Главные вкладки

    Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
    учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

    Жаркова Наталья Васильевна

    Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnyy_plan_po_gramote.docx24.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе

    О. М. Ельцовой  «Подготовка        старших дошкольников к обучению грамоте»        1-год обучения

    № НОД

    Тема НОД

    Программное содержание

    № 1

      Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ

    дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»;

    дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью  слов;

    знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).

    №2

    Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

    ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

    подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов;

    воспитывать речевое внимание, фонематический слух;

    поощрять речевую активность детей в словесных играх;

    упражнять в ориентировке на листе бумаги.

    №3

    Тема: «ОСЕННИЕ ДЕНЬКИ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ. ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ

    пробудить интерес к окружающему миру;

    расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»;

    проводить работу над антонимами;

    упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений;

    упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);

    познакомить детей с графическим изображением предложения на доске;

    развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).

    №4

    Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

    ШТРИХОВКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

    развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;

    упражнять детей в выделении предложений из текста и в составлении рассказа из небольших предложений;

    воспитывать культуру речевого общения;

    упражнять в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат);

    формировать быструю реакцию на слово.

    №5

    Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО «ЖИВОЙ МОДЕЛИ». МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ

    закрепить знания о предложении, упражнять в умении находить короткие предложения в знакомом тексте;

    познакомить детей с составлением предложения по «живой модели»;

    дать знание о многозначности слов;

    воспитывать речевое внимание;

    развивать творческое воображение детей.

    №6

    Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ СЛОВ

    формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;

    побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку;

    упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений;

    развивать глазомер, мелкую моторику.

    №7

    Тема: ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «СЛОГИ». ЗНАКОМСТВО С ОДНОСЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ

    формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку;

    помочь детям осознать рифму и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами);

    упражнять в делении слов на части, познакомить с термином «слоги», познакомить с односложными словами;

    развивать глазомер и мелкую моторику рук.

    №8 (итоговое)

    Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ И СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ

    упражнять детей в делении слова на слоги;

    закреплять умение составлять слова из слогов;

    развивать мелкую моторику.

    №9

    Тема: ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «ЗВУК»

    упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста;

    закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;

    обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин «звук» в активный словарь;

    закреплять правила штриховки.

    № 10

    Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ В СЛОВАХ. НАХОЖДЕНИЕ В СЛОВАХ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА И ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ

    ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА

    упражнять детей в определении количества слогов в словах;

    закреплять знания о предложении (количество и порядок слов);

    развивать умение детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;

    воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

    равивать микромоторику.

    №11

    Тема: НАХОЖДЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА

    В СЛОВЕ. СОСТАВЛЕНИЕ УЗОРА ИЗ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЛИНИЙ

    формировать умение слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму;

    закреплять в процессе игры знания детей о предложении;

    упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;

    находить место звука в слове (первый, в середине, последний);

    упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.

    № 12

    Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ

    ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

    упражнять детей в делении слов на слоги;

    закреплять в словаре детей названия цветов;

    познакомить детей со способом составления предложений по словосочетаниям;

    закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове;

    воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

    упражнять в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховки.

    № 13

    Тема: ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ. ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА ПРЕДЛОЖЕНИЙ

    помочь детям правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со взрослыми и сверстниками;

    обогащать словарь;

    закреплять умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

    упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах;

    формировать у детей способность выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу;

    развитие мелкой моторики.

    № 14

    Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ЗВУКА В ЛЮБОЙ ЧАСТИ СЛОВА. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ

    обогащать словарный запас детей;

    продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова;

    совершенствовать умение детей слышать и выделять определенные звуки в словах;

    продолжать учить детей самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова; • помочь детям составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;

    развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.

    № 15

    Тема: ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «АУ»

    познакомить детей со схемой звукового состава слова;

    научить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;

    упражнять детей в произношении слова в соответствии с движением указки по схеме;

    закреплять умение детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;

    развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.

    № 16

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАК»

    совершенствовать умение детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;

    развивать творческое воображение, фантазию;

    познакомить детей со звуковым составом слова «мак»;

    побуждать детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;

    упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме;

    продолжать        помогать  детям осваивать        ориентировку на листе бумаги;

    развивать микромоторику.

    № 17

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ

    закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;

    познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова «дом»;

    упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;

    закреплять представление о предложении;

    развивать мелкую моторику.

    № 18

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДЫМ».

    СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ «И»

    закреплять умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;

    познакомить детей со звуковым анализом слова «дым»;

    продолжать совершенствовать умение находить в словах одинаковые звуки;

    упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте;

    развивать тонкую моторику, координацию речи с движением; работать над темпом и ритмом речи;

    дать детям представление о составлении предложения из 3 слов с соединительным союзом  «и».

    №19

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «СЫР». ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК»

    познакомить детей со звуковым анализом слова «сыр»;

    упражнять в сравнении по звуковому составу слова «сыр» и «дым»;

    познакомить детей с понятием «гласный звук»;

    совершенствовать умение детей составлять предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».

