Учебно-методические пособия для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Берсекова Лариса Борисовна

У каждого учителя-логопеда есть собственные самодельные авторские пособия, которые можно использовать при проведении как индивидуальных, так и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий. Эти пособия - не исключение. Надеюсь, что мои идеи понравятся и побудят педагогов к творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры пособий и заданий

на развитие аналитико – синтетической деятельности

у детей старшего дошкольного возраста

Цель данных пособий развить способность к звуковому анализу и синтезу, научить детей слышать местоположение звука в слове, дифференцировать на слух (с последующей интериоризацией) гласный-согласный звук, а также дифференцировать мягкость-твердость, глухость-звонкость согласных звуков, развить способность к слоговому анализу и синтезу.

Дополнительно данные пособия расширяют словарный запас детей, развивают мышление и логику, а также мелкую моторику

  1. «СОБЕРИ ГИРЛЯНДУ».

Детям раздаются флажки с картинками и шнурок. Необходимо собрать флажки в соответствии с заданием:

  • 1-й флажок – определенный звук в начале слова, 2-й флажок – определенный звук в середине слова, 3-й флажок – определенный звук в конце слова.
  • Собрать гирлянду только из флажков, на которых названия картинок начинаются с гласных звуков (или твердых, или мягких и т.п.)
  • Собрать гирлянду только из тех флажков, на которых названия картинок состоят из 2-х слогов (и т.п.)

Придумывать можно по-разному.

Пример со звуком [Т] (см.фотографию). Определить данный звук в начале, середине и конце слова. При этом отдифференцировать твердый [Т] от мягкого [Ть] и найти лишние картинки.

(труба, щетка, утюг, крот, кровать)

  1. «ЦВЕТИКИ-ЦВЕТОЧКИ»

Детям раздаются «лепестки» с картинками и «серединки» цветов. Необходимо собрать цветок в зависимости от серединки

  • Если «серединка» красная – слушаем гласные звуки,
  • Если «серединка» синяя – слушаем твердые согласные звуки,
  • Если «серединка» зеленая – слушаем мягкие согласные звуки,
  • Если на «серединке» две точечки – слушаем слова из 2-х слогов и т.д.

Пример со звуком [Т] (см.фотографию). Собрать цветок, в названии лепестков которого есть твердый звук [Т] и мягкий звук [Ть]. Найти лишние лепестки.

(тумбочка, утюг, подарки, молоток, телефон, улитка, дети, телевизор, дятел, пульт, автобус, капуста)

  1. «ЗВУКОВОЙ ПАРОВОЗИК»

Каждому ребенку выдаются картинки синего и зеленого паровозика, а также комплект вагончиков. Вагончики надо расположить возле паровозика определенного цвета в следующей последовательности.

  • 1-й вагончик, если в названии картинки заданный звук слышится в начале слова,
  • 2-й вагончик, если заданный звук в середине слова,
  • 3-й вагончик – в конце слова.

Пример со звуком [Т] (см.фотографию).

Тигр, дятел, сеть. Такса, кактус, солдат.

Подобные задания очень нравятся детям.

На основе приготовленного материала всегда можно придумать новую игру. А игра, как известно, имеет огромное значение для дошкольного возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. СОБЕРИ ГИРЛЯНДУ 2. ЦВЕТИКИ-ЦВЕТОЧКИ

Слайд 2

3 . ЗВУКОВОЙ ПАРОВОЗИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое пособие для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте "Сказочник и Звуковички"

Практика коррекционно-развивающей логопедической работы показывает, что наибольшей эффективности в усвоении знаний дошкольниками можно добиться при использовании различных игр и игровых пособий, так к...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой  "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа...

«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»

Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных гра...

Электронный вариант из книги Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения старшая группа

дидактический материал система занятий, конспектыВ данном пособии представлены теоретические аспекты и практический мате­риал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенносте...