  является основной в формировании полноценных научных знаний о растениях и развития связной речи детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, игр разного вида, чтение художественной литературы экологического содержания, включения фольклора в жизнь детей мы можем говорить о формировании полноценных знаний у детей.

        Представляемый проект направлен на развитее личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту родного края; на совершенствование связной речи дошкольников с ОНР, их мышления, творческих способностей. Приоритет в ходе работы  проекта «Умные растения» отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности специалистов, воспитателя и детей.

Инновационность. В проекте представлена интеграция двух образовательных областей: образовательная область «Коммуникация» (развиваем речь и коммуникативные способности детей) и образовательная область «Познание» (развитие кругозора и позновательно – исследовательской деятельности в природе)

Структура проекта:

1.Получение и обработка информации (методы: чтение художественной литературы,

  беседы, экскурсии, наблюдения, дидактические игры).

2.Предполагаемый результат: оформление стенда (альбома), в котором будет

  отражена совместная художественно – творческая деятельность (детские рассказы,

  рисунки, аппликации, фотографии, художественные произведения).

Комплектация программно-методического материала:

1.Преспективное планирование по данной теме.

2. Перечень художественных произведений.

3. Фото-презентация «Растения из семейства «Ивовые».

4.Детские работы (рисунки, аппликация).

5.Серия детских  рассказов о растениях из семейства «Ивовые».

6. Картотека дидактических игр.

Содержание проекта:

  1. Беседы о весне, чтение стихотворений.
  2. Экскурсия к деревьям и кустарникам на территории детского сада.
  3. Рассматривание веточек в группе.
  4. Дидактические игры.
  5. Чтение познавательной литературы. Заучивание стихотворений.
  6. Наблюдения.
  7. Литературно - художественное творчество.
  8. Рассматривание фотографий, составление стенда (альбома).

Форма реализации: совместная деятельность.

Календарный план/ сроки реализации проекта «Умные растения»: Проект краткосрочный – один месяц (15 апреля – 15мая) в зависимости от погодных условий и цветения растений семейства Ивовые. Работа по проекту должна проводиться последовательно, с 1 – по 20 мероприятие (см. содержание деятельности), примерно по одному мероприятию в день в течение месяца.

Ресурсы:

Кадры (специалисты) – учитель – логопед, воспитатели логопедической группы, музыкальный руководитель.

Дети: Подготовительная к школе логопедическая группа  -  ОНР 3 уровня.

Оборудование, материалы – фотоаппарат, бумага для рисования, цветные карандаши, цветная бумага, компьютер, проектор.

Бюджет проекта: не предусматривается.

Возможные риски проекта и способы их преодоления:  Представленный проект «Умные растения» может быть взят за основу в работе с детьми старшего дошкольного возраста и дополнен играми, наблюдениями, художественными произведениями по усмотрению педагогов  в зависимости от индивидуальных особенностей детей группы.

Исследовательский  информационный проект

«Умные растения»

Содержание  деятельности

  1. Беседа о весне (учитель – логопед, воспитатель)

Когда наступает весна? Назовите весенние месяцы. Перечислите признаки весны. Какая погода весной? Что такое  проталина, капель, ледоход? Что бывает ранней весной, а что поздней: тает снег, на реке ледоход, распускается подснежник, распустились листочки, прилетают птицы, набухают почки, цветет верба.

Словесная игра «Подскажи словечко»

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу…(проталинки).

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает….(капель).

На реке и треск, и гром.

Это значит ледолом.

На реке лед идет,

Это значит…(ледоход)

Самый первый день весны,

Самый – самый первый.

На опушке у сосны

                   Распустилась верба    (Н. Нищева.)

 Чтение стихотворения  «АПРЕЛЬ»

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня босиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» -

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

                                                                               Я. Аким

        Во время беседы педагоги спрашивают  у детей,  хотят ли дети узнать,  верба уже сообщила им эту новость или нет. Это стало поводом провести экскурсию к деревьям и кустарникам на территории детского сада.

2. Экскурсия к деревьям и кустарникам на территории детского сада. (Воспитатель, Учитель - логопед)

Цель: выяснить появились ли теплые пушистые  «рукавички» на вербе. Принести несколько веточек для рассматривания и наблюдения в группу.

(Во время экскурсии дети обнаружили появляющиеся серые «рукавички» у нескольких, разных по цвету коры и почек деревьев.)

ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Снег теперь уже не тот –

потемнел он в поле

На озерах треснул лед,

будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

небо стало выше

Зачирикал воробей

веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

стежки и дорожки.

И на вербах серебром

                               светятся сережки.             ( С. Маршак)

3.Рассматривание веточек в группе. (Воспитатель)

Цель: определить цвет, фактуру веточек, цвет чешуек, расположение почек на ветке.

Во время рассматривания выяснилось, что некоторые ветки прямые и гладкие, а некоторые узловатые, а также  ветки и чешуйки отличались цветом.

