Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
статья по логопедии на тему

Бережная Евгения Николаевна

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях

реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях

реализации ФГОС

Бережная Е.Н.

Жуль Т.А.

(г.Грайворон, Россия,

МБДОУ «ДСКВ «Капелька» г.Грайворона

eugenia.berejnaia@yandex.ru)

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения.

         Особым документом считается федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, который гарантирует «…получение без дискриминации качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья…» и обязывает учреждение создать «… необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития…» (3, с.18)

        Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

        Наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька» насчитывает 200 воспитанников.  Среди этих воспитанников есть дети с нарушениями речи. А именно: дислалия, стёртая дизартрия, закрытая ринолалия,  нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия. В связи с этими нарушениями дошкольники затрудняются общаться друг с другом. Многие сверстники просто не понимают речь, обращенную к ним. Это приводит к раздражительности, ребенок порой просто уходит в себя.

        С этой проблемой педагоги нашего учреждения сталкиваются уже с младшего возраста. В связи с увеличением числа детей с нарушениями речи, каждым годом увеличивается актуальность проблемы коррекционной работы.  

        Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду строится на взаимодействии со следующими специалистами: учитель – логопед, педагог - психолог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, музыкальный руководитель. Этот процесс включает в себя:

        Создание предметно-развивающей среды;

        Для этого создан кабинет педагога - психолога, который дети с удовольствием посещают, так как там создана необходимая атмосфера добра и теплого обращения к ребенку.

Кабинет учителя - логопеда насыщен разнообразными пособиями, дидактическими играми и материалами, которые способствуют   коррекции речевого развития. Учитель - логопед в своем кабинете создает уютную дружественную обстановку, покидать которую дети не желают.

        Перед специалистами нашего учреждения стоит главная задача – помочь этим детям для дальнейшего обучения в школе.

        Дети с нарушениями речи воспитываются в группе вместе с нормально говорящими детьми. Образовательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка.  Вместе, проживая дошкольное детство, дети социально адаптируются в среде сверстников, адекватно принимают собственные особенности.  

        В начале учебного года учитель - логопед проводит диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста. На психолого –медико – педагогическом  консилиуме (ПМПк), по результатам диагностики выявляются дети с нарушениями речевого развития.  

        - Комиссией принимается решение о направлении ребенка на центральную ПМПК в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по организации воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении.

        - На основании рекомендаций ПМПК учитель - логопед совместно с педагогом-психологом, разрабатывают адаптированную образовательную программу.

        - Педагоги и специалисты образовательного учреждения осуществляют   реализацию этой программы и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.  

        Таким образом, согласованность действий педагогов учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

        Одним из важнейших условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки, является работа с родителями. Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе способствует созданию атмосферы близкой к домашней, что позволяет раскрепощаться ребенку и успешней бороться с недостатками речи. Именно семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагогов играют важную роль в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями речи.         Поэтому одним из актуальных методов является повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования. (3, с.8)         Совместно с семьями воспитанников педагоги готовят и проводят  театрализованные представления, зрителями которых являются дети младшего возраста.

         Мы надеемся, что наше дошкольное учреждение является для наших воспитанников как в стихотворении Н.А. Калиман именно СВОИМ: 

Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

 Список литературы:

  1. Инструктивно - методическое  письмо  ОГА  ОУ  ДПО  «Белгородский институт  развития  образования»:  «Создание  условий  для  инклюзивного образования  детей-инвалидов  и  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья в 2015-2016 учебном году»
  2. Скоролупова  О.А.,  Лобанова  Т.И.  «ФГОС  дошкольного  образования. Особенности   построения  образовательного  процесса  в  дошкольных образовательных организациях»   Просвещение, 2014 г.

3.Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  дошкольного Образования.  -  М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

        4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка

проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или  с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...

Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»...

Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»...

Программа индивидуального сопровождения индивидуального логопедического сопровождения ребёнка дошкольного возраста, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного обучения с ОВЗ ТНР

Организация логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педаг...

Комплексное сопровождение ребёнка с ОВЗ в контексте реализации ФЗ "Об образовании в Российской Федерации и ФГОС дошкольного образоания"

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, на общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образованияВ ц...