Главные вкладки

    Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе. Коррекционно-развивающая программа по логопедии.
    рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6 - 7 лет с 3 уровнем общего недоразвития речи, принятых в подготовительные группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_korrektsii_onr_u_doshkolnikov.doc191 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пудожа Республики Карелия

    Утверждаю

    Директор МКОУ «СОШ № 1 г. Пудожа» РК

    Гроль Е. П.

    «___» _____________________ 2015 г.

    Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников

    в подготовительной к школе группе.

    Коррекционно-развивающая программа

    по логопедии

    Составитель:

    Бригоцкая Ю. А.

    Учитель – логопед

    Пудож, 2015


    Содержание

    Пояснительная записка …………………………………………………………………………3

    Перспективное календарно – тематическое планирование ………………………………….8

    Список литературы …………………………………………………………………………….24


    Пояснительная записка

    С каждым годом современное общество предъявляет все более высокие требования к развитию не только взрослого человека, но и ребенка. Растет объем знаний и умений, которыми дошкольник должен успеть овладеть перед школой.

    Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их трудностями нужно позаботится о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения будущего школьника.

    К сожалению, с повышением требований, растет и число детей, имеющих различные по степени своей тяжести нарушения в речевом развитии, устранение которых требует длительной и комплексной коррекционной работы.

    Поэтому преодоление недостатков в речевом развитии у старших дошкольников является важной коррекционно-развивающей задачей всего периода дошкольного обучения, особенно последней его ступени (подготовительной к школе группе).

    Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ІІІ  уровнем общего недоразвития речи (ОНР), принятых в подготовительные группы.

    Программа преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста должна использоваться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенный переход от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.

    Теоретической и методологической основой программы являются:

    - положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;

    - учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-едагогическом подходе в системе специального обучения;

    - исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

    Основной базой рабочей программы являются:

    • образовательная программа детского сада «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой;
    • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;
    • программа Г.В.Чиркиной «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»; «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».

    В основу разработки программы положены следующие принципы:

    - принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

    - принцип единства диагностики и коррекции;

    - приоритетность коррекции каузального типа.

    - деятельностный принцип коррекции, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения умениями, навыками и знаниями, необходимыми дошкольнику;

    - принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;

    - принцип комплексности методов психологического воздействия;

    - активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

    Целью программы является построение системы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительных к школе групп и предупреждение возможных трудностей в дальнейшем усвоении школьной программы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

    Основные задачи коррекционно-развивающей программы:

    1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
    2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
    3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
    4. Формирование грамматического строя речи.
    5. Развитие связной речи старших дошкольников.
    6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
    7. Развитие неречевых психических процессов

    Структура программы включает в себя следующие разделы:

    1) развитие и совершенствование звукопроизношения и слоговой структуры слов;

    2) развитие и совершенствование фонетической стороны речи:

    3) развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

    3) развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

    4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;

    5) совершенствование неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

    По каждому разделу программы коррекционная работа ведется параллельно и с постепенным усложнением.

    Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность и адресована детям подготовительного к школе возраста (седьмой год жизни) с общим недоразвитием речи 3  уровня.  

    Основной формой реализации программы являются индивидуальные и подгрупповые (3 – 4 человека) коррекционные логопедические занятия.

    На подгрупповых занятиях происходит уточнение, расширение и обогащение словарного запаса и отработки грамматических категорий, проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

    Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Также на индивидуальную коррекцию выносится тот материал, который  был недостаточно хорошо усвоен ребенком на групповых занятиях.

    Коррекционные индивидуальные и групповые логопедические занятия проводятся по расписанию, каждое 1 раз в неделю, продолжительностью: индивидуальное – 20 минут, подгрупповое 25—30 минут, в соответствии с возрастными нормами. Срок реализации программы – 1 год.  

