Открытое логоритмическое занятие в старшей группе: "Путешествие в осенний лес".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Савостьянова Светлана Аркадьевна

 

Тема: « Путешествие в осенний лес».

 

Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  • Развитие речевого дыхания, речевого слуха, тонкой, общей и артикуляционной моторики, пантомимики, внимания, мелодико – интонационной стороны речи, чувства ритма, музыкального слуха, слухо – двигательной координации.
  • Увеличение объема памяти.
  • Воспитание выразительности движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, умения перевоплощаться, умения согласовывать музыку с движением.
  • Расширение представлений о сезонных изменениях природе, закрепление знания  о съедобных и несъедобных грибах.
  • Создание у детей положительной установки на занятия.

Ход занятия:

 Вход под музыку (Марш:   муз. Н. Леви ), дети остаются стоять.

  1. Организационный момент.

!

  Логопед:  - Здравствуйте, ребята!

- По дороге золоченной осень к нам уже пришла,

И к своим друзьям хорошим ненадолго забрела

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Посмотрите, какой перед нами красивый лес! Скажите, каким цветом на деревьях листья? (Ответы детей)

А в какое время года бывают такие листочки? (Осенью) А если сейчас осень, то лес какой? (Осенний)

А теперь давайте мы с вами присядем возле нашего осеннего леса и вспомним, какое красивое время года осень. Мы с вами послушаем песню и посмотрим на осенние пейзажи.

(Песня: «Осень пришла» слова и музыка С.Юдиной)

В путешествие в осенний лес мы с вами поедем на поезде. Но сначала мы должны, как настоящие путешественники, встретиться на перроне и поздороваться друг с другом.

- Но здороваться мы будем необычно. Давайте встанем в круг. Возьмемся за руки и передадим друг другу своё «здравствуйте». Здороваться мы будем правой рукой.

 - Раз, два, три! Круг собери!

2. Эмоционально – волевой тренинг: «Здравствуйте!»

 (Развитие тактильных ощущений)

Муз. руководитель:

Попевка:  - Здравствуй,  здравствуй!

                    Не зевай и ладошку мне давай!

Ну вот,  мы все поздоровались, а теперь вы можете подойти к этому не обычному дереву и выбрать себе листочек, какой вам больше нравится. А после этого сесть на стульчики.

  1. Дыхательно – артикуляционный тренинг «Ветер»

(Регулировка силы звука голоса жестом и музыкой).

Посмотрите сколько у вас разноцветных листочков. Давайте покажем, как ветерок дует на листья.

Логопед:

Дует легкий ветерок – ф- ф- ф…

И качает так листок – ф – ф – ф …

Дует сильный ветерок – ф – ф – ф …

И качает так листок – ф – ф – ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Муз. руководитель:

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а – а – а…

Рябиновый – и – и – и …

Березовый – о – о – о …

Дубовый – у – у – у …

И все листики зашуршали – ш – ш – ш ….

(Распевка «Лесенка»)

Логопед: - Ребята, скажите, а на каком дереве растут дубовые листочки? (На дубе). Давайте послушаем стихотворение про дуб. (Ребенок читает стих)

  1. Игроритмика « Поезд. Едет, едет рыжий пес».

(«Паровоз» слова В. Татаринова, Музыка Г. Эрнесака.

На повторение слов: «Две трубы и сто колес, машинистом рыжий пес» увеличивается амплитуда (высота шага). Шаг становится активнее, сильнее и громче, отражая образ приближающегося поезда. Соответственно в музыке прибавляется динамика звучания forte.

Удаление поезда (на слова: «Мы к соседям в гости едем, едем к тиграм и медведям, ожидайте в гости нас, мы приедем ровно в час») передается в музыке с помощью piano (сила шага уменьшается, утихает).

   - Ну, вот, наконец, мы отправляемся в путь! Нам пора по вагонам! (Проводит муз. работник совместно с логопедом)

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:   – А вот и наша первая остановка. На этой станции живет наш знакомый Волшебный Язычок. Давайте зайдем к нему в гости и поиграем вместе с ним. Волшебный язычок приглашает вас выйти из вагончиков, сесть на стульчики и поиграть вместе с ним.

 - Однажды  утром Язычок проснулся и потянулся

(вытянуть язык, широко открыв рот)

Посмотрел он на часы, часики тикали: «Тик-так, тик-так»

(упр. «Часики»)

Язычок открыл окошко

(А………….)

За окошком светило круглое солнышко

(О………….)

Дул сильный ветер

(У………….)

Язычок стал дразнить ветер

(У – И – У – И)

Рассердился ветер и подул очень сильно

(У……………)

Створки окна захлопали и застучали

(АМ – АМ – АМ)

Закрыл Язычок окошко и отправился чистить зубки

(упр. «Чистим зубки»)

Прополоскал рот

(надувать правую и левую щеки попеременно)

Облизал зубную пасту с верхней губы

(упр. «Вкусное варенье»)

Пошел Язычок на кухню, чтобы приготовить на завтрак блинчики.

Замесил тесто

(упр. «Непослушный язычок»)

Взбил его миксером

(упр. «Болтушка»)

Пожарил блинчик

(упр. «Лопатка»)

Позавтракал Язычок и отправился по своим делам, и мы с вами отправимся дальше в наше путешествие.

- По вагонам!

Логопед: - Ой, ребята, вы слышите? Кто- то в лесу плачет и капризничает! (Появляется Капризка).

- Кто это? Да это же Капризка! Он заблудился в лесу и поэтому плачет, давайте ему поможем? Но сначала попробуем его развеселить.

