Картотека координации речи с движением для детей с ОНР 5-6 лет.
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Картотека игр координации речи с движением по лексическим темам на год.  Для детей с ОНР 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koordinatsiya_rechi_s_dvizheniem_v_gruppe_s_onr.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Координация речи с движением в группе с ОНР

на 2015-2016 уч. год по лексическим темам.

1 период обучения

Сентябрь

«Детский сад. Игрушки»

Солнце скрылось за домами.

Покидаем детский сад.

Я рассказываю маме про себя и про ребят.

Как мы хором песни пели,

Как играли в чехарду.

Что мы пили, что мы ели.

Как играли в детсаду.

«Солнышко» над головой.

Шаги на месте.

Показывают на себя, потом на воображаемую маму.

Показывают на себя, потом на других ребят.

Далее движения по тексту.

«Профессии детского сада»

Мы пилили,

Мы рубили,

Целый день мы стул чинили,

Громко молотком стучали,

Свежей краской покрывали,

Мама очень нас хвалила

И печеньем угостила.

Пилящие движения

Рубящие движения

Стучат кулачками

Руками вверх-вниз

Хлопают в ладоши

Поглаживают живот ладонями

 

«Фрукты. Овощи.»

В огород пойдём, урожай соберём:

Мы моркови «натаскаем»

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный!

Шагают,  стоя на месте.

Имитация движений: «тащат» мешок на спине

«Копают» картофель,

«Срезают» кочан капусты.

Показывают круг руками, делая ритмичные повороты туловища в стороны                                                                      

Октябрь

«Осень. Сад. Огород.»

Как румян осенний сад!

Всюду яблоки висят

Краснобоки, краснощёки.

На ветвях своих высоких

Словно солнышки горят!

Лёгкие хлопки ладонями по щекам.

Руки поднять вверх.

Руки на поясе, повороты направо – налево.

Руки поднять вверх.

Соединить руки в круг над головой.

«Ягоды. Грибы.»

«Меж еловых лап»

Меж еловых мягких лап

Дождик – кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Всюду мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашёл его друзья?

Я, я, я, я!

Дети поочерёдно протягивают вперёд руки, широко раздвинув пальцы.

Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Соединённые пальцы приводят к плечам.

Сжимают и разжимают пальцы у плеч.

Трут ладони друг о друга.

Садятся, затем медленно встают, руки на поясе.

Протягивают руки вперёд.

Показывают ладонью на себя (4 раза).

«Части тела»

Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой устали. Вытрем лоб.

Показывают сначала левый, потом правый глаз.
Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое.
Левой рукой показывают рот, правой – нос.
Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.
^ Протягивают обе руки, два раза хлопают.
Кладут ладони на бедра, два раза топают.
Правой ладонью проводят по лбу.

«Здоровый образ жизни. Одежда. Обувь.»

Я умею обуваться, если только захочу!

Я и маленького братца обуваться научу!

Вот они – сапожки.

Этот, с левой ножки.

Этот, с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем мы сапожки!

Топают ногами.

Приседают.

Встают, наклоняются вперёд.

Поглаживают носок левой ноги.

Поглаживают носок правой ноги.

Руки вверх, трясут кистями.

Топают ногами.

Ноябрь

«Мой город. Моя страна.»

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она по имени Россия.

От морей простерлась до морей.

Дети шагают на месте.

Изображают «богатырей».

Шагают на месте и широко разводят руки.

«Москва – столица России.»

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая поля…

«Едут»;

«летят»;

разводят руки в стороны;

отрицательно качают головой;

приседают, руки вниз;

встают, руки в стороны;

стучат руками перед собой;

руки в стороны, плавные взмахи.

«Транспорт (наземный). ПДД. Правила поведения в транспорте.»

Держись  дорожных правил  строго

Не торопись, как на пожар,

И помни: транспорту – дорога,

А пешеходам – тротуар.

 ( Воспитатель играет роль  постового, одна половина  детей – машины, другая – пешеходы. «Машины» стоят  с  одной стороны, «пешеходы» - с другой.)

(Воспитатель машет жезлом.)

( «Машины»  проезжают.)  

(Воспитатель останавливает «машины» и пропускает  «пешеходов».)

«Транспорт (водный, воздушный). Профессии. Правила поведения в транспорте.»