    Для эффективной работы по коррекционно-развивающей программе необходимо создать хорошую материально – техническую базу. В логопедическом кабинете должно иметься всё необходимое для подгрупповых и индивидуальных занятий: дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки, картотеки игр; столы и стулья по количеству детей; магнитная доска, наборное полотно; кушетка для проведения логопедического массажа и артикуляционной гимнастики; одно настенное и индивидуальные (по количеству детей) зеркала,  и др. материал.

    Эффективность коррекционно - развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

    Характеристика речевого развития детей с ОНР III уровня

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирования всех компонентов речевой системы (звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и связная речь, грамматика).

    Для детей с III уровнем ОНР характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.

    Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо - родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.

    Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

    В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки на заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п.  

    В итоге логопедической работы дети должны научиться: 

          • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

          • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

          • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

          • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

          • владеть навыками пересказа, элементами творческого рассказывания;

          • владеть навыками диалогической речи;

          • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

          • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; понимать и использовать простые и почти все сложные предлоги;

          • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

          Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

          • фонематическое восприятие;

          • первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

          • графо-моторные навыки;

          • элементарные навыки письма и чтения (печатания некоторых букв (а, о, у, ы, б, п и др.) слогов, слов и коротких предложений в пределах общеобразовательной программы).


    Перспективное календарно-тематическое планирование к программе "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе"

    Сентябрь – обследование речи детей, заполнения речевых карт, разработка коррекционный программ развития

    Месяц

    Неделя

    Тема

    Лексико-грамматические категории

    Фонематические процессы

    Связная речь

    Неречевые психические процессы

    Октябрь

    1.

    «Осень.

    Осенние месяцы».

    - Образование относительных прилагательных;

    - Употребление предлогов;

    - Образование существительных  мн. ч. Р. п.;

    - Образование прилагательных от наречий;

    - Определение первого гласного звука (в ударной позиции)

    - Обогащение словаря (названиями времен года, осенних месяцев, качественными прилагательными).

    - Составление предложений по вопросам;

    - Рассказывание стихотворений об осени.

    - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, соединение по точкам);

    - Формирование языкового чутья (объяснение понятий «Золотая осень»)

    2.

    «Овощи.

    Фрукты».

    - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

    - Образование относительных прилагательных;

    - Употребление предлогов;

    - Деление слов на  слоги;

    - Обогащение словаря (существ. - названия овощей, фруктов; прилагательные – цвет, форма, размер, вкус).

    - Составление предложений по вопросам;

    - Составление рассказа описания по картинному плану.

    - Развитие логического мышления (игра «Что лишнее», отгадывание загадок, лабиринт);

    - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);

    - Развитие слухового внимания, чувства рифмы (доскажи словечко).

    3.

    «Ягоды.

    Грибы».

    - Образование родственных  слов  от  слова «гриб»;

    - Согласование  числительных с сущ. в роде, числе, падеже;

    - Образование глаголов при помощи приставок;

    - Образование  относительных  прилагательных;

    - Обогащение словаря (существ. - названия грибов, ягод, родственные слова; прилагательные – цвет, форма, размер; глаголы - способами заготовки на зиму).

    - Составление предложений по вопросам;

    - Придумывание конца  предложения.

    - Развитие логического мышления («Назови одним словом», «Четвертый – лишний);

    - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);

    - Развитие слухового внимания, чувства рифмы (доскажи словечко).

    4.

    «Хлеб.

    Хлебобулочные изделия».

    - Образование родственных слов;

    - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - Образование относительных прилагательных;

    - Образование существительных в им. и р. падежах мн. числа.

    - Выделение гласного звука из ряда звуков (игра «Поймай звук»);

    - Обогащение словаря (глаголы – что делают с зерном; прилагательное – какой бывает хлеб, существ. – название хлебобулочных изделий, профессий, техники, мест хранения).

    - Составление предложений по вопросам;

    - Составление рассказа «Как к нам хлеб пришел».

