Занятие – практикум «родитель+ ребенок» «Артикуляционная гимнастика»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кушнир Татьяна Николаевна

В занятии - практикуме дается определение артикуляционной гимнастики, рекомендации к ее успешному  проведению в домашних условиях, вместе с ребенком родителям предлагается выполнить комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие – практикум «родитель+ ребенок» «Артикуляционная гимнастика»

Цель: Обучить конкретным приемам логопедической работы, дать необходимые знания и умения для проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях, рекомендации  для успешных занятий родителей с детьми.

Оборудование: настенное зеркало.

 

Ход занятия.

Мы правильно произносим звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое небо. У детей подвижность органов артикуляции развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Для правильного произношения нужны сильные, подвижные и упругие язык, губы, мягкое небо. Они нуждаются в тренировке, так как состоят из мышц.

Натренировать мышцы и развить основные движения органов произношения поможет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на выработку основных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики:

- проводить ежедневно по 3 – 5 минут;

- выполнять упражнения перед зеркалом, сидя;

- добиваться четкого, точного и плавного выполнения движений, постепенно увеличивая темп выполнения гимнастики;

- к новому упражнению переходить только после того, как будет усвоено предыдущее;

- каждое упражнение выполнять по 5 – 20 раз;

- желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счет, музыку, хлопки, стихи, в игровой форме;

- подбадриваете и хвалите ребенка.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в постановке звуков и подбирается в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребенка.

Практическая часть.

Предлагается родителям и ребенку выполнить перед зеркалом комплекс упражнений, рекомендованный данному ребенку.

Рекомендуются следующие упражнения:

1.«Лошадка». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась. «Затормозить» лошадку – беззвучно произнести тр – р – р. Со временем добавить голос.
2.«
Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

3.«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от неба.
4.
«Почистим зубки». Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

4.1.«Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались. 

5. «Дятел», «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне:д- ддд, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

6. «Маляр». Рот открыть, губы в улыбке. Кончиком языка поглаживать небо по направлению от верхних передних зубов вглубь рта.

7. «Балалайка». Рот открыт. Кончик языка вверху за зубами. Задеваем язык пальцами а) без голоса; б) с голосом (10 – 15 сек.)

8.«Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.

9. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.

10.«Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.

11. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.

12.«Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

13. «Слоник», «Трубочка». Вытянуть вперед губы. Удерживать губы в таком положении 10 с.

14.«Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти были неподвижны. 
15. «
Футбол». Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

16. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться узким языком попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 15-20 раз.

17. « Заборчик». Улыбнуться, обнажить зубы. Зубы сомкнуты.

18.«Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].
19.
«Накажем язычок». Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.
20.«
Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
20.1.«
Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
20.2.«
Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
21.«
Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

22. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

23. «Индюк», «Болтушка» Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не появятся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Тема: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условияхЗадачи:активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной мо...

Практикум для родителей по артикуляционной гимнастике

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....

Практикум для родителей : «Игровая артикуляционная гимнастика - Мой веселый язычок»

Цель: оказание помощи родителям в овладении игровыми приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях...

Семинар-практикум для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Семинар-практикум состоит из 2х частей. В первой части раскрывается актуальность  артикуляционной гимнастики, правила проведения ее дома. Во второй части родителей знакомят с комплексами артикуля...

Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"

Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"...

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях», « Играем пальчиками, развиваем речь»

В  статье представлен  семинар- практикум. Цель мероприятия- обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и  результативной помощи детям по развитию прави...