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели,

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Дети садятся

Смотрят по сторонам

«Нажимают на педаль»

Убегают

2 период обучения

Декабрь

«Семья»

Устала наша бабушка,

Присела на порог:

«Куда пропал,

Куда пропал,

Куда пропал внучок?»

Подумала, поохала,

Потом тихонько встала,

Пошла вокруг да около

Искать внучка сначала.

Дети стоят в кругу.

Приседают.

Берутся руками за голову, раскачиваются из стороны в сторону.

Встают.

Идут друг за другом.

                              «Дом и его части.»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будет жить в нем старый гном.

Дети выполняют прыжки на месте.

Встают на носочки и тянутся руками вверх.

Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой

Указательным жестом вытягивают руки вперед.

Приседают.

                                 

«Зима»

Мы катались на коньках,

Даже жарко стало!

В снежки играли во дворах –

Всё нам было мало!

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех!

Дружно мы на лыжи встали

И по снегу побежали,

А потом на санки сели,

Смело с горки вниз слетели!

Отводят руки за спину, имитируя движения конькобежца.

«Играют» в снежки.

Разводят руки в стороны.

Поднимают руки вверх и

ритмично трясут кистями.

Имитируют движения лыжника («Классический ход»)

Приседают, руки на коленях.

Встают и хлопают в ладоши 4 раза.

                                      «Новый год»

Ждут красавицу колючую

В каждом доме в декабре.

На ветвях зажгут фонарики,

Искры брызнут в серебре.

Сразу станет в доме празднично,

Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками –

Наступает Новый год.

Рисуют руками елочку

«Дом»

«Фонарики»

Руки над головой, пальцы оттопырены.

Берутся за руки, становятся в хоровод.

Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами.

Январь

«Зима. Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах,

 Снег холодный лыжи лижет.

(Дети изображают ходьбу на лыжах.)

А потом — на коньках,

(Изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах!

(«Падают».)

А потом снежки лепили,

(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катили,

(Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали

(«Падают».)

И домой мы побежали.

(Бегут по кругу.)

Снег, снег, белый снег.                   Дети машут руками перед собой.

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали               «встают» на лыжи,

И по снегу побежали.                     «бегут».

Сегодня из снежного

мокрого кома                                     Дети идут по кругу, «катят»

перед собой воображаемый ком.

Мы снежную бабу слепили              Рисуют руками в воздухе три круга

у дома.      

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не пройдет, никто                   Грозят указательными

не пройдет,                                          пальчиками.

Знакома она уже всей детворе.         Идут по кругу.

 А Жучка все лает:

«Чужой во дворе».

«Зимующие птицы»

Зарумянились кусты, не от утренней зари        

Дети идут по кругу, пощипывая щеки    

Это красные фонарики засветили снегири

Чистят перышки пунцовые,

воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые мне слышны

издалека

Кистями рук над головой делают «фонарики»

Взмахи руками, как крыльями

Пьют

Ритмичные хлопки в ладоши

Переворачивается, встаёт и летит,

Встают, бегут, взмахивая руками-крыльями».

«Дикие животные. Детеныши»

У нас славная осанка,      

 Мы свели лопатки.                            

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишка.

(выполняют движения по тексту)

Февраль

«Животные Севера»

Как олени резво скачем

И попрыгаем, как мячик

Как метель мы покружились

А теперь – остановились.

Мы немного отдохнём

И затем пешком пойдём.

Опустили руки вниз

И на льдинки все садись.

(Бег с высоким подниманием колен)

(Прыжки на месте на двух ногах)

(Повернуться вокруг себя один раз)

(Остановиться)

(Вдох – выдох 3 раза)

(Ходьба на месте)

(Присесть на импровизированные льдинки)

«Мебель»

Вот Кирюшкина кроватка ,

Чтобы спал Кирюшка сладко,

Чтоб во сне он подрастал,

Чтоб большим скорее стал.

Разводят руки в стороны.

Приседают, кладут ладони под щечку.

Медленно поднимаются.

Встают на носочки, тянутся руками вверх.

«23 февраля»

На горах высоких,

На степном просторе,

Охраняет нашу Родину солдат!

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

Руки поднять вверх.

Руки развести в стороны.

Рукой «отдать  честь».

Руки поднять вверх.

Круговые движения руками - «плыть».

Стоять, руки вдоль туловища.