    - Развитие мышления (отгадывание загадок по теме);

    - Развитие памяти;

    - Развитие речевого внимания;

    - Формирование  языкового  чутья (объяснение  пословиц о хлебе);

    - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, обводка);

    - Развитие координации движений.

    5.

    «Перелетные птицы».

    - Образование сложных прилагательных (длиннохвостая, теплолюбивая);

    - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - Употребление предлогов («Где птичка);

    - Образование существительных с суффиксами –ат-, -ят- (грачата, скворчата и т.д.);

    - Определение наличия или отсутствия звука в слове;

    - Обогащение словаря (существ. – название перелетных птиц, части тела, детеныши – птенцы; признаки – внешний вид; глаголы – как передвигаются).

    - Составление предложений по вопросам;

    - Составление рассказа – описания по картинной схеме.

    - Развитие мышления (отгадывание загадок по теме, «Четвертый – лишний», «У кого кто?»);

    - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, раскрашивание);

    - Развитие пространственной ориентировки (на листе)

    - Координация речи с движением (физ. минутка).

    Месяц

    Неделя

    Тема

    Лексико-грамматические категории

    Фонематические процессы

    Связная речь

    Неречевые психические процессы

    Ноябрь

    1.

    «Посуда.

    Её назначение. Продукты  питания».

    - Образование относительных прилагательных;

    - Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже;

    - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - Образование существительных в Р. п. мн. ч.);

    - Придумывание слов на заданный звук

    - Обогащение словаря (существ. – название посуды, классификация, места хранения; прилагательные – их чего сделала).

    - Составление предложений о назначении посуды по вопросам (игра «Магазин»);

    - Составление загадок – описаний;

    - Пересказ «Сказки о чайнике».

    - Развитие мышления (составление загадок, игра «Найди пару»);

    - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, разрезные картинки, раскрашивание);

    - Координация речи с движением (физ. минутка, игра с мячом).

    2.

    «Мебель.

    Её назначение».

    - Образование притяжательных прилагательных;

    - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - Деление слов на слоги;

    - Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже;

    - Образование относительных прилагательных;

    - Обогащение словаря (существ. - предметы мебели, детали и составные части; прилагательные – классификация мебели, качественные прилагательные, антонимы; глаголы – назначение мебели; наречия).

    - Выполнения многоступенчатых инструкций логопеда;

    - Составление рассказа – сравнения;

    - Составление предложений по вопросам.

    - Развитие зрительного и  слухового внимания («Чего не хватает», «Будь внимателен»);

    - Развитие ориентировки в пространстве (на парте, упр. «Расставь мебель»);

    - Развитие координации речи с движением (динамические паузы);

    3.

    «Одежда, обувь, головные уборы».

    - Образование относительных прилагательных;

    - Употребление предлогов;

    - Деление слов на слоги;

    - Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже;

    - Употребление существительных с наречием «много»;

    - Употребление притяжательных местоимений;

    - Обогащение словаря  (существ. - название предметов одежды и обуви, классификация одежды и обуви, детали одежды, профессии, связанные с изготовлением одежды и обуви; прилагательные - антонимы; глаголы, наречия).

    - Составление предложений по вопросам;

    - Составление описательных рассказов по плану.

    - Развитие воображения (игра «Модельер одежды»);

    - Развитие внимания и памяти (игра «Кто больше подберет слов»);

    - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, разрезные картинки, раскрашивание);

    - Координация речи с движением (физ. минутка, игра с мячом).

    4.

    «Домашние животные, птицы и их детёныши».

    - Образование притяжательных прилагательных;

    - Употребление глаголов в ед. и мн. числе;

    - Образование существительных в творительном падеже;

    - Образование сложных слов;

    - Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже;

    - Обогащение словаря (существ. – названия домашних животных и птиц, их детенышей, птенцов, мест их обитания; прилагательные – их повадки, внешний вид; глаголы – способы передвижения, кто как голос подает).

    - Составление предложение с предлогом «С»;

    - Составление рассказа по опорным картинкам.

