Программа коррекционно-педагогической направленности “Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста”.
рабочая программа по логопедии по теме

Рыбинцева Галина Валентиновна

 

     Для успешной работы по разделу «Звукопроизношение» разработала  программу, где внедрила технологию поэтапного формирования звукопроизношения.

В программе выделила следующие этапы:

-подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков;

-развитие длительного выдоха без участия речи, формирование нижнерёберного диафрагмального дыхания;   

-развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса;

-выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов для правильного произношения звуков;

-развитие слухового восприятия: уточнение слухового образа отрабатываемого звука

-развитие фонематического анализа: выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа;

-уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения, отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада;

-объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад: постановка нарушенного звука;

-закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале: введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь;

-формирование у ребёнка умения и навыка безошибочного употребления звука во всех ситуациях общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_korrekcii_zvukoproiznosheniya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа

коррекционно-педагогической  направленности

“Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста”.

ПЛАН  РАБОТЫ  ПО  КОРРЕКЦИИ  НАРУШЕНИЙ  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Этапы

коррекционной

работы

Направления

коррекционной

работы


Методы логопедического воздействия



I этап –

подготовительный.

Цель: подготовка слухового и рече-двигательного анализаторов к постановке звуков.















































































II этап – этап формирования первичных произносительных навыков.







































































































III этап – этап формирования  коммуникативных у мений и навыков.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибоч –ного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.















1. Развитие ручной моторики.

Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.

















2. Развитие неречевого дыхания.

Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; формирование нижнереберного, диафрагмального дыхания.




3. Развитие речевого дыхания и голоса.

Цель: развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса.


4. Развитие артикуляторной моторики.

Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков.











5.Развитие слухового восприятия и внимания.

Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков; формирование установки на точное восприятие речи окружающих.




6. Развитие слухо-моторных координаций (развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур).

Цель: подготовка к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением (логическим, фразовым), интонационной выразительностью.






7. Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.

Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне слова, первый и последний звук в слове.



I. Постановка звука.

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука.





Направления работы:

1. Развитие слухового восприятия.

Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука.

2. Развитие фонематического анализа.

Цель: выделение отрабатываемого

звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа.

3. Развитие речевой артикуляторной моторики.

Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада.

4. Работа по непосредственной постановке звука.

Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.


II. Автоматизация звука.

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.



Направления работы:

1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы).

2. Развитие фонематических процессов (фонематического


восприятия, фонематического

анализа и синтеза).

3. Работа над просодической стороной речи: над ударением в процессе автоматизации звука в словах и слогах (используются серии слоговых цепочек с перемещающимся ударным слогом); над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи).

4. Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация и систематизация словаря).

5. Совершенствование граммати – ческого строя речи.



III. Дифференциация звуков речи.

(Проводится, если ребенок заменяет или смешивает звуки в речи).



Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференци - ации, формирование фонематичекого анализа и синтеза.

      Подэтапы:

1.Предварительный этап работы  над каждым из смешиваемых


звуков.

Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

2. Этап слуховой и произно - сительной дифференциации смешиваемых  звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.



















1. Развитие умения использовать автоматизированные и отдиферен –цированные на специально подоб –ранном материале звуки в естест – венных речевых условиях.

2. Формирование способности контролировать своё умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи.



I. Упражнения на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1. конструирование из кубиков различных построек по образцу, по памяти, произвольно;

2. раскладывание и складывание разборных игрушек;

3. составление предметных разрезных картинок (по образцу, по памяти);

4. складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв;

5. обведение контуров предметных изображений;

6. раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;

7. вырезывание цветных фигурок, полосок по контурам;

8. наматывание ниток на катушку, клубок;

9. работа с пластилином;

10. работа с мозаикой;

11. игры с природным материалом (горохом, крупами, камешками, ракушками и т.д.)

II. Пальчиковая гимнастика (комплексы).

III. Пальчиковые игры без речевого сопровождения.

IV. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.



Игровые упражнения: “Пилка дров”, “Погреться на морозе”, “Надуй игрушку”, “Листья шелестят”, “Бабочки”, “Задуть свечу”, “Покатай карандаш”, “Костер”, “Чайник закипел”, “Снежинки летят”, “Вертушка”, “Лыжники” и др.







1. Игровые голосовые упражнения “Эхо”, “Вьюга”, “Дует ветер”, “В лесу”, “Лесенка”.

2. Работа со стихотворными текстами.

3. Работа с диалогами.





1. Упражнения на развитие мышц лица:

а). по подражанию и словесной инструкции (закрывание глаз; зажмуривание правого, левого глаза; поднимание бровей; надувание и втягивание щек и т.д.);

б). имитация мимических движений с использованием картинок (упражнения “Дети загорают”, “Подарок”, “Кислый лимон”, “В зоопарке”).