- Здравствуй, Капризка, не плачь, мы с ребятами поможем тебе! Знаешь, наши ребята тоже иногда бывают грустными и капризными, но совсем чуть – чуть. Ребята знают очень веселую игру. Хочешь поиграть вместе с нами?

6. Игровой массаж «Здесь живет…»

Проводит логопед:

Здесь живет Хмурилка – нахмуриться, указательным пальцем свети брови

Здесь живет Дразнилка – «Буратино»

Здесь живет Смешилка – высунуть язык, глаза широко открыты

Здесь живет Страшилка – руки вперед, пальцы растопырены, рот открыт

Это носик Бибка – указательный палец на нос

А где твоя улыбка?! – указательными пальцами растянуть улыбку

- Посмотрите, наш Каприкзка уже не плачет.

- А скажи нам, дорогой, Капризка, как произлошло, что ты заблудился в лесу? И разве ты не знаешь, что если заблудился, то надо не плакать, а звать на помощь. Ты знаешь, как это надо делать?

 - Ребята, правильно ли делал Капризка? Давайте ему подскажем, как надо звать в лесу на помощь.

7. Речедвигательное упражнение, направленное на вызывание и дифференциацию звуков речи (По методике А.Я. Мухиной)

- А –У

Проводит логопед:

(А)и.п. – Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе.

Движения – При произнесении (А_____) руки разводятся в стороны. Поясница прогибается, подбородок приподнят.

Динамика – незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости.

(У) –  и.п. - Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы.

Движения – При произнесении (У_____) кисти выводятся вперед, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой, подбородок поднимается.

Динамика – Сильная.

 - Ну, что, Капризка, теперь ты понял, как надо звать в лесу на помощь? Давайте возьмем его с собой в наше путешествие и поможем ему выбраться из леса. Капризка, ты поедешь с нами на нашем веселом поезде?

А теперь мы отправляемся с нашим новым другом дальше в путь.

 - Ребята, посмотрите, перед нами  лесная полянка полная грибов!

8. Упражнение на развитие динамического слуха, подражательности.

 - Давайте соберем грибы для нашего друга. Чтоб он вернулся домой к маме не с пустыми руками. Под громкую музыку мы будем ходить по лесной полянке. Под тихую – собирать грибы и класть их  в корзинку.

(Хоровод «Грибочки» слова и музыка М.Д. Быстровой)

- Какие вы молодцы! А теперь Капризка хочет загадать вам загадки. Отгадав их, вы узнаете, какие грибы оказались у нас в корзинке.

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой, с бархатной подкладкой.

(Белый гриб)

Нам издалека красная шапка видна,

Лесного обманщика – хвастуна.

Ему нам в корзину попасть не придется,

Пусть мухам на гибель в лесу остается.

(Мухомор)

Я в красной шапочке расту,

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …..

(Подосиновик)

Их в лесу много синеньких,

Много желтеньких, много розовых?

(Сыроежки)

Капризка спрашивает ребят какие грибы съедобные, а какие ядовитые, хвалит ребят за правильные ответы.

Капризка:  - Ребята, мне с вами так весело и уже совсем не страшно в этом лесу. А теперь я тоже хочу научить вас своей любимой игре!

9. Подвижная игра «В круг сойдемся» или «Если весело живется – делай так!»

Проводит второй муз. руководитель (Капризка)

Логопед: - Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие по осеннему лесу, и нам пора отправляться домой.

- Слышите?? Кажется, это поют птицы в осеннем лесу. Давайте сделаем последнюю остановку, ляжем на полянку, закроем глазки и увидим сладкий сон под прекрасное пение птиц.  (Звучит фонограмма пения птиц)

Птицы стали щебетать, глазки будем открывать.

В погожий осенний денек мы ездили в лесок.

Мы пели и плясали, гостей встречали.

А теперь пора прощаться нам.

Гостям мы говорим: «До  свиданья вам!»

Дети под музыку уходят из зала.

 

ГБОУ ЦРР – ДЕТСКИЙ САД № 2426

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»

Подготовили и провели:

Логопед: Савостьянова С.А.

Муз. руководители: Дубоносова Т.В.

Каземирская Е.Н.

Москва 2012

Список литературы

1.     М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 160 с.

2.     М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет. – М.: ТЦ Сфера,2007 – 192 с.

3.     А. Я. Мухина. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2010 – 123 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в старшей группе "Путешествие Сони и Шуры"

Групповое логопедическое занятие на тему: "Путешествие Сони и Шуры" ставит своими целями; автоматизацию и дифференциацию звуков [С] и [Ш] на уровне слога и слова, развитие артикуляционной моторики, ак...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...

Открытое логопедическое занятие в старшей группе "Путешествие в страну сказок"

Итоговое занятие с детьми старшей группы по дифференциации звуков [С] и [Ш] в слоге и слове. На занятии используются элементы сказочной терапии. Все задания ребята выполняют, помогая героям сказок пре...

Логоритмическое занятие в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель: Развитие коммуникативной функции речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы с использованием элементов сказкотерапии и логоритмики.Коррекционно-образовательные задачи: Знакомство детей с у...

Конспект открытого итогового занятия в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные ранее на занятиях и в процессе повседневной деятельности.  Задачи:...

Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие к Гномам за секретами здоровья»

Цель: создать условия для развития двигательной деятельности детей.Задачи:- закреплять умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; учить бегать легко, ритмично, энергично отталк...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в осенний лес»

Программные задачи: уточнять и расширять знания детей об осени и её признаках,  изменениях в природе, о деревьях и растениях леса, уточнить и закрепить правила безопасного поведения в лесу;заинте...