    - Развитие мышления (отгадывание загадок, лабиринт);

    - Развитие слухового внимания (игра «Закончи предложение»);

    - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, обводка, раскрашивание);

    - Координация речи с движением (физ. минутка, игра с мячом).


    Месяц

    Неделя

    Тема

    Лексико-грамматические категории

    Фонематические процессы

    Связная речь

    Неречевые психические процессы

    Декабрь

    1.

    «Дикие животные и их детеныши. Подготовка зверей  к зиме».

    - Образование притяжательных прилагательных;

    - Употребление предлога «С»;

    - Усвоение категорий творительного падежа;

    - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - Согласование числительного и существительного в роде и числе;

    - Выделение начального согласного звука;

    - Обогащение словаря (существ. – место обитания, части тела, название детенышей; прилагательные – внешний вид, повадки; глаголы – способы передвижения).

    - Составление предложений по вопросам;

    - Составление предложений с предлогом «С»;

    - Составление рассказа по сюжетной картинке «В лесу».

    - Развитие мышления (отгадывание загадок);

    - Развитие зрительного восприятия, внимания («Найди 4-х зверей);

    - Развитие мелкой моторики, мимики, пластики (показ повадок зверей).

    2.

    «Зима.

    Зимние забавы».

    - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - Согласование существительных с  числительными  в  числе, роде  и  падеже;

    - Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах;

    - Образование сложных слов (голой лёд – гололед, падает снег – снегопад, ходит по снегу – снегоход);

    - Употребление сложных предлогов (Дети спрятались за сугробом, выскочили из-за сугроба и т.д.);

    - Обогащение словаря (Существительные - время года, стужа, метель, заносы, снежинки, лыжи, санки, коньки, зимние месяцы, прилагательные - качественные признаки, антонимы).

    - Составление предложений по вопросам;

    - Составление описательного рассказа по картинке;

    - Составление сложных предложений со значением противопоставления (Зимой бывает снег, а осенью …).

    - Развитие мышления («Исправь ошибку»,

    лабиринт);

    - Развитие слухового внимания, чувства рифмы (доскажи словечко, «Исправь ошибку»);

    - Развитие мелкой моторики, пластики (физ. минутка).

    3.

    «Зимующие птицы»

    - Образование притяжательных прилагательных;

    - Образование сложных прилагательных;

    - Образование существительных мн. числа в Р. и Им. падежах;

    - Согласование числительных и существительными в роде, числе и падеже;

    - Придумывание слов на заданный согласный;

    - Обогащение словаря (существительные - классификация  птиц, части тела, детёныши – птенцы; прилагательные – внешний вид, характер; глаголы – кто так кричит).

    - Составление предложений по вопросам (беседа о птицах);

    - Составление предложений с предлогами «В», «На», «Под».

    - Развитие мышления (установление причинно-следственных связей, отгадывание загадок);

    - Развитие ориентировки в пространстве, на парте, внимания (игра «Найди птицу»);

    - Развитие мелкой моторики, координации движений (игра на координацию речи с движением «Синичка», раскрашивание).

    4.

    «Новогодние праздники»

    - Образование однокоренных слов от слова «снег»;

    - Согласование числительных с существительными;

    - Образование и употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без нее;

    - Образование существительных в разных падежах;

    - Дифференциация на слух акустически сходных фонем;

    - Обогащение словаря (Существительные - утренник, Новый  год, Дед Мороз, Снегурочка, выступление, сказка; прилагательные - новогодняя, сказочная; наречия - шумно, красиво, нарядно).

    - Составление предложений по вопросам;

    - Составление описательного рассказа «Елочка».

    - Развитие воображения (упр. «Укрась елочку»);

    - Развитие мышления;

    - Развитие мелкой моторики и координации движений;

    - Развитие слухового внимания, чувства рифмы («доскажи словечко», «громко – тихо»);


    Месяц

    Неделя

    Тема

    Лексико-грамматические категории

    Фонематические процессы

    Связная речь

    Неречевые психические процессы

    Январь

    3.