2. Гимнастика для челюстей, щек, губ, языка (комплексы упражнений по М.Е.Хватцеву).

* Артикуляционная гимнастика включает :

а). статические упражнения (“Лопаточка”, “Чашечка”, “Горка”  и др.);

б). динамические упражнения (“Улыбка”- “Трубочка”, попеременное движение нижней челюсти, “Маляр” и др.).

* Развитие артикуляторных движений проводится в 2-х направлениях:

а). развитие кинетической основы движений;

б). развитие кинестетических ощущений.



1. Упражнения на узнавание неречевых звуков (“Кто хлопал?”, “Что звучит?”, “Тихо-громко” и др.).

2. Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале (“Найди картинку”, “Близко-далеко”, “Хлопки”, “Кто летит?” и др.)









1. Упражнения на оценку ритмов.

2. Упражнения на воспроизведение ритмов:

  1. по слуховому образцу;
  2. по инструкции.

Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры:

  1. одиночные “пачки”;
  2. серии “пачек”;
  3. простые ритмы;
  4. акцентированные ритмы.





1. Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу (“Найди ошибку”, “Подбери картинки”, “Найди пару”, “Поезд”  и др.).

2. Упражнения на развитие фонематического анализа (“Подними картинку”, “Красный-зеленый-синий”, “Угадай, где спрятался звук?”).

Работа проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми после уточнения артикуляции и слухового образа звуков.












1. Игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука:

  1. введение картинки-символа, соотносящейся со звуком;
  2. игры на звукоподражание.


2. Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова (проводятся аналогично упражнениям на подготовительном этапе, но речевой материал подбирается на конкретный звук, над которым ведется работ.



 3. Упражнения на развитие артикуляторной моторики (определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей, языка для подготовки правильного произнесения нарушенного звука).



4. Непосредственная постановка звука.

Способы:

а). по подражанию (с опорой на слуховой образ, на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения);

б). механический (с использованием вспомогательных средств: шпателя, зонда и т.д.);

в). от других правильно произносимых звуков;

г). от артикуляторного уклада;

д). смешанный способ постановки (используются различные способы).












1. Упражнения на имитацию слогов с отрабатываемым звуком:

 а). прямых открытых слогов – обратных слогов (при автоматизации щелевых звуков);

 б). обратных слогов – прямых открытых слогов (при автоматизации смычных и аффрикат).

2. Упражнения на автоматизацию звука в словах: имитация, игры с называнием картинок и натуральных предметов:

а). звук в начале слова;

б). звук в конце слова;

в). звук в середине слова (а,б,в – в простых односложных словах);

г). звук в односложных словах со стечением согласных;

д). звук в начале слова;

е). звук в середине, конце слова (д,е – в простых двусложных словах);

ж). звук в двусложных словах со стечением согласных;

з). автоматизация звука в трёхсложных словах без  стечения  согласных;

и). автоматизация звука в трехсложных словах со стечением согласных.

3. Автоматизация в словосочетаниях.

4. Автоматизация в чистоговорках.

5. Автоматизация звука в предложениях (с постепенным усложнением структуры предложения и речевого материала).

6. Автоматизация в связной речи.


Приемы работы при автоматизации звука в словосочетаниях, предложениях, связной речи: имитация речевых высказываний; заучивание чистоговорок, поговорок, пословиц и стихотворений; пересказ рассказов, составление предложений и рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке; дидактические игры. 




 




1. Упражнения первого подэтапа.

а). Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука).

б). Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка-символ, игры на звукоподражание).

в). Выделение звука на фоне слога (“Красный – зелёный”).

г). Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемые в произношении). “Подними цветной кружок на заданный


звук”, “Назови картинки (придумай слова), где есть заданный звук”.

д). Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.

е). Выделение слова с данным звуком из предложения.


2. Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками).

а). Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка-символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов).

б). Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками –квазиомонимами и др. упр.).

в). Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого подэтапа, но включаются оба смешиваемых звука).

г). Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами).















Заучивание стихов, диалогов, составление предложений, рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов, где частотность данного звука не превышает  нормального его распределения в естественной речи.

   




 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Скороговорки и считалки Речевой материал для занятий по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

СкороговоркиСобирала МаргариткаМаргаритки на гореРастеряла МаргариткаМаргаритки на дворе.++++++++++МУХА.Муха в гости собираласьЕхать очень далекоУмывалась,Одевалась,Волновалась,Завивалась, передЗеркал...

профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

в ногрме ребенок к 4-м годам должен дифференцировать все звуки...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет всё большие требования не только к нам , взрослым людям,но и к детям....

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего необходимо ее выполнять, правила выполнения гимнастики, как помогает артикуляционная гимнастика детям разного возраста....