Логоритмическое занятие в старшей группе Тема: «Урожай у нас неплох».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

Цель:   Уточнить знания и представления детей об овощах на логоритмическом занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urozhay_u_nas_neploh._st.gr_.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие  в старшей группе

Тема:  «Урожай у нас неплох».

Задачи: 

  1. Уточнить знания и представления детей об овощах.
  2. Расширить словарь по теме: “Овощи”.
  3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  4. Познакомить детей со словами-признаками.
  5. Упражнять в образовании относительных прилагательных и в согласовании существительных с числительными.
  6. Закрепить навыки звукового анализа слов.
  7. Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.
  8. Развитие эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-  

          образного мышления;

 9. Воспитание доброжелательного  отношения друг к другу.

 

Оборудование: демонстрационный материал – предметные картинки с изображением овощей; маски овощей; конверт с письмом; изображение синьора Помидора; Чиполино.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поиграем. 

(Дети под марш входят в зал.) 

Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма.

По дороге золочёной

Осень в гости к нам пришла,

И зверятам и ребятам –

Всем подарки принесла.

Ходьба с маршировкой

Плавно идёт капуста.

Шаг с носка

Важно шагает помидор.

Шаг на всей стопе

Осторожно идёт редиска.

Ходьба на носках

Легко бежит горошек.

Лёгкий бег на носках

Не спеша вышагивает редька.

Ходьба на пятках

Вприскочку спешит морковка.

Подскоки

Маршируют молодцы-огурцы.

Модницы-морковки

Взяли по обновке.

Шаг марша

В огороде за забором

Руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперёд, затем руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением в «струнку»

Поспевают помидоры,

Руки на пояс, «напыжиться».

Держатся за колышки,

Сжать кулаки, согнуть руки в локтях.

Греются на солнышке

Поднять лицо и руки вверх, потянуться к солнцу.

- Вы догадались, где мы с вами оказались? Правильно в огороде! Что же растёт в огороде? Огород наш не простой, а сказочный!                

                  Раз, два, три-вокруг себя повернись

                  И в овощ превратись

- А теперь, ребята, представьте себе, что вы маленькие семена овощей,    

  присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал, семена  

  росли и стали растениями. (Дети показывают, как семена росли.)

- Медленно поднимите руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте

  напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения.

- Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище.    

  Опуститесь на пол.

-  Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли

   замечательные овощи.

-  Изобразите овощи: помидор, капусту. (Дети  показывают   артикуляци-

   онное  упражнение “Толстячки”.) 

- Теперь  покажите морковь и огурец. (Дети показывают артикуляционное

    упражнение “Худышки”.)

- Как вы уже поняли, сегодня наше занятие будет посвящено овощам. К нам                

   пришло письмо.

II. Основная часть

1).Логопед достает из конверта изображение синьора Помидора (показывает детям) и читает его послание:

Я – синьор Помидор,
Красен я и пышен,
С каждым часом я расту,
Нахожусь я на посту.

Я – холенный помидор,
С кожею атласной
И вступать со мною в спор
Овощам опасно!

Захватил я Чиполино
И доволен буду,
Что ребята целый год
Останутся без лука!

Логопед: Ребята! Наш любимый, очень полезный овощ – лучок  Чиполино, захватил в заложники злой, толстый синьор Помидор. Давайте, поможем бедному Чиполино вернуться к овощам.

Дети: Давайте!

2) Упражнение на развитие слухового внимания.

Логопед: Для этого вы должны выполнить все задания синьора Помидора. Он просит вспомнить, какие овощи вы знаете.

 – Я буду называть много разных слов, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите название овощей:

картошка, лук, виноград, машина, свекла, книга, тыква, лист, перец, баклажан, морковь, пальто, репа, стул, редис, капуста, персик, цветок, кабачок, огурец.

Логопед:– Молодцы, справились с заданием!

3) Упражнение на развитие логического мышления, памяти.

 Логопед:– А теперь сядет за стул тот, кто ответит на вопрос Синьора Помидора  полным предложением:

 – Какой твой любимый овощ?

 – Про какой овощ можно сказать “синий”?

 – Какой овощ ставят снежной бабе вместо носа?

 – Какой овощ растет на кустике, а не в самой земле?

 – Какой овощ заставляет плакать человека?

 – Какого цвета помидор?

  - Какой овощ выкапывают ?

 - У какого овоща есть кочерыжка?

 - Какой овощ тянули дед, баба и даже мышка?

 - У какого овоща едят и вершки и корешки?