    «Профессии. Орудия труда».

    - Образование существительных от глаголов;

    - Формирование  навыка словообразование, закрепление названий профессий («Кто работает на машинах»);

    - Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже;

    - Понимание состава сложных слов (лесоруб – рубит лес;

    - Обогащение словаря (существительные – название профессий, орудий труда; глаголы - профессиональные действия; прилагательные – профессиональные качества).

    - Формирование  слоговой структуры на предложениях типа: «Регулировщик регулирует движение», «Часовщик чинит часы»;

    - Составление рассказа «Кем я хочу быть и почему»

    - Развитие мышления (отгадывание загадок, лото);

    - Развитие мелкой моторики и координации движений;

    - Развитие слухового внимания («Продолжи предложение»).

    4.

    «Транспорт. Правила дорожного движения».

    - Образование сравнительной степени прилагательных;

    - Образование относительных прилагательных;

    - Образование существительных мн. числа;

    - Согласование существительных и числительными в роде, числе и падеже;

    - Употребление предлога «над»;

    - Звуко-слоговой анализ слова «дом»

    - Обогащение словаря (существительные - названия, составные части, профессии, связанные с транспортом; прилагательные - классификация видов; глаголы – плыть, лететь, ехать, взлетать, заводить, заправлять, чинить, ремонтировать; наречия – удобно, быстро, просторно, уютно).

    - Составление предложений по вопросам (беседа о транспорте, видах транспорта, правилах дорожного движения);

    - Составление предложений по опорным картинкам.

    - Развитие мышления (отгадывание загадок, «Четвертый – лишний»);

    - Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти («Чего не стало»);

    - Развитие мелкой моторики и координации движений (графический диктант, физ. минутка).

    5.

    «Человек. Части тела».

    - Образование существительных множественного числа (ухо - уши);

    - Образование существительных с увеличительным и уменьшительно-ласкательным оттенком;

    - Согласование существительных с числительными;

    - Образование сложных прилагательных;

    - Выделение последнего согласного в словах;

    - Обогащение словаря (существительные – название частей тел; прилагательные – сложные, качественные, внешний вид человека; глаголы -  навыки гигиены).

    - Составление  и употребление в речи сложных предложений с предлогом для;

    - Составление описательного рассказа о частях тела человека по картинно-графическому плану

    - Развитие мышления (отгадывание загадок);

    - Формирование языкового  чутья: объяснение  понятий: «Золотые  руки», «Пропустить  мимо ушей», «Задирать  нос»;

    - Развитие мелкой моторики и координации движений (отведи по точкам, физ. минутка);


    Месяц

    Неделя

    Тема

    Лексико-грамматические категории

    Фонематические процессы

    Связная речь

    Неречевые психические процессы

    Февраль

    1.

    «Семья».

    - Образование сравнительной степени прилагательных;

    - Образование притяжательных прилагательных;

    - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - Употребления антонимов;

    - Выделение начального согласного и гласного из слов типа «кот», «мак» и т. д.

    - Обогащение словаря (существительные – названия членов семьи; прилагательные – качества, антонимы; глаголы – кто что делает в семье).

    - Составление предложений со значением противопоставления;

    - Составление рассказа по плану о маме или папе.

    - Развитие зрительного и слухового внимания и памяти;

    - Развитие логического мышления;

    - Формирование общей и мелкой моторики.

    2.

    «Наш город. Наша Республика».

    - Образование сравнительной степени прилагательных;

    -Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах;

    - Согласование числительных  с существительными в роде, числе и падеже;

    - Дифференциация на слух слов, близких по звучанию (игра «Исправь ошибку»)

    - Обогащение словаря (существительные: название города, Республики, главных улиц, достопримечательностей, праздников, животных и растений; прилагательные – какой наш город, Республика).

