«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Бондарева Валентина Васильевна

Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных графических умений, а также источник игр и упражнений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное задание

«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»

Цель: совершенствовать умения организации работы по подготовки руки к письму с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Ход выполнения:

Составить таблицу «Система игровых заданий и упражнений по подготовки руки к письму».

Таблица должна содержать описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных графических умений, а также источник игр и упражнений (название методического пособия, указание на автора и год издания).

Представленные в таблице игровые задания и упражнения должны соответствовать возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста (3-4 игры по каждому направлению)

Направление

работы

Название задания или упражнения

Описание задания

или упражнения

Источник

Развитие руки

  1. «Будь здоров!»

Цель:Формирование умения правильного захвата орудия для письма

2«Мы колечки надеваем»

Цель:Формирование умения правильного захвата орудия для письма

3.«Крючочки»

Цель:Формирование умения правильного захвата орудия для письма

        

Игровое упражнение «Овощи»

Цель: формировать правильный захват орудия письма «щепоть».

«Урожай»

Цель: формировать правильный захват орудия письма «щепоть».

«Снежный ком»

Цель: формировать правильный захват орудия письма «щепоть».

  1. Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на

правой и левой руке.

2.Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем

.Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь

здоров

ты

пальчик мой

И

дружи всегда со мной.

Массажировать и

закреплять название пальцев.

3.Как наш пальчик изловчился.

И за шарик зацепилс

я.                

Буду шарик поднимать.

Свои пальцы обучать.

У

держивать шарик одним пальцем

,

обхватывать каждым пальчиком

и поднимать.

1.Пальчиковая гимнастика

 «Засолка капусты»

          Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).

          Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

          Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).

                  «Морковка»

        Не морковка – загляденье,

        Выросла на удивленье,

        Сочная да вкусная,

        Для детей полезная. (Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой).

2.Выросла репка

Желтая и крепкая.

Перед домом свекла

Смотрит прямо в окна.

И морковки урожай

Сладкой, сочной собирай.

Попрошу всех встать, руки опустить вдоль туловища, ладонями вперед. Сожмите ладони в кулаки, большие пальцы при этом нужно вытянуть. Выполняем круговые движения большими пальцами сначала вперёд, затем назад, сопровождая движение четверостишием. Большой и указательный пальцы правой руки соедините, пожалуйста, с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы согните и прижмите к ладоням. Расслабленные пальцы образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови.

3. Мы лепили снежный ком. (Имитация лепки комочка).

          Ушки сделали потом. (Указательным и большим пальцами делаем прищепы).

          Вместо глаз – угольки нашлись у нас. (Щепоть из пальчиков – угольки).

          Кролик вышел как живой: и с хвостом, и с головой. (Имитация поглаживания кролика, указательные пальчики «трепещут»).

          За усы не тяни – из соломинки они! (Имитация движения: щепотью тянем усики).

          Длинные, блестящие, точно настоящие.

Подготовка к технике

письма

Работа со штампами

Цель: формировать правильное распределение мышечной нагрузки руки.

«Помидорки в банке»

«Рыбки»

«Одуванчики»

Упражнение

«Нарисуйте картинку  по образцу и по точкам»

Цель: учим ориентироваться на листе бумаги, развиваем глазомер и чувства ритма.

Игровое упражнение

«Рисование по точкам»

Цель: учим ориентироваться на листе бумаги, развиваем глазомер и чувства ритма

Игровое упражнение

«Силуэтные штриховки»

Цель: учим ориентироваться на листе бумаги, развиваем глазомер и чувства ритма

Графический диктант

Цель: учим ориентироваться на листе бумаги, развиваем глазомер и чувства ритма

Пришла пора консервировать овощи, очень вкусно и красиво мама разложила  помидоры в банки, но в одну банку не разложила, устала.

Помогите маме сложить овощи в банку. Дети набирают на основаниештампов краску и штампуют помидоры  в банку.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-344517-1450284234.jpg

В уголке стоял очень большой аквариум, в нём плавала одна рыбка. Она была грустная, потому что была одна, а ей очень хотелось иметь друзей.

Помогите рыбки давайте в аквариум запустим много рыбок. Дети обмакивают ладошки в краску и штампуют рыбок.

Наступила весна, на полянке появился одуванчик, который ни как не мог раскрыть свои лепесточки.

Ребята, давайте поможем

Украсим одуванчик, сделаем его красивым, золотистым.

Дети с помощью штампов из картонного цилиндра разрезанного внизу, рисуют одуванчики.

        

Возьмите карандаш и нарисуйте правую картинку точно так же, как нарисована левая (по точкам).

Картинки по запросу "примеры с показом рисования картинок по точкам в доу"

Картинки по запросу "примеры с показом рисования картинок по точкам в доу"

Детей просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Картинки по запросу "рисования по точкам в доу для развития глазомера и ориентировки"

Картинки по запросу "рисования по точкам в доу для развития глазомера и ориентировки"

Картинки по запросу "рисования по точкам в доу для развития глазомера и ориентировки"

Детей просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

https://gigabaza.ru/images/40/79884/5b9ace86.jpg

https://gigabaza.ru/images/40/79884/f0c88c19.jpg

https://gigabaza.ru/images/40/79884/7c07a0a9.jpg

Картинки по запросу "графический диктант для дошкольников"

В.Солнцева, Т.Белова «

Готов ли ребенок к обучению в первом классе»

«Рабочая тетрадь по развитию пространственных представлений у детей 5-7 лет»

Аналитико - синтетическая деятельность

Анализ графического образа букв согласно алгоритму:

- количество элементов (сколько элементов составляет букву);

- характеристика элементов (какие это элементы);

- пространственное расположение элементов в букве.

БукваР 1)состоит из двух элементов

2) одна длинная палочка и полукруг.

Полукруг вплотную прилегает к длинной палочке.

Буква Г

1) состоит из двух элементов;

2) одна длинная палочка, а другая короткая

Буква Г похожа на кочергу

Короткая палочка сверху соприкасается с длинной

Буква И

1)Состоит из трёх элементов

2)Две длинные палочки и одна короткая

Две длинные палочки находятся параллельно  друг к другу, а короткая лежит между ними наискосок.

Формирование элементарных графических умений

Упражнение «Помогите насекомым двигаться ровно и красиво»

Цель: формировать элементарные графические умения

Картинки по запросу "соединить картинки для дошкольников"

Картинки по запросу "соединить картинки для дошкольников"

https://aababy.ru/sites/default/files/tracing_lines_2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте

конспект итогового занятия по обучению грамоте...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой  "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа...

Учебно-методические пособия для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте

У каждого учителя-логопеда есть собственные самодельные авторские пособия, которые можно использовать при проведении как индивидуальных, так и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий. Эти пособи...

Электронный вариант из книги Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения старшая группа

дидактический материал система занятий, конспектыВ данном пособии представлены теоретические аспекты и практический мате­риал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенносте...