Обучение грамоте старших дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Мокрецова Наталья Алексеевна

Консультация логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_starshih_doshkolnikov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение  грамоте старших дошкольников.

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке детей к овладению письмом и чтением.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  1. требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  2. появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  3. не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  4. физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

  • не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • под руководством воспитателя формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими (и педагогами, и родителями)  воспринимается лишь, как процесс обучения чтению - это слишком узкое представление данного вопроса.

Существует несколько  компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
  • Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; умение слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.

Подготовительный этап.

Начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое  или слуховое восприятие.

На этом этапе даётся понятие «звук».

  • вначале даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, резание ножницами, переливание воды и т.д.)

Предлагаю использовать игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко – тихо», «Кто сказал».

Параллельно проводится работа по  ознакомлению с понятием «слово», называние коротких, длинных слов,  деление слов на части (слоги), определение количество частей (слогов) в слове.

Можно применять  различные дидактические пособия:

  • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
  • домики: количество окон  соответствует количеству слогов в названиях предметов;
  • домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

I этап. Знакомство с гласными звуками.

На данном этапе необходимо научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также закреплять определение  слоговой структуры,  выделение  ударного слога. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется правильное  артикулирование, четкая дикция.

Начинаем со звука «У», далее «А», «И», «О»

При изучении звука «О» даем понятие ГЛАСНЫЙ ЗВУК.

Проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаю использовать игры:

  • «Немые звуки»: воспитатель показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
  • «Фотография звука»: воспитатель  произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;

  • «Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением).

Предлагаю следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву: 

  • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, о;
  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
  • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду. Там растут астры.)

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа по определению позиции звука в слове.  Нужный звук выделяется голосом, интонационно.

Для определения позиции звука в слове используются различные приемы:

1. Можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.

2. Работа  со звуковыми линейками.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (АУ, УА, …...).

II этап. Знакомство с согласными звуками.

Рекомендую  начинать со звуков [п], [пь], потому что:

  • Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
  • Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Дается схема для  характеристики звуков.

Дается понятие согласный звук (дается условное обозначение согласных звуков).

Даем дифференцировку согласных звуков по твердости – мягкости.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция

слегка напрягается.

Затем: по звонкости -  глухости.  Используем прием с горлышком - если горлышко "дрожит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Знакомство с буквами.

Параллельно идет знакомство  детей с буквами.  Букву произносим как звук. Говорим, что буква пишется,  читается. Запоминаем букву через ассоциации ребёнка: на что она похожа, например:  буква П – перекладина, турник, дверь.

Рассматриваем  элементы буквы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.

Например, при знакомстве с буквой  О: « Буква О так кругла, покатиться бы могла»

Запоминание образа буквы можно организовать  с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков;
  • Написать букву пальчиком на песке,  манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина;
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить  предложение, словосочетания.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка.

И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от воспитателя, то есть от вашего терпения и доброжелательности.

 Пусть  от занятия к занятию ребенок чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анализ фольклорных произведений показывает, что в народной мудрости зафиксирован образ ребенка — оптимиста....

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...