Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Жаркова Наталья Васильевна

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_gramote.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе

О. М. Ельцовой  «Подготовка        старших дошкольников к обучению грамоте»        1-год обучения

№ НОД

Тема НОД

Программное содержание

№ 1

  Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ

дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»;

дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью  слов;

знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).

№2

Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов;

воспитывать речевое внимание, фонематический слух;

поощрять речевую активность детей в словесных играх;

упражнять в ориентировке на листе бумаги.

№3

Тема: «ОСЕННИЕ ДЕНЬКИ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ. ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ

пробудить интерес к окружающему миру;

расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»;

проводить работу над антонимами;

упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений;

упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);

познакомить детей с графическим изображением предложения на доске;

развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).

№4

Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ШТРИХОВКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;

упражнять детей в выделении предложений из текста и в составлении рассказа из небольших предложений;

воспитывать культуру речевого общения;

упражнять в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат);

формировать быструю реакцию на слово.

№5

Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО «ЖИВОЙ МОДЕЛИ». МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ

закрепить знания о предложении, упражнять в умении находить короткие предложения в знакомом тексте;

познакомить детей с составлением предложения по «живой модели»;

дать знание о многозначности слов;

воспитывать речевое внимание;

развивать творческое воображение детей.

№6

Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ СЛОВ

формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;

побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку;

упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений;

развивать глазомер, мелкую моторику.

№7

Тема: ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «СЛОГИ». ЗНАКОМСТВО С ОДНОСЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ

формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку;

помочь детям осознать рифму и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами);

упражнять в делении слов на части, познакомить с термином «слоги», познакомить с односложными словами;

развивать глазомер и мелкую моторику рук.

№8 (итоговое)

Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ И СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ

упражнять детей в делении слова на слоги;

закреплять умение составлять слова из слогов;

развивать мелкую моторику.

№9

Тема: ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «ЗВУК»

упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста;

закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;

обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин «звук» в активный словарь;

закреплять правила штриховки.

№ 10

Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ В СЛОВАХ. НАХОЖДЕНИЕ В СЛОВАХ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА И ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ

ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА

упражнять детей в определении количества слогов в словах;

закреплять знания о предложении (количество и порядок слов);

развивать умение детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;

воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

равивать микромоторику.

№11

Тема: НАХОЖДЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА

В СЛОВЕ. СОСТАВЛЕНИЕ УЗОРА ИЗ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЛИНИЙ

формировать умение слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму;

закреплять в процессе игры знания детей о предложении;

упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;

находить место звука в слове (первый, в середине, последний);

упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.

№ 12

Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

упражнять детей в делении слов на слоги;

закреплять в словаре детей названия цветов;

познакомить детей со способом составления предложений по словосочетаниям;

закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове;

воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

упражнять в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховки.

№ 13

Тема: ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ. ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА ПРЕДЛОЖЕНИЙ

помочь детям правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со взрослыми и сверстниками;

обогащать словарь;

закреплять умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах;

формировать у детей способность выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу;

развитие мелкой моторики.

№ 14

Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ЗВУКА В ЛЮБОЙ ЧАСТИ СЛОВА. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ

обогащать словарный запас детей;

продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова;

совершенствовать умение детей слышать и выделять определенные звуки в словах;

продолжать учить детей самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова; • помочь детям составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;

развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.

№ 15

Тема: ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «АУ»

познакомить детей со схемой звукового состава слова;

научить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;

упражнять детей в произношении слова в соответствии с движением указки по схеме;

закреплять умение детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;

развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.

№ 16

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАК»

совершенствовать умение детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;

развивать творческое воображение, фантазию;

познакомить детей со звуковым составом слова «мак»;

побуждать детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;

упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме;

продолжать        помогать  детям осваивать        ориентировку на листе бумаги;

развивать микромоторику.

№ 17

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ

закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;

познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова «дом»;

упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;

закреплять представление о предложении;

развивать мелкую моторику.

№ 18

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДЫМ».

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ «И»

закреплять умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;

познакомить детей со звуковым анализом слова «дым»;

продолжать совершенствовать умение находить в словах одинаковые звуки;

упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте;

развивать тонкую моторику, координацию речи с движением; работать над темпом и ритмом речи;

дать детям представление о составлении предложения из 3 слов с соединительным союзом  «и».

№19

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «СЫР». ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК»

познакомить детей со звуковым анализом слова «сыр»;

упражнять в сравнении по звуковому составу слова «сыр» и «дым»;

познакомить детей с понятием «гласный звук»;

совершенствовать умение детей составлять предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».

