ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях», « Играем пальчиками, развиваем речь»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Костырина Ольга Григорьевна

В  статье представлен  семинар- практикум. Цель мероприятия- обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и  результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_praktikum.docx51.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях», « Играем пальчиками, развиваем речь»

Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности родителей, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.

Задачи:

1. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

2. Познакомить с правилами выполнения основных артикуляционных упражнений;

3. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях;

4. Отработать правильность выполнения артикуляционных упражнений;

4. Повысить уровень компетентности родителей по развитию правильного звукопроизношения у детей;

5. Заинтересовать родителей в проведении артикуляционной гимнастики дома с детьми.

Участники семинара: родители дошкольников с речевыми нарушениями и учитель- логопед (ведущий практикума).

Продолжительность: 30 - 35 минут

Информационно - техническое обеспечение: презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения», видео «Артикуляционная гимнастика с мульгероем», «Артикуляционная гимнастика», презентация наглядно-дидактических пособий, памятки для родителей «Артикуляционная гимнастика», «Веселые упражнения для язычка».

Оборудование: 6 столов, стулья, зеркала, листы бумаги, ручки на каждого участника семинара, компьютер.

Предварительная подготовка

1. Подбор и изучение литературы по теме .

2. Оформление презентации: «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения».

3. Разработка памяток для родителей «Артикуляционная гимнастика», «Веселые упражнения для язычка».

Ход практикума

1.Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что пришли на наше мероприятие. Я очень рада Вас видеть!

Предлагаю вам представиться - назвать своё имя отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени, отчества.

Логопед называет своё имя отчество (Например: «Меня зовут ………… Я трудолюбивая и смелая!».) Родители представляются друг другу.

Логопед: Очень приятно познакомиться с вами!

2. Выступление учителя-логопеда с демонстрацией презентации «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их устранением нужно с раннего детства.

Большинство детей дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков. Это обусловлено тем, что у детей данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо проводить артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – основной фундамент при подготовке к постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия:

• улучшают кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• улучшают подвижность органов речевого аппарата;

• укрепляют мышечную систему языка, губ, щек;

• учат ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• увеличивают амплитуду движений;

• уменьшают напряженность артикуляционных органов;

• подготавливают ребенка к правильному произношению звуков.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

3. Артикуляционные упражнения: статические и динамические

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамически, статически-динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка.

4. Разминка. Развитие артикуляционной моторики.

В качестве разминки предлагаю всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику в форме стихотворной сказки.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Сказка «У бабушки с дедушкой»

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

И УШЛА.

Вот и закончился день пора спать.

Завтра опять будем гулять.

Логопед: Мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

5. Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед предлагает родителям:

  1. выполнить артикуляционную гимнастику для мальчиков (занимательная поездка на машине);
  2. сделать артикуляционную гимнастику вместе с мульгероем (видео);
  3. придумать самим артикуляционную сказку.

6. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики дома

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

1.     Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.     Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.     Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

4.     Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

5. Артикуляционная гимнастика способствует снятию эмоционального напряжения.

6. Артикуляционная гимнастика способствует формированию самоконтроля.

7. Обмен впечатлениями о семинаре-практикуме.

Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового. Логопед предлагает родителям ответить на вопросы.

1. Интересна ли была тема семинара-практикума?

2. Что полезного для себя Вы узнали?

3. Считаете ли Вы, что артикуляционная гимнастика способствуют правильному звукопроизношению ребенка? Почему?

4. Будете ли Вы испытывать трудности при проведении артикуляционной гимнастики с ребенком в домашних условиях? Какие? Почему?

5. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?

6. Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

8. Итог практикума

Наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости выполнения артикуляционных упражнений для правильного звукопроизношения ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы можем ему в этом помочь.

Благодарю Вас за то, что Вы приняли участие в практикуме.

Логопед раздает памятки, буклеты для родителей с описаниями игр и упражнений, представленных выше.

Практикум-Тренинг для родителей

««Все преодолеем вместе»

Учитель – логопед Костырина О.Г.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – главная цель, которая стоит не только перед педагогами, но и родителями. Формирование правильного звукопроизношения и четкой дикции у детей с ОВЗ, происходит в результате систематических занятий. Однако занятий с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Важно постоянно закреплять пройденный материал в детском саду, во время других видов деятельности, и обязательно дома. Для чего необходима помощь родителей. Правильное произношение может быть сформировано в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, речевое дыхание, если он умеет владеть своим голосом. Очень важно для выработки четкого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, т.к. именно он позволяет ребенку контролировать собственную речь, слышать и дифференцировать звуки родного языка.