                                                                    (Дети садятся на стулья.)

Логопед:  – Синьор Помидор предлагает нам поиграть в игру “Магазин овощей”, а помогут нам вот эти картинки на наборном полотне. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”.

Например: “Я хочу купить оранжевую, длинную, вкусную, сочную, хрустящую морковку.” (ребёнок получает маску с изображение овоща )

Логопед:  Молодцы, хорошо справились с этим заданием!

-  Синьор Помидор просит нас сравнить
по вкусу: лук и помидор (Лук горький, а помидор кисло-сладкий.);
по цвету: репу и огурец;
по форме: кабачок и морковь;
по размеру: редис и капусту.

– И с этим заданием вы замечательно справились!

4). Детская песня «Урожайная» , Музыка А. Филиппенко, слова Т.

    Волгиной

5).  Физминутка «Урожай».

- Синьор Помидор спрашивает, а знаете ли вы, как собирают овощи?

     

      В огород пойдем, урожай соберем.        Маршируют.

      Мы морковки натаскаем                         «Таскают».

      И картошки накопаем.                             «Копают».

      Срежем мы кочан капусты,                     «Срезают».

      Круглый, сочный,

      Очень вкусный,                                        Показывают круг руками 3 раза.

      Щавеля нарвем немножко                       «Рвут».

      И вернёмся по дорожке.                          Маршируют.

                                                                                                 (Н. Нищева)

6) Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Логопед : Овощи, конечно, можно собрать самим в огороде, а можно и купить в магазине.

 Логопед:  А знаете ли вы, какие вкусные блюда можно приготовить из овощей? Как готовят овощи? (варят, тушат, солят, жарят.. )

Логопед:  – Синьор Помидор предлагает нам рассказать какой замечательный суп готовят хорошие хозяйки :

Хозяйка однажды с базара пришла,   Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла      Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!..                     Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе –     Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле.                       Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..           Хлопок.

Хозяйка тем временем                   Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала                              Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..              Хлопок.

Накрытые крышкою,                     Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста,                        Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!                 Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!  Показывают, как едят суп.

7) Игра «Повар»(поиск соответствующего понятия).

Логопед предлагает детям в масках овощей пройти в центр зала и встать в круг, имитируя «кастрюлю».

- Давайте вспомним, какие овощи мы положили в овощной суп:

                 Я положу в суп….. и т. д.

Дети в масках названных овощей поочерёдно выходят в центр (картошки, капусты, морковки, гороха, петрушки и свёклы).

- Назовите, в каком порядке мы положили овощи?

8). Артикуляционные упражнения .

1.Упражнение «Подуем на горячий борщ». Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

2.Упражнение «Киска лакает борщ». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

3.Упражнение «Вкусный борщ» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка). Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком справа налево.

 

9). Упражнение «Доскажи словечко»

- И последнее задание от синьора Помидора: нужно договорить последнее          

  словечко в чистоговорках:

Ор-ор-ор, сорвали красный… (помидор).
Ец-ец-ец, съели вкусный… 
(огурец).
Жан-жан-жан, лежит на грядке … (
баклажан).
Син-син-син, мы делили …(апельсин).

– Ребята, что лишнее: помидор, огурец, баклажан, апельсин?

Дети: Апельсин.

Логопед: Почему?

Дети: Апельсин – это фрукт, а помидор, огурец и баклажан – это овощи.

III. Итог занятия.

Логопед дает оценку деятельности детей.

- Ребята, вы порадовали меня своими знаниями. А самое главное к нам вернулся наш лучок – Чиполино, которого вы освободили от злого синьора Помидора своими ответами. (Логопед показывает Чиполино).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логоритмического занятия в старшей группе на тему" Встреча с Лунтиком на Земле".

Занятие по логоритмике в старшей группе на тему "Встреча с Лунтиком на Земле". Конспект соответствует требованиям ФГОС....

Открытое логоритмическое занятие в старшей группе: "Путешествие в осенний лес".

Тема: « Путешествие в осенний лес». Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.Задачи: Развитие речевого ...

Логоритмическое занятие в старшей логопедической группе (ОНР) "Сказка о красках"

Выступление на региональном семинаре для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи у дошкольнико...

проект логоритмических занятий «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Музыка» на логоритмических занятиях»

Цель: преодоление речевой, двигательной и коммуникативной недостаточности у   детей с нарушением  речи и зрения....

Тема проекта: «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий на развитие связной речи у дошкольников старшего возраста»

Актуальность«Возможно самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка». А. Буренина.Актуальност...