На одной ноге постой-ка

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри - не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Раз, два – дружно в ногу.

Три, четыре – тверже шаг.

Дети стоят на правой ноге.

Стоят на левой ноге.

Шагают.

3 период обучения

Март

«8 марта»

Чей сегодня День рождения?

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвёл весенний,

Первый мартовский цветок?

Для кого? Для кого?

Догадайтесь сами:

И пирог, и цветок

Мы подарим маме!

Пожимают  плечами;

прижимают ладони, «пекут пироги»;

соединяют кисти, изображая бутон;

разводят медленно пальцы рук;

руки на поясе, повороты корпуса в одну и другую сторону;

соединяют ладони, затем разводят пальцы;

протягивают руки вперед.

                                                                             

«Домашние животные. Детеныши.»

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек.

Встала кошка, потянулась,

Её шерстка развернулась.

 Сидят на корточках.

Хлопают себя по животику.

Встают на носочки, руки тянут вверх.

Гладят живот ладонью по часовой стрелке.

«Хлеб»

Снег растаял в поле чистом,

Схлынет талая вода –

Побежит за трактористом

К синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

Идут друг за другом.

Бегут друг за другом.

Идут друг за другом.

«Сеют».

«Посуда»

Я – чайник, ворчун, хлопочун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

«Эй, люди, я с вами чай пить хочу!»

Стоят, узогнув одну руку, как носик чайника, другая рука – на  поясе.

Руки – на  поясе, живот надут, топают ногами.

Призывные движения рукой.

«Весна. Труд людей весной»

Я давно весну ждала,

У меня свои дела.

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку.

Мягкой грядка быть должна –

Это любят семена.

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Меняют направление движения.

Останавливаются, показывают, как копают.

Показывают, как рыхлят грядку граблями.

Идут по кругу, «разбрасывают семена».

Апрель

«Домашние птицы»

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

Крыльями захлопал

Весь раздулся, словно шар

Или медный самовар

Затряс бородою

Понесся стрелою.

Шаги на месте.

Остановиться, удивленно посмотреть вниз.

Потопать ногами.

Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам.

Руки на поясе.

Сцепить округленные руки перед грудью.

Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как  индюк.

Бег на месте.

«Перелетные птицы»

Птицы учатся летать,  

Чуть присели, полетели.

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили.

Птички полетели,

На деревья сели.

Импровизация,

Движения по тексту.

«День Победы»

На одной ноге постой – ка.

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Раз, два – дружно в ногу.

Три, четыре – тверже шаг.

Дети стоят на правой ноге.

Стоят на левой ноге.

Шагают.

«Весна. Садовые цветы.»

На окне в горшочках поднялись цветочки.

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки повернут цветочки.

Развернут бутоны, в солнышке утонут.

Сидят на корточках лицом в круг, медленно встают;

тянутся на носочках, руки вверх, в стороны;

ладони развернуть вверх;

руки соединить над головой, медленно развести в стороны.

                                      «Насекомые»

Вот какая стрекоза –

Очень круглые глаза.

Вертится, как вертолёт:

Вправо – влево, назад – вперёд.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Сели, травку покушали,

Тишину послушали…

Руки развести в стороны.

Соединить пальцы обеих рук в «бинокль».

Руки в стороны, повороты корпусом

Руки на поясе, наклоны по тексту.

Руки вдоль туловища, поднимают плечи.

Руки на поясе, прыгают  на месте.

Имитация движений.

Приложить ладони к ушам.

«Лето. Полевые цветы»

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим наперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы – весёлые лучи,

Мы – резвы и горячи.

Дети встают в круг, берутся за руки.

Делают 4 шага назад, расширяют круг

Бегут по кругу.

Раздвигают круг.

Смыкают круг.

Бегут по кругу.

Тянутся на носочках, руки вверх.

Прыгают на носочках, руки на поясе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на координацию речи с движением

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...

Картотека игр на координацию речи с движением

Игры на координацию речи с движением...

Координация речи с движением для детей

Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных,...

Картотека игр на координацию речи с движением, для детей 3 - 4 лет

игры на координацию речи с движением, для детей 3 - 4 лет...

Картотека игр на координацию речи с движением по лексическим темам для детей старшего дошкольного

Картотека игр на координацию речи с движением по лексическим темам для детей старшего дошкольного...