При формировании правильного звукопроизношения необходимо учитывать важность речевого окружения. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома необходимо как можно больше читать сказок, загадывать загадок, петь различные песенки, учить стихи, слушать аудиозаписи. На улице необходимо наблюдать за деревьями, людьми, явлениями природы, обязательно обсуждать это с ребенком, задавать вопросы, провоцирующего характера, в ответе, которых, должен содержаться поставленный звук.

Планируя занятия, помните, что:

1.Они должны быть систематическим, так как у ребёнка  навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;

2.Правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;

3.Старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;

4. Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты —«Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;

главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».

Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор.


Как же сделать автоматизацию звуков интересной?

Все знают, как трудно научить ребенка чему-то, что ему не интересно. Когда он слышит

« волшебные»  слова « давай позанимаемся», у него сразу портится настроение и находится тысячи причин отказаться от этого. Если ребенок упорно отказывается заниматься дома, подумайте, что Вы делаете не так.

Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент, проявляя свою фантазию и творчество, превратитесь в детей и встаньте на равне с вашим ребенком.

  Услышав фразу « давай поиграем» ребенок с радостью включится в процесс обучения.

Следует помнить , что работа над звуком, от  его постановки до включения в речь,- это выработка нового сложного навыка. И, как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних занятий.   Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить трудную работу над звуком в увлекательную игру. 

Только  игра позволит Вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решении более увлекательных задач: « придумай», « запомни», « найди». Конечно, основная цель - правильное произношение, должна сохраняться на протяжении всей игры.

  Вот несколько игр, которые помогут Вам сделать занятия интересными.

Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребёнок научился правильно произносить, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

Игра «Отражение»

Предложите ребенку повторить за вами любое движение, сопровождая его изолированным произношением поставленного звука, тоже самое можно использовать со слогами и целыми словами. Тогда получиться целый танец со звуковым сопровождением.

Игра «Звук потерялся».Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным.

Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь, бере_ь, полно_ ь и др.

Игры «Добавь слог».

Родитель произносит начало слова, кидая мяч ребенку, ребенок договаривает слог, образуя целое слово и откидывает мяч взрослому, например:

РА-РА - у нас новая ИГ…..

РЫ-РЫ – все бобры ДОБ…

РУ-РУ – трубят трубы на ВЕТ…

Игра «Какое слово лишнее?»

Родитель может выкладывать картинки лото, или просто проговорить несколько слов в медленном темпе, предложив ребенку выбрать лишнее слово, в котором нет автоматизированного звука, например: ЛАК-РАК-ЛАПА, ЛУПА-РУКА-ЛУЖА. За правильный ответ можно предложить ребенку самому придумать и загадать цепочку слов родителю.

Игра « Загадки»

Для этой игры потребуется 5-6 картинок или игрушек, в названии которых есть заданный звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться , о чем идет речь и назвать нужную игрушку или картинку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите и ребенку роль ведущего. Ваши возможные « ошибки» обязательно повысят интерес ребенка к игре.

Игра « Чего не стало?»

Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно посмотреть не картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну игрушку (картинку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите несколько раз, меняясь с ребенком  ролями.

Игра « Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их. Переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

« Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по определным признакам и выбрать такие, в названии которых есть нужный звук. Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

 Объединять картинки в группы можно используя обобщающие значении: мебель, овощи, одежда и т.д.. Например, рысь-корова - ворона, жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что она не живая, затем ворону - птица, потом корову - домашнее животное. Две оставшиеся картинки ( жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для исключения.

« Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее. Затем усложните задание и называйте слова по какой-то определенной теме.

 В эту игру можно играть где угодно, используя свободную минутку: по пути домой, в детский сад, на кухне, в транспорте.

Игра « Веселые рифмовки».

Игра учит ребенка рифмовать слова. Во фразах для рифмовок должно быть как можно больше слов с нужным звуком

 Лучше, если ребенок будет придумывать рифмовки сам, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться забавные короткие стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно расскажет их всем.

1.  На картинке у Кирилла

   Три зубастых крокодила.

2.  Кенгуру заговорила,

    Черепаха суп варила.

Игра « Расскажи и покажи».

Предложите ребенку вместе с вами рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями.

Мухомор на тонкой ножке

(Встаньте на одну ногу. Руки на поясе.)

Вырос на лесной дорожке

(Поднимите руки вверх и в стороны)

Ждет прихода грибников

(Поднесите руку ладонью вниз ко лбу и посмотрите в даль, поворачиваясь слева направо)

Кто сорвать его готов?

