Консультация для родителей "ГОТОВЬТЕ РУКУ К ПИСЬМУ"
консультация по логопедии ( группа) по теме

Шевердина Ирина Владимировна

Консультация для родителей

Учителя-логопеда Шевердиной И.В.

 

ГОТОВЬТЕ  РУКУ  К  ПИСЬМУ

 

                       Известно, как много огорчений человеку может принести плохой почерк и как трудно исправить его в зрелом возрасте. Исследования показывают, что недостатки почерка формируются именно на первых этапах усвоения навыка письма. Если у обучающегося возникают затруднения в выполнении движений, обеспечивающих удержание ручки и правильное написание элементов рукописного шрифта, в этом случае говорят: «Рука не готова к письму».

        У детей с тяжелыми нарушениями речи часто отмечается дизметрия (трудности в соотношении движений по амплитуде), напряженность, усиление синкенезии (содружественные движения, сопровождающие основное, при усилении мешают выполнять изолированно и точно моторный акт.), а иногда – тремор (мелкие колебательные движения). Это отражается на способе взятия ручки и затрудняет движения ею или слегка их изменяет, что оказывает негативное влияние на почерк. Поэтому целесообразно ещё в дошкольном возрасте предложить ребёнку игровые упражнения и провести систематические занятия, в процессе которых постепенно преодолеваются перечисленные трудности, и его рука подготовится к осуществлению двигательного акта письма.

       Внимание прежде всего нужно направить на обучение выполнять с большой амплитудой, свободно и легко движения в плечевом, локтевом суставах, кистью, пальцами. С этой целью можно использовать имитационные движения, например:

«Петушок машет крыльями» (прямые руки поднимаются и опускаются);

«Паровозик» (руки согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки, выполнение круговых движений в плечевых суставах);

«Мельница» (круговые движения прямыми руками);

«Насос» (наклоны вправо-влево, вперед-назад со сгибанием и разгибанием рук);

 (потряхивание расслабленной кистью).

       Особое внимание следует обращать на умение ребенка противопоставлять первый палец остальным, для чего предлагается из пальцев сделать «колечко» (соединить первый со вторым, затем с третьим и т.д.) и на свободное движение пальцами без движений кисти и предплечья, для чего рекомендуется предплечье правой руки фиксировать левой и наоборот.

       Чтобы снять напряжение и обучить дозировать усилие при сгибании пальцев, хорошо использовать такие игровые приёмы, как – лёгкое нажимание на пульвелизатор первым, вторым и третьим пальцами («щепоткой») с направлением струи воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик, передвигая их по поверхности стола; лёгкое нажимание пальцами (не кистью) на грушу игрушки «скачущая игрушка» и подобных, вызывая их передвижение.

      Основная ошибка детей в этих упражнениях заключается в том, что они с силой сгибают пальцы, напрягая мышцы всей руки. Часто на лице появляется гримаса напряжения. Движения пальцами детям приходится неоднократно показывать, выполняя их рукой (пассивно). Игровая ситуация создает условия для более быстрого усвоения задания. Пристальное внимание нужно уделять положению пальцев рук при разных способах взятия предметов и манипуляциях с ними. Для формирования правильного дифференцированного захвата нужно использовать предметы контрастные по размеру форме структуре (например, кубик и линейку, пуговицу и мяч, песок и вату, лист бумаги и книгу, нитку и гимнастическую палку, ленту и веревку). Важно научить и потренировать ребёнка в правильном взятии предметов домашнего обихода (чашку, ложку, пуговицу), игрушки разной формы и величины (пирамидки, кубики, кольца) и спортивный инвентарь (мячи, гантели, гимнастические палки, скакалки). Ребёнку можно предложить переложить предметы с одного места на другое, с руки на руку, а затем разучиваются различные виды действий, которые можно совершить с конкретным предметом.

Особое внимание уделяется тренировке правильного взятия тремя пальцами удлиненных предметов, в том числе кисточки, карандаша, ручки. Ручка удерживается при письме тремя пальцами, собранными «щепоткой»: большим, указательным, средним. Все три пальца полусогнуты и находятся на расстоянии полутора-двух сантиметров от нижнего края ручки. Удерживая таким образом ручку, пишущий для написания прямых линий производит ритмичные колебательные движения направлением «к себе» (сверху-вниз и «от себя» (снизу-верх). Для написания овала и окружности к этим движениям пальцев присоединяются движения кисти. Мы пишем слева направо и для соединения элементов буквы и букв в слова применяется соединительная черта, направленная верх-вправо или сверху-вниз влево и затем направо (получается при одновременном движении кисти и предплечья).

        Для этого на занятии лучше садиться справа от ребенка, руки которого лежат на столе. Взрослый показывает, как нужно правильно держать ручку, устанавливает руку ребенка и вкладывает в неё ручку, помогая удержать без лишнего напряжения. Затем ручка убирается, расслабляется кисть легким потряхиванием, и упражнение повторяется. В занятия постепенно включаются следующие задания:

 - принять позу руки и пальцев, имитируя удерживание ручки;

- брать правой рукой одним движением ручку, лежащую на столе, и принимать положение для письма;

- расслаблять и напрягать пальцы, правильно удерживая ручку и не выпуская её из рук;

- сгибая и разгибая пальцы, передвигать их свободно по ручке к верхнему и нижнему краю.

       Одновременно с этим целесообразно развивать свободные движения пальцев рук при удержании ручки. Как первый этап можно использовать игры с мозаикой, бусами при условии чередования максимального сгибания и разгибания пальцев, удерживающих предмет, без движений кисти и предплечья (или с минимальным движением).

        Перед рукой ребенка ставится открытая коробочка с бусами, мозаикой, счётными палочками или другими мелкими предметами. Предлагается задание – брать предметы из коробочки и складывать под рукой, стараясь не сдвинуть руку с места, а только разгибая и сгибая собранные «щепоткой» большой, указательный и средний пальцы (затем также сложить все в коробочку). Важно подключить двигательные игровые упражнения с карандашом и ручкой: прокатывать, вращать карандаш, ручку между первым и вторым пальцами; первым, вторым и третьими; первым, вторым, третьим и четвертым и т.д.; постукивая карандашом и ручкой по листу бумаги с движением рукой, кистью, пальцами в разных направлениях сначала без изображения на бумаге, потом с расстановкой точек; чертить штрихи, зигзаги, спирали, квадраты и прочее.

       Если ребенок легко справляется с этими игровыми заданиями, можно переходить к написанию элементов букв, букв и слов.

 

Желаем успехов!

 

Используемая литература:

Интернет-ресурсы

Журнал «Университет для родителей», 1974

И.А. Подрезова «Школа умелого карандаша»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....