«Артикуляционная гимнастика с обучающимися»
статья по логопедии на тему

Вавилкина Надежда Игоревна

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность и сила движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это система повторяющихся упражнений, направленная на тренировку артикуляторного аппарата с целью выработки четкости, точности, правильности движений всех его частей.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_s_obuchayushchimisya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45

Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Артикуляционная гимнастика с обучающимися»

Санкт-Петербург

2016 год

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность и сила движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это система повторяющихся упражнений, направленная на тренировку артикуляторного аппарата с целью выработки четкости, точности, правильности движений всех его частей.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

Чем поможет регулярное выполнение артикуляционной гимнастики:

  •  улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
  •  улучшить подвижность артикуляционных органов;
  •  укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  •  научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  •  увеличить амплитуду движений;
  •  уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);
  •  подготовить ребёнка к правильному произношению звуков;

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  • артикуляционная гимнастика должна проводиться только в хорошем настроении;
  • упражнения должны быть целенаправленными: важно не  их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения;
  • движения должны быть точными;
  • темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать  при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным;
  • переключение к другому движению и положению должен совершаться  плавно и достаточно  быстро;
  • количество повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его  индивидуальных особенностей;
  • артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не  напряжено, руки и ноги находятся  в спокойном состоянии;
  • проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому  упражнению даётся название, к нему подбирается картинка- образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям;
  • не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести  к отказу выполнять упражнение;
  • артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день;

Артикуляционные упражнения делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.

Статические упражнения:

  •  «улыбка»,
  • «трубочка»,
  • «окошко»,
  •  «лопатка»,
  •  «иголочка» (они служат для формирования артикуляционного уклада)

Динамические упражнения:

  • «улыбка-трубочка»,
  • «качели»,
  • «маятник»,
  • «лопатка-иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи)

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы:

  • Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции. ( «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т.д.)
  • Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков ( «Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык»)
  • Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков и звуков [Р]  и [Л] ( «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку» и т.д.)

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

При проведении артикуляционной гимнастики часто используют  картинки-образы, что  существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение. По картинкам-образам можно быстро и легко придумать артикуляционные сказки.

Более подробную информацию об артикуляционной гимнастике вы сможете почерпнуть из данных книг:

1. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей»

Воробьева Т.А. ,Крупенчук О.И.

Издательство: Литера 2004

2. «Веселая артикуляционная гимнастика»

Нищева Н.В.

Издательство: Детство-пресс 2009

3. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

Издательство: Гном и Д,  2005

4. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика»

Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Серия: Для самых-самых маленьких

Издательство: Карапуз, 2005

5.  «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»

Т. А. Куликовская

Издательство: ГНОМ и Д, 2007

6.  «Артикуляционная гимнастика»

Пожиленко Е. А, Издательство КАРО, 2009

7.  «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»

Анищенкова Е. С.

Издательство: М: Родничок, 2006

8.  «Логопедический Массаж и артикуляционная гимнастика»

Е.Н. Краузе

Издательство: С-Пб КОРОНА принт, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...