( Жест вопроса и удивления)

Знают грибники прекрасно: Мухоморы есть опасно!

(Погладьте живот. Вытяните руки вперед ладонями от себя, как бы отказываясь от чего-то)

Данная словесная игра, сопровождаемая движениями поможет вырабатывать произвольное внимание и самоконторль.

Игра «В гостях у гномов и великанов».

Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его, одновременно сначала вставать на носочки, называя предмет и садиться на корточки , образуя уменьшительную его форму: лодка – лодочка, полка — …, угол — …, лошадь — …, лужа — … (для звука «Л»); шар — …, кошка — …, шкаф — …, шарф — …, ухо — …, карандаш — …, шуба — …, мешок — … и др. (для звука «Ш»).

Игра «Исправь мою ошибку»

Взрослый читает стихотворение и специально называет слова с поставленным звуков неправильно, ребенок должен запомнить и проговорить эти слова верно.

Игра «Актеры»

Взрослый предлагает повторить фразу или чистоговорку с разной интонацией (восторга, грусти, обиды, страха) и записать на диктофон. Затем прослушать с ребенком и угадать, где какое настроение использовалось. Предлагаемые чистоговорки, помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям.

Звуки «Р»«Р`»

На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

У Кондрата куртка коротковата.

Повтори без запинки: на осинке росинки

Засверкали утром перламутром.

Звук «Л»

У ёлки иголки колки.

Дятел дуб долбил да не додолбил.

Кот молоко лакал, а Слава булку в молоко макал.

Звуки «С», «С`»

Я несу суп-суп. А кому? Псу-псу.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Снег засыпал стайку сосен, это вовсе вам не осень.

Звуки «З»«З`»

У зайки Бубы заболели зубы

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы

На березе стрекоза – изумрудные глаза

Звуки «Ш»«Ж»

У ежа – ежата, а у ужа – ужата.

Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Звуки «Щ»

Щипцы и клещи – вот наши вещи.

Усищи, глазищи, когтищи, хвостище,

А моется всех чище. Это кот – котище.

Звуки «Ч»

Кузнечик стрекочет – молчать не хочет.

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически щенка, кошку, жука, булавку и т.д. и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки. Поменяйтесь ролями.

Игра «Шагающие слова».

Ребенку разрешается делать шаг, тогда , когда он назовет любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

Игра « Ты мне – я тебе»

Правила просты: договорившись, что сейчас вы будете беседовать с ребёнком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом вы будете внимательно следить за речью малыша. Как только он ошибётся (неправильно произнесёт звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.) Последнее задание сложное, предлагать его можно, если ребёнок знаком с понятием «предложение». Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чистоговорку. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков отрабатывать надо именно чистоговорку, а не скороговорку. Разница между ними только в темпе произнесения. Главное – не быстрота, а правильность.

Игра «Закончи предложение» поможет развить творческие начала у ребенка. Предложите закончить ваше высказывание, добавив слово (или несколько) с закрепляемым звуком:

На ветку села … Рома рисует … В зоопарке мы видели… Утром я … (что делал?).

Все перечисленные игры значительно облегчат процесс автоматизации звуков в речи вашему ребенку и украсят приятными, положительными эмоциями ваше общение и совместно проведенное время .

Практикум для родителей  «Дыхательные упражнения дома»

Подготовила учитель- логопед Костырина О.Г.

 Цель:  повысить компетентность родителей:

- в вопросе сохранения и укрепления здоровья   детей  путем использования дыхательных упражнений.

- в вопросах физического и речевого развития детей в домашних условиях.

Задачи:

  1. Информировать родителей о значении физиологического и речевого дыхания.
  2. Познакомить с правилами выполнения дыхательной гимнастики.
  3. Стремиться установить доверительные отношения с родителями.
  4. Формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом.

 Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас.Сегодня мы будем говорить о правильном дыхании.

 Сообщение воспитателя «Физиологическое дыхание. Использование дыхательных упражнений для укрепления физического здоровья»

 Теоретическая часть

Великий К.С.Станиславский сказал: "Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? - громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого."

С первым криком ребёнка легкие делают первый вдох и потом на протяжении всей жизни мы не прекращаем дышать. Поэтому говорить о важности дыхания для человека не приходится.

Дыхание - основа всей нашей жизни и всех жизненных процессов. Правильное дыхание - это основа крепкого здоровья, а значит и долголетия.

Дыхание - наиболее совершенный, простой и доступный инструмент, способный улучшить наше состояние здоровья.