4. Чтение познавательной литературы: Растения из семейства Ивовые. Беседа по содержанию книг. (Воспитатель)

Дмитриев Ю.,  Пожарицкая Н., Владимиров А., Порудаминский В.  Книга природы. – М.: «Детская литература», 1990. С.173-175 «Ива».

Козлова Т.А., Сивоглазова В.И. Растения леса: Атлас родной природы. – М.: Издательство «Эгмонт Россия», 2002. С. 54-55 «Ивы», С.24-25 «Осина дрожащая».

Цель: дать детям знания о деревьях, веточки которых мы внесли в группу для рассматривания, познакомить с растениями из семейства Ивовые.

5.Русская народная хороводная игра «Верба – вербочка» (Русские народные обрядовые праздники). (Музыкальный руководитель)

Цель: Познакомить детей с народной обрядовой  игрой. От седой старины сохранился обряд обрывать ветки и дарить их друг другу.

Верба, верба, вербочка,               - дети идут хороводным шагом по кругу

Вербочка кудрявая.

Не расти верба во ржи

Расти верба на межи.

Как во городе царевна                  - дети идут топающим шагом

По среди круга стоит.

Ее ветер не берет

Соловейка гнездо вьет.           – останавливается  пара и берется за руки

Канарейка Машенька,   - остальные дети проходят как «ручеек» между детьми

Соловейка Ванечка.

Люди спросят: - Кто такой?          

- Ваня, скажет, милый мой!

( свободная пляска)

6. Слушание песни «Верба». (Музыкальный руководитель)

Цель: Показать детям, что люди испокон веков любили иву. Она первая встречает весну, про нее слагают не только стихи, но и песни.

7. Дидактическая игра «Найди не такую». (Воспитатель)

Цель:  уточнить отличительные особенности веточек, развивать наблюдательность.

Содержание: Дети находят среди веточек не такую, как показывает педагог

Материал: 6 – 9 веточек, каждого вида по 2 – 3 веточки.        

8. Дидактическая игра « Найди, чем похожи». (Воспитатель)

Цель: найти особенности, которые объединяют все растения (серые пушистые почки перед началом цветения).

Содержание: Дети рассматривают веточки и выявляют похожие свойства

Материал: 6 – 9 веточек, каждого вида по 2 – 3веточки.

9. Заучивание стихотворений.  (Воспитатель)

ОСИНКА

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки -

Надо согреется

Бедной осинке.

ИВА

Возле речки, у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может ей на солнце жарко

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей кого-то жалко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

                           Может, нам ее спросить?        ( Токмакова И.)  

.***

Сиянье, плеск и щебет во дворе…

А верба вся в пушистом серебре:

Вот-вот сорвутся да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь, как нежны

Доверчивые первенцы весны.

***

Уж верба, вся пушистая,

Раскинулась кругом,

Опять весна душистая

                           Повеяла крылом.                  (А. Фет)

10. Наблюдение за ростом и развитием почек на ветках растений в уголке природы. (Воспитатель)

Цель: пронаблюдать и отметить изменения, которые будут происходить с растениями.

11. Дидактическая игра «Продолжи предложение». (Учитель – логопед, воспитатель)

  (У вербы веточки гладкие, а у осинки узловатые, не ровные   и  т.д.)

Цель:  уточнить отличительные особенности веточек, развивать наблюдательность, активизировать речь, упражнять в подборе сравнительных прилагательных.

12. Дидактическая игра «Угадай, о каком дереве я говорю». (Учитель – логопед, воспитатель)

Цель:  учить детей отгадывать дерево по описанию, дать детям образцы сравнительных эпитетов, прилагательных, развивать речь детей.

13. Дидактическая игра «Загадай загадку». (Учитель – логопед, воспитатель)

Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов, подборе сравнительных эпитетов.

14. Многократное наблюдение растений на участке детского сада. (Воспитатель)

Цель: пронаблюдать и отметить изменения, которые  происходят с растениями, сфотографировать эти растения.

15. Чтение, ответы на вопросы, пересказ.  (Учитель – логопед, воспитатель)

Ивовый пир

        Зацвела ива. Пальцем тронешь ее – пожелтеет палец. Понюхаешь – мед! Спешат гости на пир!

        Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

        Прибежали муравьи: быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки.

        Комарик прилетел: ножки горсточкой, крылья мельтешат. Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали.

        Все гудят и торопятся: зазеленеет ива – пиру конец.  (По Н. Сладкову)

Вопросы: Почему к иве спешат в гости все насекомые? Почему насекомые так торопятся?

16. Рисование веточек ивы, осины, вербы с натуры. (Воспитатель)

Цель: отразить характерные особенности растений, упражнять в правильном подборе цвета, формы и расположения почек, веток, упражнять в умении анализировать свои рисунки, находить самые похожие.

17. Аппликация «Веточки вербы в вазе». (Воспитатель)

Цель: отразить характерные особенности растений, упражнять в вырезании одинаковых овальных форм методом сгибания бумаги гармошкой.

