коррекционно-развивающее образовательное событие для детей с ОНР в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Задависвичка Любовь Ивановна

закреплять способность выделять заданные звуки, развивать фонематиченский слух

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №6 муниципального

образования Щербиновский район станица Старощербиновская

             коррекционно-развивающее        ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

с использованием компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи для детей с ФФН в   подготовительной к школе группы

«Игры для Тигры»»

        

Программные задачи :

Коррекционно – образовательные:

- закреплять способность выделять заданный звук : твердый или мягкий согласный ,

-  продолжать формировать навыки звукового анализа слов;

упражнять в автоматизации звуков речи в словах,

закреплять понятия: звук, слог, слово,

  - продолжать  обучать детей       звуковому анализу и синтезу  ,  умению  делить слова на слоги;

  - продолжать автоматизировать звуки Ш,Р,-Р’ Л, -Л’, Ж

- закреплять навыки  чтения.

- обучать ответам на вопросы полным предложением.

Коррекционно – развивающие: 

-Продолжать формировать фонематический слух, фонематическое восприятие

-способствовать развитию словесно-логического мышления у детей

-развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание детей

-развивать тонкую и общую моторику, чувство ритма, координации речи с движениями;

Коррекционно – воспитательные:

-воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.

-уметь работать в определённом темпе;

-формировать доброжелательность, самостоятельность, активность, сосредоточенность, приобщение к сотрудничеству

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, диск с компьютерной игрой «Игры для Тигры», мольберт,  мнемотаблица,  магнитофон с записью музыки   «Зима»   Вивальди    и звуков поезда, смайлики с изображением тигренка, игрушка «Мыльные пузыри»  

ХОД ОС:

Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей.  Давайте поздороваемся с ними

Дети садятся на стулья

Педагог: ребята, я вчера в интернете прочитала, что,  в игры с тигренком не каждый может играть , потому что они трудные и правильно их может выполнить, только тот, кто придумал эту игру. А давайте докажем тигренку, что мы не хуже его справимся с игрой и правильно выполним все задания.

Посмотрите  на картинку-  это подсказка к игре, в которую мы поиграем.

( на мольберте-картинка- квадрат, поделенный на 4 части, в каждой части геометрическая фигура с одинаковыми  буквами , в одной части  буква –другая).

Правильно это игра «Четвертый лишний» 

Педагог-  ребята , какая буква у тигренка на флажке? какой звук она обозначает? Правильно буква и звук  Р . Я напомню вам правила игры. Нужно назвать все картинки, отыскать  лишнюю, объяснить почему. Если  задание выполнено правильно -в левой части экрана появляется орешек. Если неверно- скорлупа от орешка.  Слушайте внимательно , вдруг понадобится ваша помощь.  

Ребенок указывает маркером на доске  и объясняет,  какая из картинок лишняя, т.е.   не содержит заданный звук. (здесь лишний слон, потому что в слове СЛОН нет звука Р)

А  теперь назовите  картинки , в названии которых есть мягкий (твердый ) указанный звук.

В процессе выполнения задания педагог предлагает детям внимательно слушать и помогать товарищу.

Упражнение выполняют 3-4 ребенка

Педагог оценивает результаты

Релаксация: звучит музыка Вивальди

Ребята , а сейчас у нас –пауза.. Сядьте удобно, расслабьтесь,  закройте глаза. Представьте , что мы в зимнем лесу.  Светит солнышко, тихо , совсем неслышно падает мягкий  пушистый снег. Наше тело расслаблено, нам тепло и хорошо. Дышится легко , ровно, глубоко. Мы отдыхаем в зимнем лесу. Чуть покачиваются деревья, нам спокойно, уютно, хорошо. Наше дыхание ровное и спокойное.

 Музыка постепенно замолкает, открывайте глаза

Слышны звуки поезда,  шум поезда нарастает.

Педагог: Дети послушайте, что это за звуки, что это?

Правильно это поезд , а  тигренок предлагает нам сыграть в игру «Поезд»

Игровое упражнение  «Поезд»  

Педагог  напоминает правила игры :    «Ребята,  вам необходимо определить, в какой части слова находится заданный звук, поместить картинку в соответствующее окошко вагона и объяснить, почему выполнили  задание именно так. Например:  «Я поместил шкаф  в первое окошко вагона, потому что в слове «шкаф» звук Ш стоит в начале слова»

в процессе выполнения задания педагог предлагает детям внимательно слушать и помогать товарищу.

Упражнение выполняют 3-4 раза

Педагог оценивает результаты

Логоритмика : Ехали мы ехали до тополя доехали, справа мы объехали  и дальше мы поехали. Ехали мы ехали к ели  мы приехали,  слева ель объехали и домой  приехали.-(повт 2 раза )-проводит ребенок

Педагог показывает детям   игрушку - сосуд   с мыльными  пузырями. Что это? ,Ну, конечно, мыльные пузыри и тигренок предлагает нам сыграть в игру, которая  так и называется. Кстати,  ребята, это Тигренок прислал вам в подарок.  Но  для этого нам необходимо показать тигренку , что и с этой игрой мы прекрасно справимся.

Игровое упражнение  «Мыльные пузыри» 

Педагог  напоминает правила игры:      ребята,  вам  необходимо расположить  буквы, которые находятся  в мыльных пузырях, в нужном порядке, так, чтобы получилось слово-название картинки. Прочитать это слово, определить  количество звуков и букв.