Существует прямая связь между дыханием и здоровьем. Неправильное дыхание может вызвать болезни или привести к другим проблемам со здоровьем. Научившись правильно дышать, вы можете оказать быстрое и глубокое воздействие на своё умственное, эмоциональное и физическое состояние.

Это позволит вашему телу и духу находиться в бодром состоянии.

За последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось число абсолютно здоровых детей. Уровень детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и с хроническими заболеваниями повысился.

Так почему же дети болеют? Дети болеют оттого, что не научены правильной совершенной гигиене, своевременности ухода за своим здоровьем, организмом, его сохранности и сбережению.

Снижение простудных заболеваний у детей дошкольного возраста диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Так, считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.

Поэтому организованная своевременная работа по улучшению качества здоровья детей по средствам применения дыхательной гимнастики, становится крайне необходимой и важной.

Обучение правильному дыханию – одна из основных форм физического воспитания детей. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, как и правильное питание.

Постепенно нужно приучать ребенка к дыханию через нос — это самое целесообразное и естественное дыхание. Дыхание должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка и развивались мышцы живота.

 

Практическая часть

 Покажите ребенку, как втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания. Для этого положите его на спину и прижмите руками его живот, а потом попросите его втянуть живот, чтобы он стал плоским и впалым.

Приведем варианты комплексов дыхательных упражнений.

Для младшего и среднего дошкольного возраста

  • «Часики». Размахивать прямыми руками попеременно вперед-назад, произнося «тик-так» (8—10 раз).
  • «Вырасти большой». Ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо подтянуться, подняться на носки — вдох, опуститься — выдох со звуком «ух-х-х» (6—8 раз).
  • «Каша кипит». Сидя, одну руку положить на живот, другую — на грудь. На вдохе втянуть живот, на выдохе — выпятить со звуком «ш-ш-ш».
  • «Гуси». И. п. — о. с.: ноги в широкой стойке, руки опущены. Наклон вперед, отвести руку назад — выдох на звуке «ш-ш-ш»; выпрямиться — вдох.
  • «Петух». И. п. — о. с.: ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам, выдыхая, произносить: «Ку-ка-ре-ку».
  • «Ежик». И. п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди; выпрямить ноги со звуком «ф-ф-ф».

 Для старшего дошкольного возраста

  • И.п:. стоя. На четыре счета — вдох, на четыре — выдох (6—8 раз).
  • Упражнение делать во время ходьбы: на 4—6 шагов — вдох, на 4—6 шагов — выдох.
  • Сочетать медленный бег с углубленным дыханием.
  • И. п.: стоя, руки на животе. При вдохе надавить на брюшную стенку руками и слегка выпятить ее, при выдохе втянуть.
  • И. п.: стоя. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить — выдох.
  • И.п.: стоя, кисти на затылке. Делая вдох на четыре счета, локти отвести назад, лопатки соединить, прогнуться. При выдохе на четыре счета локти вперед.
  • И.п.: стоя. Поднять руки вверх, ногу назад — вдох,

вернуться в и. п. — выдох. То же — другой ногой.

  • И. п.: стоя, руки сзади в «замок». Отвести руки назад в «замок», прогнуться — вдох, вернуться в и. п. — выдох (4— 6 раз).
  • И.п.: стоя, руки вверх. Отводя руки назад — вдох, вернуться в и. п. — выдох (8—10 раз).
  • И.п.: стоя, руки вперед. Делая скрестные движения руками — выдох, вернуться в и. п. — вдох. Акцент на выдохе.
  • И.п.: стоя. Отвести руки в стороны — назад, прогнуться — вдох, наклониться вперед — выдох.
  • Вдох выполнять через нос, выдох — через рот.

  Сообщение логопеда «Что такое речевое дыхание»

 Дыхание делится на физиологическое и речевое.

При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершить вдох и выдох.

   При дыхании в процессе речи выдох должен быть организован  -  струя выдыхаемого воздуха должна «фокусироваться» в одной точке.

-Сознательное распределение выдоха на равномерные отрезки.

-Ритм речевого дыхания сильно отличается от физиологического: вдох - пауза - выдох. Вдох должен быть в  10- 15 раз  короче выдоха  и сильным.

-Добор дыхания в процессе речи должен быть быстрым, энергичным, а главное незаметным для слушателей.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

У большинства детей с ОНР  наблюдается несовершенство речевого дыхания:

-Очень слабые вдох и выдох,  что ведет к тихой речи. Такое часто встречается у физически слабых детей.

-Неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок часто выдыхает запас воздуха на первом слоге,  а затем  договаривает слово шепотом или не договаривает конец слова.

-Неумелое распределение дыхания. Ребенок вдыхает в середине слова  ("Мы с бабушкой по – (вдох) – йдём гулять").

-Произношение предложений без перерыва с вдохом во время произнесения, как бы “захлёбываясь”.

-Толчкообразный выдох:  речь звучит то громко, то  еле слышно.

-Слабый  выдох, не правильно направленная воздушная струя приводит к искажению звуков.

На логопедических занятиях дыхательные упражнения проводятся в игровой форме,  вызывая у детей положительный эмоциональный настрой, снимая напряжение и способствуя формированию в практике умений правильно дышать.

   Но занятие проходит 2-3 раза в неделю, а ребёнок разговаривает намного чаще и этого количества занятий для формирования правильного речевого дыхания очень мало.

 

Практическая часть

Я подготовила для вас упражнения, для выполнения которых родителям не надо выделять отдельного времени. Надо просто, чтоб ребёнок был рядом с вашим рабочим местом дома.

 Для того чтобы выполнять с детьми игры – упражнения на дыхание на первоначальном этапе необходимо научить правильно дышать, сформировать сильный плавный ротовой выдох.

Давайте попробуем сделать правильный ротовой выдох:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос — "набираем полную грудь воздуха"
  • выдох происходит плавно, а не толчками
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; слайды
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух)
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух

Дышать просто так детям не интересно, поэтому я использую специальные игры на дыхание:

Цель игр: развитие сильного плавного направленного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Игра «Лети, бабочка!» Что бы выполнить это упражнение нам понадобятся 4 яркие бумажные бабочки. (Бабочки ниточкой привязаны к трубочке. Бабочки должны висеть на уровне лица стоящего ребенка).

Когда вы будете показывать ребенку бабочек предложите поиграть с ними.

- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

Педагог дует на бабочек.

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь вы попробуй подуть. У кого бабочка улетела дальше?

При выполнении задания ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Такие игры хорошо использовать с детьми младшего дошкольного возраста

В процессе игры задача усложняется. Для того чтобы струя выдыхаемого воздуха была сильнее применяю игры с утяжелением предмета.

Игра «Бабочка с магнитом».

К бабочке с двух сторон прикрепляется магнит для того чтобы предмет стал тяжелее.

Попробуйте подуть. Участники выполняют упражнение.

Педагог: обращается к участникам. Какое упражнение выполнить сложнее.

Все идет от простого к сложному – по этому же принципу можно провести игру «Качели». В игре с качелями мы учим ребёнка регулировать подачу воздуха.

Можно провести игры «Остуди чай»«Ветерок»«Подбрось шарик» и многие другие.

Детям особенно нравятся игры с водой.

Игра «Бульки» Для этого нам понадобится стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Уважаемые участники в стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. — Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – то, какие получатся бульки. (маленькие). А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Когда ваш ребёнок купается в ванной, можно предложить ему подуть на мыльную пену.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать игры с элементами соревнования «Весёлые шарики». Нам необходим легкий пластмассовый шарик. Кладём перед собой шарик и пробуем подуть на него. Играют два участника, дуют одновременно на шарики, чей шарик дальше укатится. Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Участники сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.

- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А вам нужно постараться, чтобы шарик не попал на вашу часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!

Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

С шариком можно играть в игру «Мини-футбол»«Пройди лабиринт» и другие.

Воздушный шарик.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

Игра упражнение «Музыкальный пузырёк». Для игры нам необходим чистый стеклянный пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк — гудит как труба.

Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Предлагаю одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди.

Требования к проведению игр, упражнений.

При проведении игр, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

 А сейчас мы попробуем изготовить самостоятельно игру на развитие речевого дыхания  «Снежинка на варежке».

 Родителям предлагается цветной картон, шаблон снежинки  из бумаги, нитка.

 Заключительная часть.   Родителям предлагается поделиться впечатлениями о полученной информации и заполнить анкету обратной связи

Спасибо Вам за посещение Родительского собрания.

Будем благодарны за ответы на следующие вопросы:

  1. Было ли Вам интересно? (Да, нет)____________________________________
  2. Было ли Вам комфортно? (Да, нет)___________________________________
  3. Что не понравилось? _______________________________________________
  4. Была ли полезна информация? (Да, нет) ______________________________
  5. Хотите ли Вы посетить подобное мероприятие еще раз? (Да, нет)___
  6. Ваши пожелания  _____________________________________________