Главные вкладки

    Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

    Евстифеева Ольга Александровна

    Родительское собрание  в старшей логопедической группе

     

    Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».

    Время проведения: II период обучения, февраль.

    План:

    1. Структура логопедической работы:

    - лексико-грамматические занятия;

    - занятия по развитию связной речи;

    - занятия по звукопроизношению;

    - индивидуальная работа с детьми.

    2. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.

    3. Результаты логопедической работы на данном этапе.

    4. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.

    Содержание.

    1. Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 4 дня в неделю логопедические фронтальные занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно. График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе.

    Что представляют фронтальные занятия, вы могли увидеть на открытом занятии по развитию связной речи в ноябре. Во втором периоде (декабрь–март) проводятся следующие виды фронтальных занятий:

    Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

    - по расширению и активизации словаря детей;

    - по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);

    - по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;

    - по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

    Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.

    По сравнению с первым периодом, добавились занятия по звукопроизношению, на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения). На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.

    Игра с родителями.

    «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).

    «Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:

    - А, У, К, Т, М, П, К;

    - ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;

    - ДОМ, ТОМ, КОМ.

    Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

    Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графике в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.

    Игра с родителями.

    Пальчиковая игра «Семья»:

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папа,

    Этот пальчик – мама,

    Этот пальчик – я,

    Вот и вся моя семья!

    Начиная с мизинца, загибаем пальцы по - одному. Ритмично сжимаем пальцы в кулак. Движения обязательно должны сопровождаться словами. Сначала гимнастику делаем одной рукой, затем другой, затем обеими руками.

    Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Например, на занятиях по теме «Дикие животные наших лесов», можно провести такую динамическую паузу:

    Мы как зайчики поскачем,

    Как лисята побежим,

    И как рысь на мягких лапах,

    И как лось большой рогатый.

    Двигаясь по кругу, дети имитируют движения животных, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.

    Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

    - проверка, отработка домашних заданий;

    - закрепление материалов фронтальных занятий;

    - развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;

    - артикуляционные упражнения;

    - коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

    Звуки ставятся и автоматизируются в определенном порядке: С – З – Л – Ш – Ж – Р.

    2. Работа в домашних тетрадях.

    Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

    Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

    3. В целом, по прошествии промежутка времени с сентября по февраль, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь.

    Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?

    4. Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Родительское собрание35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание  в старшей логопедической группе

    Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».

    Время проведения: II период обучения, февраль.

    План:

    1. Структура логопедической работы:

    - лексико-грамматические занятия;

    - занятия по развитию связной речи;

    - занятия по звукопроизношению;

    - индивидуальная работа с детьми.

    2. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.

    3. Результаты логопедической работы на данном этапе.

    4. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.

    Содержание.

    1. Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 4 дня в неделю логопедические фронтальные занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно. График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе.

    Что представляют фронтальные занятия, вы могли увидеть на открытом занятии по развитию связной речи в ноябре. Во втором периоде (декабрь–март) проводятся следующие виды фронтальных занятий:

    Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

    - по расширению и активизации словаря детей;

    - по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);

    - по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;

    - по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

    Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.

    По сравнению с первым периодом, добавились занятия по звукопроизношению, на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения). На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.

    Игра с родителями.

    «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).

    «Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:

    - А, У, К, Т, М, П, К;

    - ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;

    - ДОМ, ТОМ, КОМ.

    Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

    Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графике в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.

    Игра с родителями.

    Пальчиковая игра «Семья»:

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папа,

    Этот пальчик – мама,

    Этот пальчик – я,

    Вот и вся моя семья!

    Начиная с мизинца, загибаем пальцы по - одному. Ритмично сжимаем пальцы в кулак. Движения обязательно должны сопровождаться словами. Сначала гимнастику делаем одной рукой, затем другой, затем обеими руками.

    Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Например, на занятиях по теме «Дикие животные наших лесов», можно провести такую динамическую паузу:

    Мы как зайчики поскачем,

    Как лисята побежим,

    И как рысь на мягких лапах,

    И как лось большой рогатый.

    Двигаясь по кругу, дети имитируют движения животных, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.

    Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

    - проверка, отработка домашних заданий;

    - закрепление материалов фронтальных занятий;

    - развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;

    - артикуляционные упражнения;

    - коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

    Звуки ставятся и автоматизируются в определенном порядке: С – З – Л – Ш – Ж – Р.

    2. Работа в домашних тетрадях.

    Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

    Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

    3. В целом, по прошествии промежутка времени с сентября по февраль, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь.

    Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?

    4. Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение на родительском собрании "Ваш ребенок посещает логопедический пункт"

    В последнее время педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Коррекция проблем речевого развития проводится в логопедических группах, для де...

    Родительское собрание - семинар. Конспект открытого логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза:"Звуки [б], [б\']. Буквы Бб»

    Родительское собрание - семинар.Конспект открытого логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза:"Звуки [б], [б\']. Буквы Бб»Учитель-логопед: Татаринцева Н.Г...

    Конспект родительского собрания логопеда в детском саду по теме: "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".".

    Результаты работы логопеда зависят от степени участия в ней родителей. Взаимосвязь работы логопеда и родителей осуществляются в форме индивидуальных консультаций, тренингов, наглядной информации, откр...

    Конспект родительского собрания старший логопедической группе

    Родительское собрание в логопедической группе коррекционного детского сада...

    презентация Интерактивная форма работы с родителями в рамках родительского собрания (старшая группа). Занятие с элементами тренинга «Познай своего ребенка»

    осуществить психолого-педагогическуюподдержку родителей в виде практическихпредложений по установлению правильныхвзаимоотношений с детьми....

    Выступление учителя-логопеда на родительском собрание старшая группа

    Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в старшей группе детского сада...

    Конспект группового родительского собрания в группе компенсирующей направленности «Радуга» Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи по соблюдению логопедического режима ДОУ»

    Опубликовано 11.06.2020 - 12:51 - Пудовкина Ляйля ШамилевнаВведение:Родители – это очень важные люди в жизни каждого ребенка. От того, как родители строят общение с ребенком в своей семье,...