(изображение частично спрятано под кляксой на мольберте) По мере выполнения задания, клякса уменьшается , подтверждается правильность выбранного порядка букв.

Следующий ребенок делит слово на слоги,

Затем дети проводят звуковой  анализ слова (одно слово - 1-2 человека)

В процессе выполнения задания педагог предлагает детям внимательно слушать и помогать товарищу.

Педагог оценивает результаты

Рефлексия: ребята , что вам было сегодня  интересно? Что было новое,  что больше всего понравилось? А что было трудным?

Я думаю. Что мы доказали и Тигренку, и тем, кто пишет в интернете, , что мы хорошо справились с играми. У нас все получилось. Вы молодцы!

От имени Тигренка я хочу наградить вас вот такими смайликами,  чтобы наша с Тигренком дружба продолжалась!

Учитель-логопед

Задависвичка Л.И.

Загудел паровоз,                                        Логопед изображает паровоз,    

И вагончики повез:                                    становится впереди колонны детей.

"Чу-чу-чу, чу-чу-чу,                                  Дети  изображают вагоны

Далеко я укачу!".

Мяч

Мой веселый, звонкий мяч,                     Дети распределяются по парам.

Ты куда помчался вскачь?                       Один из них прыгает, изображая мяч

Красный, синий, голубой,                        другой держит руку на его голове и

Не угнаться за тобой.                                воспроизводит движен

4. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.


Цели и задачи занятия

Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов;

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.

Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность

Оборудование: мольберт с картой, игрушка – Лунтик, кораблик из плотной бумаги, конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, картинки, удочки, рыбки, маркеры, веревочки)

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед:  Дети: Здравствуйте!

  1. Проблемная ситуация:

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал … давайте отгадаем, кто же это?

Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов- картинок. (Ложка, Утюг, Ножницы, Телефон, Иголка, Конфеты – «ЛУНТИК»)

Лунтик: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?

Дети: Да.

Лунтик: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.

Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»

Дети: Все вместе произносят волшебные слова.

  1. Дыхательная гимнастика

Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом- выдох ртом)

  1. Развитие зрительного внимания

Логопед: (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте). А что еще необходимо всем путешественникам в пути?

Лунтик: Ребята, я Вам буду показывать картинки, а вы попробуйте отгадать, что это. (Показывает картинки нарисованные по точкам)

Дети отгадывают картинки и объясняют зачем эти предметы нужны.

Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»

4. Введение в тему. Кораблик приплыл к Протоку Звуков.

Характеристика звука.

Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)

Лодка плыла по волнам.

ЛогопедДайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.

Логопед: Еще он какой?

Дети: Твердый, звонкий.

Логопед: Можем плыть дальше.

II. Основная часть.

Логопед: Итак, мы приблизились к озеру Перемен.

Задание на развитие фонематического восприятия

- Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)

Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Логопед: Я буду говорить слог, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был первым в этом слове:

Ва-ла; во-ло; ву-лу и т.д.

Логопед: Ребята, а что такое звуки?

Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим

Логопед: А где живет звук Л? (в букве Л) Показать букву.

Логопед: Ребята, скажите, чем звук отличается от буквы? (Ответы детей)

Развитие мелкой моторики

Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из веревочек. Молодцы! Отправляемся в путь дальше.

Логопед: Ребята, а сейчас мы подошли к Пропасти Противоположностей.Перебраться через нее мы сможем только выполнив новое задание.

- Закончить предложение словами-неприятелями

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)

Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

Суп горячий, а компот - … (холодный)

Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)

Дедушка старый, а внук - … (молодой)

Волк летом сытый, а зимой … (голодный)

Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)

Лужа мелкая, а река … (глубокая)

Волшебница добрая, а колдунья … (злая).

(Дети делятся на 2 команды. С каждым правильным ответом команда делает шаг вперед. Чья команда первой подойдет к канату та победила.)

Задание на чтение слогов

Цель: Отработка навыка послогового чтения.

Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ). Дети читают слоги.

6. Остров Слогов

Звуковой анализ слогов

Ребята мы попали на остров слогов. Чтобы двигаться дальше необходимо выполнить следующее задание.

Дети выкладывают звуковые схемы слогов из прошлого задания.

7. Наш корабль плывет дальше. На горизонте река «Богатых слов».

Логопед: В этой реке водятся необычные рыбы. Пока судно в пути, предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика (на выбор)

Игра «Рыболов»

Цель: Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.

Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из речки рыб со картинками. Дети проходят к столу, садятся на стульчики и в схемах указывают нахождение звука в слове(начало-середина-конец)

III. Итог.

- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.

- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»

- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)

- С каким звуком и буквой мы познакомились?

- Где мы с вами побывали?

- Теперь попрощаемся с гостями и можно немного отдохнуть.

 

 

 


5. Логопед: Верно! А теперь давайте встанем и погреемся!

Мы погреемся немножко, (растирание кистей рук)

Мы похлопаем в ладошки, (4 хлопка)

Ножками потопаем (4 притопа ногами)

И себя похлопаем! (4 хлопка ладонями по предплечьям)

Дети выполняют знакомое им упражнение 3 раза. Садятся на стулья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Грамотейка" для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Представлен конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. Задания предполагают развитие у детей зрительно-пространственного в...

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ на тему: «НАСЕКОМЫЕ»

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫна тему: «НАСЕКОМЫЕ» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ – «КОМ...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...

Матрица ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ НА ПЕРИОД 2022-2023 ГОД ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Матрица воспитательных событий в подготовительной группе на период сентябрь 2022 г. по август 2023 г....