    - Формирование вопросно-ответной речи;

    - Составление распространенных предложений;

    - Составление рассказа «Край, в котором я живу».

    - Развитие  речевого, зрительного и слухового внимание, памяти, логического мышления;

    - Развитие пространственной ориентировки (работа с картой)

    3.

    «Наша Армия.

    День защитника отечества».

    - Образование существительных в женского роде от существительных мужского рода;

    - Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже;

    - Выделение начального и последнего согласного;

    - Обогащение словаря (существительные  - названия военный профессий; прилагательные – качественные признаки, классификация войск; глаголы – защищать, воевать, стрелять, заряжать и т. д.).

    - Составление предложение по вопросам;

    - Составление предложений по опорным словам.

    - Развитие речевого и слухового внимания, логического мышления (отгадывание загадок, игра «Договори словечко», «Четвертый - лишний»);

    - Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, лабиринт);

    4.

    «Наша родина – Россия».

    - Образование притяжательных прилагательных;

    - Образование существительных в творительном падеже;

    - Деление слов на слоги;

    - Образование существительных Р. падеже мн. ч.;

    - Обогащение словаря (Существительные – название городов, животный и растительный мир; прилагательные – относительные прилагательные – сильная, независимая и т. д.).

    - Составление предложений по вопросам беседы;

    - Составление рассказа «Россия – Родина моя» по опорным словам.

    - Развитие памяти, логического мышления;

    - Развитие речевого  и слухового внимания;

    - Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковая гимнастика, раскраска).


    Месяц

    Неделя

    Тема

    Лексико-грамматические категории

    Фонематические процессы

    Связная речь

    Неречевые психические процессы

    Март

    1.

    «Ранняя весна. Восьмое марта».

    - Образование качественных прилагательных;

    - Согласование существительных  с числительными в роде, числе и падеже;

    - Употребление антонимов;

    - Определение количества и последовательности звуков в словах (мак, дом, кит  и т.д.); 

    - Обогащение словаря (существительные - весенние явления,  месяцы; прилагательные - качественные прилагательные - солнечная, бирюзовый и т.д., антонимы; глаголы – оживает, просыпается; наречия - тепло, солнечно).

    - Составление предложений по вопросам беседы;

    - Составление сложных предложений с союзом потому что;

    - Составление рассказа по картинно-графическому плану.

    - Развитие мышления (установление причинно-следственных связей);

    - Развитие слухового внимания;

    - Развитие общей и мелкой моторики;

    2.

    «Животные жарких стран»

    - Образование названий детенышей животных (игра «Назови семью»);

    - Согласование существительных во множественном числе, роде, падеже;

    - Образование притяжательных прилагательных;

    - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - Согласование существительных с числительными в роде, числе;

    - Определение места звука в слове;

    - Обогащение словаря (Африка, названия животных и их детенышей; прилагательные – внешний вид, повадки, притяжательные прилагательные; глаголы – прыгает, плавает, гоняется, рычит и т.д.).

    - Составление рассказов – описаний по предлагаемой схеме;

    - Составление сложных предложение со значением противопоставления.

    - Развитие мышления (отгадывание загадок, игра «Четвертый – лишний»);

    - Развитие слухового внимания, зрительной памяти;

    - Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковая гимнастика, раскрашивание).

    3.

    «Животные крайнего севера»

    - Образование существительных множественного числа от единственного;

    - Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже;

    - Деление слов на слоги;

    - Образование названий детенышей животных;

    - Обогащение словаря (Существительные – названия животных и детенышей, Крайний Север, Антарктида, Антарктика; прилагательные – внешний вид, повадки; наречия – холодно, морозно и т.д.).

    - Составление предложений по вопросам беседы;

    - Составление загадок – описаний;

    - Развитие мышления (отгадывание загадок);

    - Развитие пространственной ориентировки, слухового внимания (графический диктант);

    - Развитие общей и мелкой моторики (Упр.  «Ледокол»);

    - Развитие зрительной памяти (игра «Кого не стало»).

