Консультация для воспитателей по теме" Значение и необходимость мелкой моторики"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Васильева Елена Николаевна

Консультация для воспитателейпо теме" Значение и необходимость мелкой моторики"

Родительское собрание по теме "Артикуляционная гимнастика дома"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Источники способностей

и дарований детей –

на кончиках пальцев»

В.А.Сухомлинский

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс.  К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.  На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.

Задача детского сада состоит в том, чтобы подготовить детей к письму, т.е. по возможности развивать те механизмы, которые необходимы для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости,  без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. Но начинать подготовку к письму с подготовительной к школе группы поздно, так как у некоторых детей к этому возрасту уже сформировался неправильный навык с пишущими предметами. Он проявляется в следующем:

  •  неправильное положение пальцев: ребенок держит карандаш  «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак; при этом часто карандаш лежит не на среднем пальце, а на безымянном;
  • слишком сильный или слишком слабый нажим при рисовании и письме, напряженное нажимание пишущего предмета (карандаша, фломастера);
  • неправильная поза: ребенок горбится, наваливается грудью на стол, опускает левый локоть на колено.

Переучивать гораздо труднее, чем учить. Поэтому подготовительную работу следует начинать с ранних лет.

Основная задача – это подготовка мелких мышц руки.

Развитие движений руки повышение чувствительности, гибкости, происходит в процессе длительной и систематической тренировки.

На начальном этапе упражнения на первый взгляд далеки от письменных, но они приближают ребенка к успехам.

Чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их ловкими, послушными и подвижными, я  использую  специальные игры, развивающие мелкую моторику: «Шахматы», «Карандашики»,  «Шарики – орешки»,  «Волшебные кристаллы», «Сделай фигуру», «Покатай в ладошках», «Фруктовое дерево»,  «Собери бусы»,  «Золушка» «Прищепи прищепку»,  «Узелки – косички»,  «Собери узор»,  «Рыбалка»    «Колпачки – фломастеры» и др. В этих играх развивается не только мелкая мускулатура рук, но и сенсорное (чувственное) восприятие (цвет, форма, величина) , что очень важно и необходимо для развития ребенка. Незаменимой частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой мускулатуры  рук, которая оказывает благотворное влияние и на речевое развитие малыша. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, что позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату.

Если даже речь ребенка развивается хорошо, все же нужно позаботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук, учитывая их благотворное влияние на развитие других психических процессов (память, внимание, мышление). «Пальчиковыми  играми» мы занимаемся ежедневно. Они эмоциональны, увлекательны и очень нравятся детям. Вначале малыши испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются движения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка в выполнении этих сложных для него упражнений. Иначе, из  увлекательных и интересных они превращаются в мучительные и бесполезные.

Вот одни из любимых: «Пальчик – мальчик», «Кто приехал», Пальчики в лесу», «Семья» и др.  Приложите усилия, чтобы развить руки малыша. Но не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка. Для этого можно использовать разнообразный материал.

  • Различные коробочки, для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т. д.
  • Бусы и пуговицы разной величины, для нанизывания на шнурок, нить;
  •  Свободные катушки, для наматывания на них ниток, веревочек, тонкой проволоки;
  • Дощечки с небольшими отверстиями для «вышивания» шнуром;
  • Различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
  • Веревочки разной длины и толщины, для завязывания и развязывания узлов; прищепки;
  • Пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания из них различных фигур;
  • Крупы, зерна для перебирания (фасоль отделить от гороха и т.д.)
  • Разнообразные мелкие игрушки для манипуляций с ними.

Не забывайте! Что действия с мелкими предметами нужно контролировать, во избежание проглатывания и т.д.

Также огромную роль в подготовке руки ребенка к письму играют: рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, оригами, различные виды ручного труда, самообслуживание, ежедневная гимнастика.

В данной консультации,  я познакомила, с играми и упражнениями, развивающими  мелкую  моторику детей, которые можно организовать в группе и посоветовать родителям.

Работая над развитием руки ребенка, помните:

  • Работайте спокойно, без упреков и порицаний.
  • Не торопите ребенка, пусть работает медленно.
  • Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка.
  • При неудаче повторяйте, давая аналогичные задания.
  • Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
  • Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять вам , будет уверен в себе.

Желаю вам успеха!



Предварительный просмотр:

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Значение правильной речи огромно для  любого человека, особенно для ребёнка. Неправильная речь затрудняет общение и отражается на общем развитии, а в  будущем может быть причиной неуспеваемости, в школе. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих  людей, поэтому  ребёнок должен слышать только правильную речь родители помните, что вы являетесь первыми учителями родного языка для своего ребёнка.

  • Не подражайте неправильной речи. Говорите с ним простыми словами, короткими фразами.

  • Прививайте правильные речевые навыки не допускайте быстрой, невнятной речи.

  • Не перегружайте ребёнка речевым материалом.

  • Добивайтесь от ребёнка внятной речи достаточной громкости.

  • Держите тесную связь с детским садом, прислушивайтесь к рекомендациям логопеда и воспитателей.

 

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизноше- нием. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

 Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком,

признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения. Заниматься с ребенком нужно ежедневно по 5-7 минут. Я предлагаю  Вам артикуляционные упражнения в тетрадях  которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

           Рекомендации к проведению упражнений. 

       

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы

  • упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

           Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!          

Желаю удачи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №141 «Лукоморье»

Консультация для родителей

«Артикуляционная гимнастика для родителей и детей»

      Провела: уч. логопед

Васильева Е.Н.

 

                                              2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей из опыта работы" Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

Предлагаются простейшие и в то же время интересные приемы работы с обычными подручными предметами с целью развития мелкой моторики ....

Консультация для воспитателей "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей"

Консультация для воспитателей "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей"...

Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...

Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...

Консультация для воспитателей "Еще раз о развитии мелкой моторики"

Консультация-презентация для педагогов ДОУ,  наглядно демонстрирующая  способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей»

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важную роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в ...

Консультация для воспитателей «Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Консультация для воспитателей«Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»Цель: Раскрыть понятие –мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возрас...