    № 20

    Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ.

    ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ШАР».

    СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВ

    совершенствовать умение детей слушать и слышать; давать обоснованные ответы на вопросы педагога;

    развивать представление детей о зиме.

    развивать фонематический слух детей;

    закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;

    помочь детям самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар»;

    развивать умение детей находить в словах одинаковые звуки; называть слова с определенным звуком в заданном месте;

    упражнять детей в составлении предложений из 2, 3,4 слов.

    №21

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «ЖУК» И «ЛУК». СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

    закреплять умение интонационно выделять звук в слове;

    расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение;

    продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»;

    совершенствовать умение детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу;

    продолжать закреплять умение составлять предложения из 2, 3, 4 слов;

    упражнять детей в штриховке предметов (в разном направлении).

    №22

    Тема: ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ

    К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ПО ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

    С ПРЕДЛОГАМИ

    упражнять детей в подборе определений к существительным;

    развивать умение пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему;

    упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами;

    воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, развивать чувство юмора.

    № 23

    Тема: РАЗВИТИЕ

    ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»

    упражнять  детей в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям;

    совершенствовать умение детей «записывать» предложение графически;

    упражнять в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив;

    создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение.

    № 24

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «НОС» И «РОТ». ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

    «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»

    упражнять в подборе однокоренных слов;

    развивать умение производить звуковой анализ слов;

    закреплять понятие «согласный звук»;

    развивать мелкую моторику.

    № 25

    Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ

    «МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК».

    ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КОТ» И «КИТ»

    совершенствовать речевую активность детей, способствовать развитию

    наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности;

    формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит», обратить внимание детей на мягкость звука [к'] в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука; учить сравнивать слова по звуковому составу;

    формировать правильный захват пальцами орудия письма.

    № 26

    Тема: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

    «МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК».

    ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ

    упражнять в подборе существительного к исходному слову -прилагательному, ориентируясь на окончание последнего;

    развивать фонематический слух, формировать у детей способность на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно;

    совершенствовать умение детей делить на слоги двух- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

    продолжать формировать правильный захват пальцами орудия письма; развивать мелкую моторику рук, творчество, фантазию.

    №27

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ОСЫ»

    активизировать словарь детей по теме «Человек и его тело», закрепить названия цветов;

    познакомить детей со звуковой схемой слова «осы»;

    отрабатывать умение детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме;

    упражнять детей в делении слов на слоги;

    развивать умение у детей удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжать формировать щепоть.

    №28

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «РОЗА». ЗНАКОМСТВО СО СЛОГООБРАЗУЮЩЕЙ РОЛЬЮ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    активизировать речевую деятельность детей;

    помочь детям освоить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков;

    познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;

    формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

    №29

    Тема: «ВЕСЕННИЕ ДЕНЬКИ». ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛУНА»

    активизировать знания детей при отгадывании загадок, обратить их внимание на меткость и лаконичность языка загадок;

    упражнять в подборе определений к существительным;

    продолжать знакомство со звуковым анализом слов, состоящих из четырех звуков;

    упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком;

    совершенствовать умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

    развивать мелкую моторику.

    № 30

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛИСА».

    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВ

    «ЛУНА» И «ЛИСА»

    расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

    помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь;

    упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»);

    совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу;

    развивать мелкую моторику.

    №31

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МУХА». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ

    упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы;

    совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

    упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»);

    активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;

    развивать мелкую моторику.

    № 32

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «САНИ». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ

    упражнять в подборе прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы;

    продолжать совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

    упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»);

    активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье;

    развивать мелкую моторику.

    № 33

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «РЫБА» ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ

    упражнять в прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы;

    совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

    упражнять в проведении звукового анализа слова («рыба»);

    активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;

    развивать мелкую моторику.

    № 34

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «УТКА».  ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ

    упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы;

    совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

    упражнять в проведении звукового анализа слова («утка»);

    активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;

    развивать мелкую моторику.

    № 35

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛЕТО»  ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ

    упражнять в подборе прилагательных, глаголов, соответствующих летним явлениям природы;

    совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

    упражнять в проведении звукового анализа слова («лето»);

    активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;

    развивать мелкую моторику;

    воспитывать любовь к родному селу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте

    конспект итогового занятия по обучению грамоте...

    Подготовка старших дошкольников в обучению грамоте

    Подготовка старших дошкольников в обучению грамоте...

    Логопедическое пособие для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте "Сказочник и Звуковички"

    Практика коррекционно-развивающей логопедической работы показывает, что наибольшей эффективности в усвоении знаний дошкольниками можно добиться при использовании различных игр и игровых пособий, так к...

    Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа

    Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой  "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа...

    Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

    Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

    Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа

    Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа...

    «Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»

    Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных гра...