Открытое логоритмическое занятие в старшей группе: "Путешествие в осенний лес".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Тема: « Путешествие в осенний лес».
Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Развитие речевого дыхания, речевого слуха, тонкой, общей и артикуляционной моторики, пантомимики, внимания, мелодико – интонационной стороны речи, чувства ритма, музыкального слуха, слухо – двигательной координации.
- Увеличение объема памяти.
- Воспитание выразительности движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, умения перевоплощаться, умения согласовывать музыку с движением.
- Расширение представлений о сезонных изменениях природе, закрепление знания о съедобных и несъедобных грибах.
- Создание у детей положительной установки на занятия.
Ход занятия:
Вход под музыку (Марш: муз. Н. Леви ), дети остаются стоять.
- Организационный момент.
!
Логопед: - Здравствуйте, ребята!
- По дороге золоченной осень к нам уже пришла,
И к своим друзьям хорошим ненадолго забрела
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Посмотрите, какой перед нами красивый лес! Скажите, каким цветом на деревьях листья? (Ответы детей)
А в какое время года бывают такие листочки? (Осенью) А если сейчас осень, то лес какой? (Осенний)
А теперь давайте мы с вами присядем возле нашего осеннего леса и вспомним, какое красивое время года осень. Мы с вами послушаем песню и посмотрим на осенние пейзажи.
(Песня: «Осень пришла» слова и музыка С.Юдиной)
В путешествие в осенний лес мы с вами поедем на поезде. Но сначала мы должны, как настоящие путешественники, встретиться на перроне и поздороваться друг с другом.
- Но здороваться мы будем необычно. Давайте встанем в круг. Возьмемся за руки и передадим друг другу своё «здравствуйте». Здороваться мы будем правой рукой.
- Раз, два, три! Круг собери!
2. Эмоционально – волевой тренинг: «Здравствуйте!»
(Развитие тактильных ощущений)
Муз. руководитель:
Попевка: - Здравствуй, здравствуй!
Не зевай и ладошку мне давай!
Ну вот, мы все поздоровались, а теперь вы можете подойти к этому не обычному дереву и выбрать себе листочек, какой вам больше нравится. А после этого сесть на стульчики.
- Дыхательно – артикуляционный тренинг «Ветер»
(Регулировка силы звука голоса жестом и музыкой).
Посмотрите сколько у вас разноцветных листочков. Давайте покажем, как ветерок дует на листья.
Логопед:
Дует легкий ветерок – ф- ф- ф…
И качает так листок – ф – ф – ф …
Дует сильный ветерок – ф – ф – ф …
И качает так листок – ф – ф – ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Муз. руководитель:
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а – а – а…
Рябиновый – и – и – и …
Березовый – о – о – о …
Дубовый – у – у – у …
И все листики зашуршали – ш – ш – ш ….
(Распевка «Лесенка»)
Логопед: - Ребята, скажите, а на каком дереве растут дубовые листочки? (На дубе). Давайте послушаем стихотворение про дуб. (Ребенок читает стих)
- Игроритмика « Поезд. Едет, едет рыжий пес».
(«Паровоз» слова В. Татаринова, Музыка Г. Эрнесака.
На повторение слов: «Две трубы и сто колес, машинистом рыжий пес» увеличивается амплитуда (высота шага). Шаг становится активнее, сильнее и громче, отражая образ приближающегося поезда. Соответственно в музыке прибавляется динамика звучания forte.
Удаление поезда (на слова: «Мы к соседям в гости едем, едем к тиграм и медведям, ожидайте в гости нас, мы приедем ровно в час») передается в музыке с помощью piano (сила шага уменьшается, утихает).
- Ну, вот, наконец, мы отправляемся в путь! Нам пора по вагонам! (Проводит муз. работник совместно с логопедом)
- Артикуляционная гимнастика.
Логопед: – А вот и наша первая остановка. На этой станции живет наш знакомый Волшебный Язычок. Давайте зайдем к нему в гости и поиграем вместе с ним. Волшебный язычок приглашает вас выйти из вагончиков, сесть на стульчики и поиграть вместе с ним.
- Однажды утром Язычок проснулся и потянулся
(вытянуть язык, широко открыв рот)
Посмотрел он на часы, часики тикали: «Тик-так, тик-так»
(упр. «Часики»)
Язычок открыл окошко
(А………….)
За окошком светило круглое солнышко
(О………….)
Дул сильный ветер
(У………….)
Язычок стал дразнить ветер
(У – И – У – И)
Рассердился ветер и подул очень сильно
(У……………)
Створки окна захлопали и застучали
(АМ – АМ – АМ)
Закрыл Язычок окошко и отправился чистить зубки
(упр. «Чистим зубки»)
Прополоскал рот
(надувать правую и левую щеки попеременно)
Облизал зубную пасту с верхней губы
(упр. «Вкусное варенье»)
Пошел Язычок на кухню, чтобы приготовить на завтрак блинчики.
Замесил тесто
(упр. «Непослушный язычок»)
Взбил его миксером
(упр. «Болтушка»)
Пожарил блинчик
(упр. «Лопатка»)
Позавтракал Язычок и отправился по своим делам, и мы с вами отправимся дальше в наше путешествие.
- По вагонам!
Логопед: - Ой, ребята, вы слышите? Кто- то в лесу плачет и капризничает! (Появляется Капризка).
- Кто это? Да это же Капризка! Он заблудился в лесу и поэтому плачет, давайте ему поможем? Но сначала попробуем его развеселить.