    4.

    «Обитатели морей и океанов»

    - Деление слов на слоги;

    - Употребление антонимов;

    - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - Образование существительных мн. числа от ед. ч.;

    - Обогащение словаря (Существительные - части тела рыб, место обитания; прилагательные - морская, пресноводная, озёрная,..; глаголы - ловить, жарить, вялить, запекать,…

    - Составление предложений по вопросам беседы;

    - Составление предложений с союзом «а».

    - Развитие зрительного восприятия, памяти («Вспомни и назови», «Чего не стало»);

    - Развитие ориентировки в пространстве («Куда плывет рыбка»);

    - Развитие общей и мелкой моторики (штриховка).


    Месяц

    Неделя

    Тема

    Лексико-грамматические категории

    Фонематические процессы

    Связная речь

    Неречевые психические процессы

    Апрель

    1.

    «Спорт».

    - Образование сложных слов;

    - Образование сравнительной степени прилагательных;

    - Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже;

    - Употребление предлогов;

    - Определение количества и последовательности звуков в слове;

    - Обогащение словаря (Существительные - классификация видов спорта, названия спортсменов, спортивные снаряжения; наречия – быстро, успешно, результативно; прилагательные – качества спортсменов).

    - Составление предложений по вопросам;

    - Пересказ рассказа логопеда.

    - Развитие памяти, логического мышления, внимания (решение логических задач, отгадывание загадок;

    - Формирование общей моторики (физ. минутки, подвижные игры по теме);

    - Формирование мелкой моторики (пальчиковые игры, выкладывание мозаики, обводка).

    2.

    «Космос».

    - Образование родственных слов;

    - Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже;

    -  Образование существительных множественного числа от единственного числа;

    - Согласование существительных  с местоимениями;

    - Придумывание слова на заданный звук;

    - Обогащение словаря (Существительные – космос, планета, Вселенная, названия планет и спутников; прилагательные – качественные; глаголы – взлетать, приземляться и т. д.).

    - Составление предложений по вопросам беседы;

    - Составление предложений с  предлогами

    «НА, В, ПО, С».

    - Развитие зрительного внимания («Найди 2 одинаковые ракеты»);

    - Развитие мышления, речевого и слухового внимания («4й – лишний», «Доскажи словечко»);

    - Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки на листе (физ. минутки, пальчиковая гимнастика, графический диктант).

    3.

    «Комнатные растения».

    - Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже;

    - Определение первого  звука в словах;

    - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

    - Образование  приставочных  глаголов;

    - Обогащение словаря (существительные – названия комнатных растений, их частей; прилагательные - качественные; глаголы – садить, поливать, удобрять, растет, питается, расцветает, вянет).  

    - Составление предложений по вопросам;

    - Составление сложных предложений с союзом для того, чтобы.

    - Развитие мышления (отгадывание загадок);

    - Развитие слухового и речевого внимания («Отгадай слово»);

    - Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковые игры, обводка по точкам).

    4.

    «Весна.

    Труд людей весной».

    - Образование приставочных глаголов;

    - Употребление антонимов;

    - Образование относительных прилагательных;

    Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах;

    - Составление слов из звуков, заданных в правильной последовательности;

    - Обогащение словаря (существительные – весенние явления, месяцы; прилагательные – качественные прилагательные, антонимы; глаголы - пахать, сеять, садить, поливать и т.д.).

    - Составление предложений по вопросам беседы;

    - Составление предложений со значением противопоставления

    (с союзом «а»);

    - Употребление сложных предложений с союзом потому что.

    - Развитие мышления, внимания («4й-лишний», «Бывает – не бывает»);

    - Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковые игры, раскраска).


    Месяц

    Неделя

    Тема

    Лексико-грамматические категории

    Фонематические процессы

    Связная речь

    Неречевые психические процессы

    Май

    1.