№ 20

Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ШАР».

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВ

совершенствовать умение детей слушать и слышать; давать обоснованные ответы на вопросы педагога;

развивать представление детей о зиме.

развивать фонематический слух детей;

закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;

помочь детям самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар»;

развивать умение детей находить в словах одинаковые звуки; называть слова с определенным звуком в заданном месте;

упражнять детей в составлении предложений из 2, 3,4 слов.

№21

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «ЖУК» И «ЛУК». СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

закреплять умение интонационно выделять звук в слове;

расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение;

продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»;

совершенствовать умение детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу;

продолжать закреплять умение составлять предложения из 2, 3, 4 слов;

упражнять детей в штриховке предметов (в разном направлении).

№22

Тема: ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ

К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ПО ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

С ПРЕДЛОГАМИ

упражнять детей в подборе определений к существительным;

развивать умение пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему;

упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами;

воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, развивать чувство юмора.

№ 23

Тема: РАЗВИТИЕ

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»

упражнять  детей в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям;

совершенствовать умение детей «записывать» предложение графически;

упражнять в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив;

создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение.

№ 24

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «НОС» И «РОТ». ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

«СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»

упражнять в подборе однокоренных слов;

развивать умение производить звуковой анализ слов;

закреплять понятие «согласный звук»;

развивать мелкую моторику.

№ 25

Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ

«МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК».

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КОТ» И «КИТ»

совершенствовать речевую активность детей, способствовать развитию

наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности;

формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит», обратить внимание детей на мягкость звука [к'] в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука; учить сравнивать слова по звуковому составу;

формировать правильный захват пальцами орудия письма.

№ 26

Тема: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

«МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК».

ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ

упражнять в подборе существительного к исходному слову -прилагательному, ориентируясь на окончание последнего;

развивать фонематический слух, формировать у детей способность на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно;

совершенствовать умение детей делить на слоги двух- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

продолжать формировать правильный захват пальцами орудия письма; развивать мелкую моторику рук, творчество, фантазию.

№27

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ОСЫ»

активизировать словарь детей по теме «Человек и его тело», закрепить названия цветов;

познакомить детей со звуковой схемой слова «осы»;

отрабатывать умение детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме;

упражнять детей в делении слов на слоги;

развивать умение у детей удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжать формировать щепоть.

№28

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «РОЗА». ЗНАКОМСТВО СО СЛОГООБРАЗУЮЩЕЙ РОЛЬЮ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

активизировать речевую деятельность детей;

помочь детям освоить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков;

познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

№29

Тема: «ВЕСЕННИЕ ДЕНЬКИ». ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛУНА»

активизировать знания детей при отгадывании загадок, обратить их внимание на меткость и лаконичность языка загадок;

упражнять в подборе определений к существительным;

продолжать знакомство со звуковым анализом слов, состоящих из четырех звуков;

упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком;

совершенствовать умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

развивать мелкую моторику.

№ 30

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛИСА».

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВ

«ЛУНА» И «ЛИСА»

расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь;

упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»);

совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу;

развивать мелкую моторику.

№31

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МУХА». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ

упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы;

совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»);

активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;

развивать мелкую моторику.

№ 32

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «САНИ». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ

упражнять в подборе прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы;

продолжать совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»);

активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье;

развивать мелкую моторику.

№ 33

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «РЫБА» ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ

упражнять в прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы;

совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

упражнять в проведении звукового анализа слова («рыба»);

активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;

развивать мелкую моторику.

№ 34

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «УТКА».  ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ

упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы;

совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

упражнять в проведении звукового анализа слова («утка»);

активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;

развивать мелкую моторику.

№ 35

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛЕТО»  ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ

упражнять в подборе прилагательных, глаголов, соответствующих летним явлениям природы;

совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

упражнять в проведении звукового анализа слова («лето»);

активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;

развивать мелкую моторику;

воспитывать любовь к родному селу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте

конспект итогового занятия по обучению грамоте...

Подготовка старших дошкольников в обучению грамоте

Подготовка старших дошкольников в обучению грамоте...

Логопедическое пособие для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте "Сказочник и Звуковички"

Практика коррекционно-развивающей логопедической работы показывает, что наибольшей эффективности в усвоении знаний дошкольниками можно добиться при использовании различных игр и игровых пособий, так к...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой  "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа...

«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»

Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных гра...