Главные вкладки

    Консультация для родителей "Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет"
    консультация по логопедии (средняя группа) на тему

    Малтыкова Светлана Николаевна

    В материале кратко освещаются причины речевых нарушений у детей, а также даются рекомендации родителям по предупреждению этих нарушений

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Малтыкова С.Н., учитель-логопед

     МАДОУ д/с №36 г.Невьянска

    Консультация для родителей.

    Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет.

    К сожалению, в последние годы значительно возросло количество детей, имеющих задержку речевого развития. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Многие дети в 3-4 года имеют очень маленький словарный запас, не умеют строить фразу. Звукопроизношение у них нарушено настолько, что речь малопонятна для окружающих.  Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

     Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяют должное внимание речевому развитию своих детей.

    Зачастую родители слушают знакомых и даже врачей, которые убеждают их в том, что если ребенок не заговорил до 2-х лет, то сделает это в 3 года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет.

    Возможно, некоторых родителей  успокаивает то, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причинами их неудач.

    Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. 
    Поговорим о том, как неравнодушные родители могут помочь своему ребенку и предупредить возможные отклонения в речевом развитии.
    Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих взрослых, в первую очередь, родителей, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д. Обращаясь к ребенку, родителям следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог. Каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие. Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести правильно два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.
    Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.
    В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а
    универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

    Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6— 8 раз.

    Универсальная артикуляционная гимнастика

     «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
    «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5—10 секунд.
    «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
     «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
    «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
     «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
     «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
    «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
     «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).
     «Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
     «Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: [т-т-т-т-т-т-т] [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.
     «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

    Опыт работы показывает, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2—3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

    Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.  Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:
    — дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
    - дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
    — надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
    — сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
    — дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
    Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
    Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. — важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного произношения звуков.
    Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить дыхательную гимнастику. Методик проведения дыхательных гимнастик много, я предлагаю игровой комплекс в сопровождении стихов, чтобы детям было не только полезно, но и интересно делать такую гимнастику.    

                         Игровая дыхательная гимнастика.

                                            Дятел

              Пестрый дятел тук да тук, слышим мы знакомый звук.

              Это с той зеленой ели раздается звонкий стук.

    Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5-6 раз)

                                           Василек

               Распустился наш цветок - ярко-синий василек.

               Ну пойдем скорей гулять, аромат его вдыхать!

    Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

                                             Бычок

                Вышел на лужок бычок, с черным пятнышком бочок.

                Ты уж не бодайся, с нами занимайся.

    Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «М», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

                                             Замочек

                Дверь с тобой мы закрываем, на замочек запираем.

                Не успели мы закрыться, кто-то в дверь уже стучится.

    При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

                                             Гномик

                Наш веселый добрый гном часто размышляет.

                Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м» вслух он повторяет.

    Спокойный выдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».

                                               Шарик

                Будто шариком играем: наш животик мы сдуваем.

             Дружно все вдохнули: шарик наш надули.

    Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).   

                                               Доктор

                Горлышко свое мы доктору покажем.

                Чтобы все увидел – «а-а-а» ему мы скажем.

    Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5-6 раз).

    Желаю успехов в развитии речи ваших малышей!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

    Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей  являе...

    Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"

       Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...

    Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"

    В консультации освещены основные причины речевых нарушений у детей....

    Консультация для родителей. "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

    В статье говорится о том, как развивается речь детей 2-3 лет в норме, что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка к этой самой норме....

    Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет.

    Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет....

    Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

    Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреж...

    Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей".

    Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"....