    «Праздник Победы».

    - Образование существительных во множественном числе от единственного числа;

    - Образование относительных прилагательных;

    - Согласование  числительных  с  существительными и прилагательными  в  роде, числе и падеже;

    - Образование родственных слов от слова  «Победа»;

    - Определение места звука в слове;

    - Обогащение словаря (Существительные - салют, парад, победа, ветеран; прилагательные - относительные прилагательные; глаголы - воевать, сражаться, побеждать, погибать и т.д.).

    - Составление предложений по вопросам;

    - Пересказ рассказа логопеда.

    Развитие логического мышления, памяти, внимания;

    - Развитие мелкой и общей моторики (физ. минутка, пальчиковые игры, выкладывание  фигуры звёздочки  из  счётных  палочек  по  образцу);

    - Формирование языкового  чутья (объяснение  понятия: «Мир строит, а война разрушает»).

    2.

    «Насекомые. Цветы».

    - Образование притяжательных прилагательных;

    - Согласование существительных с местоимениями;

    - Развитие фонематического слуха, слуховой дифференциации (игра «Исправь ошибку»);

    - Образование сложных слов;

    - Образование глаголов при помощи приставок;

    - Обогащение словаря (Существительные – название насекомых, цветов, строение тела, цветка; глаголы – кто какие звуки издает, кто как передвигается).

    - Составление предложений по вопросам беседы;

    - Составление сложных предложений со значением противопоставления.

    - Развитие мышления (отгадывание загадок);

    - Развитие слухового внимания;

    - Формирование общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковая гимнастика, штриховка)

    3.

    «Школа. Школьные принадлежности».

    - Образование глаголов в будущем времени;

    - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

    - Образование существительных женского рода от мужского рода;

    - Образование сравнительной степени прилагательных от наречий;

    - Употребление сложных предлогов;

    - Звуко-слоговой анализ слова «школа»;

    - Обогащение словаря (существительные – школьные помещения, принадлежности, урок, перемена, звонок; глаголы – учиться, заниматься, читать, писать, считать).

    - Составление предложений по вопросам;

    - Составление предложение по опорным картинкам.

    - Развитие мышления (отгадывание загадок);

    - Формирование языкового  чутья: (объяснение  понятий: «Ученье свет, а неученье -тьма», «Ученье – путь к уменью»);

    - Формирование общей и мелкой моторики, ориентировки в схеме (физ. минутки, пальчиковые игры, упр. «Найди домик»).

    4.

    Повторное обследование речи детей. Разработка рекомендаций на лето.


    Список литературы

    1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – М.:  Детство-Пресс, 2006 г.- 128 с.
    2. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6 – 7 лет».
    3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985
    4. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева.  Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда, 1999.
    5. Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2009 г.- 160 с.
    6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: ГНОМ и Д, 2008 г.- 48 с.
    7. Крупенчук, «Тренируем пальчики – развиваем речь!, 5+
    8. Курдвановская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
    9. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. Сентябрь - декабрь. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 400 с.
    10.   Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. Январь - май. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 400 с.
    11. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.:, 2004
    12. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 96 с.
    13. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет, Москва, 2002.
    14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)
    15. Филичева Т. Б., Г. В. Чиркина. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – СПб.: Айрис-Пресс, 2007 г.- 224 с.
    16. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия, 2003 г.- 240 с.
    17. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Под редакцией Т. В. Волосовец — Москва, Сфера, В. Секачев, 2008 г.- 224 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

    Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

    Перспективное календарно-тематическое планирование к программе "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе"

    Формирование  у  детей грамматически  правильной, лексически  богатой  и  фонетически  чистой  речи – одна из  важнейших  задач  в  системе...

    Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

    Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...

    Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

    Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются ...

    «Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»

    «Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» Процесс овладения письменной речью важный и сложный для любого ребёнка. Нельзя сразу, ...

    Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.

    В статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения, подвижные игры, цветотерапия....