Презентация "Система артикуляционных упражнений в коррекции нарушений звукопроизношения у детей с НПОЗ.".
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Зубкова Елена Владимировна

Материал подготовлен для ознакомления педагогического сообщества с работой учителя- логопеда на группе с НПОЗ, а именно, с подготовительны этапом коррекции звукопроизношения.В презентацию включены некоторые теоретические сведения об артикуляционной гимнастике, методические рекомендации по ее проведению, представлены традиционные и нетрадиционные формы. Упражнения сгруппированы блоками для развитие подвижности определенных артикуляторных органов. В презентацию вошла Сказка о Веселом Язычке. Материал проиллюстрирован картинками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon artikulyatsionnaya_gimnastika.ppt749.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система артикуляционных упражнений в коррекции нарушений звукопроизношения у детей с НПОЗ.

Слайд 2

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.

Слайд 4

Как проводить артикуляционную гимнастику? Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.

Слайд 5

Как проводить артикуляционную гимнастику? 1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). 2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

Слайд 6

Как проводить артикуляционную гимнастику? 3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого. 4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе. 5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

Слайд 7

Как проводить артикуляционную гимнастику? 6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла. 7. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Если у ребенка долго не получалось то или иное упражнение, и вот, наконец, оно получилось, можно наградить чем-либо( конфетой, наклейкой).

Слайд 8

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки. Позевывание. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание. Полоскание горла. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ. Покашливание. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.

Слайд 9

Упражнения для нижней челюсти. Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого. Жевательные движения. Движения нижней челюсти влево- вправо.

Слайд 10

Упражнения для щек. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно. Перегонка воды из одной щеки в другую. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Слайд 11

Упражнения для губ. Улыбнуться, не обнажая зубы. «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. «Волчонок». Выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам. Вибрация губ (фырканье лошади). «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево-вправо. Чмоканье.

Слайд 12

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»). Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя. Сплевывание с кончика языка кусочков бумаги. Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек

Слайд 13

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»). «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый. «Вкусное варенье». Слизывание с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ. Вылизывание тарелок всей поверхностью языка. «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

Слайд 14

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»). «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла. «Мостик». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу. «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося: «Д-д-д».

Слайд 15

Артикуляционна гимнастика в картинках

Слайд 16

Нетрадиционные способы Гимнастику можно проводить не только традиционно, но и разными нетрадиционными формами: Биоэнергопластика (движения рук и артикуляционного аппарата) ; «Упражнения для пальчиков и язычка» (или сопряженная гимнастика) Использование дидактической куклы-игрушки Бегемот; Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»; Адаптированные сказки с движениями; Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов; Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек»; Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики .

Слайд 17

Сказка о Веселом Язычке. Ж ил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. ( Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы. ) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало О днажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. ( В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично. ) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

Слайд 18

Сказка о Веселом Язычке. В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. ( Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно. ) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. ( Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично. ) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую. Н аш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. ( Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд. ) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… ( Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой. ) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

Слайд 19

Сказка о Веселом Язычке. Н а следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз ( ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме ), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселый Язычок.

Слайд 20

При подготовке материалов использовалась литература: Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практическое пособие. – М., 2005. Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии/Логопедия: методические традиции и новаторство./Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М.,2003. Косинова М.К. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2004. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-педагогической направленности “Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста”.

   Для успешной работы по разделу «Звукопроизношение» разработала  программу, где внедрила технологию поэтапного формирования звукопроизношения.В программе выделила следующ...

Проект учителей-логопедов Говорим красиво (коррекция нарушений звукопроизношения у детей с речевой патологией)

Цель проекта - повышение качества образовательного процесса по коррекции звукопроизношения через социальное партнерство педагогов с родителями (законными представителями)....

Логопедические игры в коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке представлены простые, но эффективные и интересные игры в автоматизации звуков....

ВКР по теме: Коррекция нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Актуальность темы нашего исследования обусловлена тенденцией к постоянному росту случаев нарушения звукопроизношения у дошкольников. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного и...

Технология коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ОНР.

Цель – сформировать у детей умение и навыки правильного употреления звуков в различных ситуациях речевого общения....

Роль логопедического воздействия и последовательность работы по коррекции нарушения звукопроизношения у детей

В начале учебного года, после обследования речи детей, учитель-логопед отражает информацию о нарушенных звуках в речевой карте и доводит информацию до сведения родителей.  Длительность кор...

Артикуляционная гимнастика как основное средство коррекции нарушений звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте

Методические рекомендации к артикуляционной гимнастике.Комплексы упражненийдля разных органов артикуляционного аппарата.Традиционные формы проведения артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные формы пр...