- Здравствуй, Капризка, не плачь, мы с ребятами поможем тебе! Знаешь, наши ребята тоже иногда бывают грустными и капризными, но совсем чуть – чуть. Ребята знают очень веселую игру. Хочешь поиграть вместе с нами?
6. Игровой массаж «Здесь живет…»
Проводит логопед:
Здесь живет Хмурилка – нахмуриться, указательным пальцем свети брови
Здесь живет Дразнилка – «Буратино»
Здесь живет Смешилка – высунуть язык, глаза широко открыты
Здесь живет Страшилка – руки вперед, пальцы растопырены, рот открыт
Это носик Бибка – указательный палец на нос
А где твоя улыбка?! – указательными пальцами растянуть улыбку
- Посмотрите, наш Каприкзка уже не плачет.
- А скажи нам, дорогой, Капризка, как произлошло, что ты заблудился в лесу? И разве ты не знаешь, что если заблудился, то надо не плакать, а звать на помощь. Ты знаешь, как это надо делать?
- Ребята, правильно ли делал Капризка? Давайте ему подскажем, как надо звать в лесу на помощь.
7. Речедвигательное упражнение, направленное на вызывание и дифференциацию звуков речи (По методике А.Я. Мухиной)
- А –У
Проводит логопед:
(А) – и.п. – Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе.
Движения – При произнесении (А_____) руки разводятся в стороны. Поясница прогибается, подбородок приподнят.
Динамика – незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости.
(У) – и.п. - Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы.
Движения – При произнесении (У_____) кисти выводятся вперед, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой, подбородок поднимается.
Динамика – Сильная.
- Ну, что, Капризка, теперь ты понял, как надо звать в лесу на помощь? Давайте возьмем его с собой в наше путешествие и поможем ему выбраться из леса. Капризка, ты поедешь с нами на нашем веселом поезде?
А теперь мы отправляемся с нашим новым другом дальше в путь.
- Ребята, посмотрите, перед нами лесная полянка полная грибов!
8. Упражнение на развитие динамического слуха, подражательности.
- Давайте соберем грибы для нашего друга. Чтоб он вернулся домой к маме не с пустыми руками. Под громкую музыку мы будем ходить по лесной полянке. Под тихую – собирать грибы и класть их в корзинку.
(Хоровод «Грибочки» слова и музыка М.Д. Быстровой)
- Какие вы молодцы! А теперь Капризка хочет загадать вам загадки. Отгадав их, вы узнаете, какие грибы оказались у нас в корзинке.
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой, с бархатной подкладкой.
(Белый гриб)
Нам издалека красная шапка видна,
Лесного обманщика – хвастуна.
Ему нам в корзину попасть не придется,
Пусть мухам на гибель в лесу остается.
(Мухомор)
Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …..
(Подосиновик)
Их в лесу много синеньких,
Много желтеньких, много розовых?
(Сыроежки)
Капризка спрашивает ребят какие грибы съедобные, а какие ядовитые, хвалит ребят за правильные ответы.
Капризка: - Ребята, мне с вами так весело и уже совсем не страшно в этом лесу. А теперь я тоже хочу научить вас своей любимой игре!
9. Подвижная игра «В круг сойдемся» или «Если весело живется – делай так!»
Проводит второй муз. руководитель (Капризка)
Логопед: - Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие по осеннему лесу, и нам пора отправляться домой.
- Слышите?? Кажется, это поют птицы в осеннем лесу. Давайте сделаем последнюю остановку, ляжем на полянку, закроем глазки и увидим сладкий сон под прекрасное пение птиц. (Звучит фонограмма пения птиц)
Птицы стали щебетать, глазки будем открывать.
В погожий осенний денек мы ездили в лесок.
Мы пели и плясали, гостей встречали.
А теперь пора прощаться нам.
Гостям мы говорим: «До свиданья вам!»
Дети под музыку уходят из зала.
ГБОУ ЦРР – ДЕТСКИЙ САД № 2426
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»
Подготовили и провели:
Логопед: Савостьянова С.А.
Муз. руководители: Дубоносова Т.В.
Каземирская Е.Н.
Москва 2012
Список литературы
1. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 160 с.
2. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет. – М.: ТЦ Сфера,2007 – 192 с.
3. А. Я. Мухина. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2010 – 123 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое логопедическое занятие в старшей группе "Путешествие Сони и Шуры"
Групповое логопедическое занятие на тему: "Путешествие Сони и Шуры" ставит своими целями; автоматизацию и дифференциацию звуков [С] и [Ш] на уровне слога и слова, развитие артикуляционной моторики, ак...
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...
Открытое логопедическое занятие в старшей группе "Путешествие в страну сказок"
Итоговое занятие с детьми старшей группы по дифференциации звуков [С] и [Ш] в слоге и слове. На занятии используются элементы сказочной терапии. Все задания ребята выполняют, помогая героям сказок пре...
Логоритмическое занятие в старшей группе «Путешествие по сказкам»
Цель: Развитие коммуникативной функции речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы с использованием элементов сказкотерапии и логоритмики.Коррекционно-образовательные задачи: Знакомство детей с у...
Конспект открытого итогового занятия в старшей группе «Путешествие по сказкам»
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные ранее на занятиях и в процессе повседневной деятельности. Задачи:...
Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие к Гномам за секретами здоровья»
Цель: создать условия для развития двигательной деятельности детей.Задачи:- закреплять умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; учить бегать легко, ритмично, энергично отталк...
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в осенний лес»
Программные задачи: уточнять и расширять знания детей об осени и её признаках, изменениях в природе, о деревьях и растениях леса, уточнить и закрепить правила безопасного поведения в лесу;заинте...