18. Составление  рассказов подгруппами детей. (Учитель – логопед, воспитатель – помогает записывать рассказы детей)

Цель: закрепить полученные знания детей, упражнять в составлении описательных рассказов, подборе ярких эпитетов, сравнений. Поощрять желание детей придумать точный красивый рассказ о деревьях семейства Ивовые, чтобы можно было познакомить с ними других детей.

Рассказы детей:

ВЕРБА (ива остролистая)

         Верба – это дерево.   Веточки у вербы темно- коричневого цвета, прямые и гладкие. На его веточках белые пушистые почки, похожие на маленьких серых утят, а у почек чешуйки почти что черные. Пушистые почки согревают  цветочки  от холодного снега. Когда стало тепло, они стали желтенькими, на них появилась пыльца. На пыльцу прилетают пчелки и мушки. Желтые почки похожи  на маленькие пушистые шарики. Верба красивое дерево.  (Александра Ч.,  Вика П., Соня Б.)

ИВА (ива бредина, козья, ракита)

Ива – это дерево. У ивы веточки зеленовато-коричневые, они гладкие с выступами, как ступеньки у лесенки. Чешуйки на почках темно-коричневые, а почки серенькие, как меховые рукавички.  Из почек появятся цветы, а пушинки  нужны для того, чтобы им было тепло. Почки у ивы, как свечки на елке стоят, вверх смотрят. Когда потеплело, сережки стали нежно-зеленоватыми. У нашего садика растет много ив. (Алина М.,  Диана К.,  Даня Л.,  Коля П.)

ОСИНА (осина дрожащая)

Осина – это дерево. Веточки осинки серовато-коричневые. Они не гладкие, как у вербы, не ровные - узловатые. Чешуйки у почек  коричневые, а почки серые и пушистые, похожи на шерстяные рукавички. Рукавички нужны, чтобы вырос цветок, чтобы семена не замерзли. Когда стало тепло, почка вытянулась и стала похожа на гусеницу. Внутри почки появились красненькие цветочки. Если посмотреть на осинку издалека,  кажется, что на нее привязали ленточки. Когда дует ветер, они качаются. Очень интересно. (Марк С.,  Лиза К.,  Алина М.)

КОМУ НУЖНЫ РУКАВИЧКИ

Серые рукавички нужны иве, вербе, осинке, чтобы не замерзли цветы. Так эти деревья спасают свои почки от холода, если пойдет снег, они не замерзнут. Осина, верба, ива – деревья родственники, они из семейства ивовые.  (Дима В.)

19. Рассматривание фотографий ( верба, ива, осина). (Учитель – логопед, воспитатель.)

Цель: Подобрать наиболее подходящие стихи к фотографиям.

20. Составление альбома (стенда). (Учитель – логопед, воспитатель.)

Цель: подведение итога проекта. Дети, совместно с педагогами  составляют стенд (альбом), в который войдут лучшие работы детей, фотографии, художественные произведения, рассказы детей.

Заключение

        Отбирая в программу представлений детей о природе системные, видовые знания на основе ведущих идей естествознания и экологии: единство организма и среды, взаимосвязь живого и не живого, многообразия и изменчивости, ее целостности. Мы можем сделать вывод о том, что дети 6-7 лет могут освоить данные знания на достаточно высоком уровне. Освоение системных знаний повышает умственное развитие, речевое развитие и развитие личности ребенка в целом.

        Интеграция двух образовательных областей: образовательная область «Коммуникация» (развиваем речь и коммуникативные способности детей) и образовательная область «Познание» (развитие кругозора и позновательно – исследовательской деятельности в природе) позволяет говорить о здоровье сберегающем аспекте проека.  Учет мотивационно-потребностной сферы, психофизических особенностей и способностей детей с общим недоразвитием речи позволяет  говорить о эффективности применяемой технологии, каторая развивает эвристический потенциал дошкольника, помогает ему получить необходимые знания и сделать верный выводы в ходе исследования.

Результатом работы  исследовательского информационного проекта «Умные растения»   стал оформленный стенда (альбом). В нем  отражена совместная художественно – творческая деятельность (детские рисунки, аппликации, рассказы, фотографии, художественные произведения).

Критерии эффективности

 В процессе разнообразной деятельности дети получили научные, достоверные знания, составили интересные рассказы, а результаты совместной художественно – творческой деятельности могут быть использованы для ознакомления с растениями из семейства «Ивовые».

Список литературы

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

2.Волкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

3. Детство Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. СПб.:  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.  

4. Кондратьева Н.Н.  и др. Мы. Программа экологического образования детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2002.

5. Нищева Н.В.  Программа  коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).- СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.

6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004.

7.Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Методические рекомендации для дошкольных учреждений: - М.: Новая школа,1993.

8. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. комплект по эколог. Образованию дошкольников. – М.: ЛЛИНКА - ПРЕСС, 1996.

9. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина – М.: Просвещение,1984.

10. Хайдурова И.А. Особенности освоения детьми старшего дошкольного возраста причин сезонных изменений в растительном мире. – с.15-23. Дошкольное воспитание.1974.

Приложения

1.Фото – презентация растения из семейства «Ивовые».

2.Работы детей.

3.Растения из семейства Ивовые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....