"Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса".
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Маркина Ольга Владимировна

Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения  речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_doshkolnikov_s_narusheniyami_rechi.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с нарушением речи в условиях

 современного образовательного процесса

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой  указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связи с тем, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, а логопункты в детских садах оптимизируются, а мест в логопедических  группах становится все меньше, в детских садах общего типа появляется все больше детей с нарушениями речи. У дошкольников данной категории взаимодействие с социальной средой затруднено. А согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Очень часто дети стесняются своего дефекта и начинают испытывать комплексы.

Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения  речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?

В связи с этим, а, также следуя основным положениям ФГОС, одним из направлений помощи детям с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования является работа с родителями. Первой ступенью в данном направлении является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей специалистами ДОУ - учителем-логопедом и педагогом-психологом (далее – специалисты). Деятельность специалистов направлена не только на устранение речевого дефекта и развитие познавательных процессов, но и на социализацию ребенка в коллектив, посредством создания интегрированной модели взаимодействия всех участников коррекционно-воспитательного процесса.

На пути поиска эффективных форм работы с семьей, нами было проведено исследование, в котором принимали участие педагоги групп, родители и их дети с нарушениями речи. В результате этого исследования выяснилось, что педагоги в своей деятельности чаще используют традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, педагогические беседы, консультации и т.п.), но готовы обогащать опыт интегративными формами, которые позволяют обеспечивать активное участие родителей в жизни детского сада. Родителям хотелось бы участвовать в совместных с детьми мероприятиях. Им интересны семейные досуги, тренинговые занятия, концерты, беседы. Они хотели бы видеть своих детей в различных видах деятельности. Дети также хотят, чтобы в мероприятиях, проводимых детским садом, чаще активными участниками являлись родители.

Можно отметить, что интересы всех участников образовательного процесса совпадают. Поэтому мы выбрали такую форму работы, которая сможет объединить педагогов, родителей и детей; повысить психолого-педагогическую культуру родителей и их заинтересованность в выполнении общего дела - социализации детей с ОВЗ. Данная форма работы представлена Программой «Родительская академия», созданная на базе МБДОУ д/с № 7 «Вишенка» города Протвино.

За основу создания Программы мы взяли положения Закона РФ Об образовании (пункт 6.2 статьи 9), и требования ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ. В частности, требование того, что образовательная работа должна реализовываться в совместной деятельности взрослых и детей. Существенным признаком является наличие партнерства, сотрудничества взрослого и ребенка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.

Для обеспечения реализация ФГОС организация комплексной методической работы с родителями и педагогами ДОУ строится в тесной взаимосвязи, и представлена содержанием коррекционного компонента программы. Его целью является психолого-педагогическая помощь семьям, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ.

Этапы  осуществления коррекционного компонента в рамках Программы направленного на социализацию детей с ОВЗ в коллектив.

  1. Подготовительный этап.

Цель: составление Программы, направленной на социализацию детей с ОВЗ:

Задачи:

  • диагностика социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников;
  • определение этапов коррекционной работы;
  • определение форм, методов и приемов работы, критериев эффективности;
  • проектирование совместной деятельности специалистов;
  • выявление детей группы риска с низкой степенью социализации;
  • выделение основных направлений работы:
  1. Специалисты - педагоги.
  2. Специалисты - родители.
  3. Специалисты – педагоги, родители и дети.

  1. Реализация программы по основным направлениям работы:

Цель: создание условий для социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников.

  1. Специалисты - педагоги.

Задачи:

  • расширение представлений педагогов о нетрадиционных формах работы с родителями, (опыта педагогов по организации и проведения совместного досуга и совместного творчества родителей и детей, в том числе с учетом особенностей детей с ОВЗ);
  • повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями;

Формы работы:

  • тематические встречи, беседы, консультации, диалоги, лекции («Практикум по артикуляционной гимнастике», «Основные аспекты социализации особых детей в обществе сверстников»);
  • педагогические гостиные («Дети с ФФНР» и др);
  • Школа молодого воспитателя («Логопедические сказки для язычка» );
  • открытые занятия («Автоматизация звука [Р]» );
  • анкетирование («Что вы знаете о речевых нарушениях?», «Социализация ребенка с ФФНР в условиях группы» );
  • выставки книг, пособий, настольных игр.
  1. Специалисты - родители.

Задачи:

  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей детей с речевыми нарушениями;
  • оптимизация родительско-детских отношений;
  • активизация желания родителей обмениваться педагогическими знаниями и делиться собственным опытом семейного воспитания с другими родителями,
  • обогащение воспитательного потенциала родителей;
  • привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.

Формы:

  • педагогические гостиные («Скоро в школу»; «Ум на кончиках пальцев»);
  • тренинговые занятия («Учимся, играя», «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», «Как общаться с ребенком?»);
  • тематические встречи, беседы, консультации, диалоги, лекции;
  • открытые занятия («Приключения мартышек», «Все мы дружные ребята-дошколята»);
  • анкетирование, тестирование («Что я знаю о нарушениях речи ?», «Знаю ли я свои права и обязанности по воспитанию ребенка»);
  • индивидуальные консультации для родителей по запросу;
  • консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
  • буклеты, папки-передвижки, памятки-рекомендации для родителей;
  • выставки книг, пособий, настольных игр, фотовыставки.
  1. Специалисты – педагоги, родители и дети.

Задачи:

  • активная социализация детей в обществе, посредством создания благоприятных условии в семье;
  • создание равных возможности для развития творческих способностей всех детей;
  • осуществление преемственности семейного и общественного воспитания. Поддержка и помощь всех участников.

Формы:

  • педагогические мастерские («Мои друзья», «Дружная семья»);
  • развлечения, праздники, конкурсы (Конкурсы чтецов, «Праздник улыбок»);
  • выставки книг, пособий, настольных игр, фотовыставки;
  • создание портфолио группы и индивидуальных портфолио каждого ребенка.

  1. Диагностика.

Цель: Выявление динамики социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников.

Формы:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Психологическая диагностика отношения ребенка с нарушениями речи со сверстниками.
  3. Интервьюирование педагогов о социализации ребенка.
  4. Психолого-педагогическое наблюдение.

В основе диагностируемых данных были взяты следующие параметры коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии предложенные Левченко И. Ю., Ткачева В. В:

  • стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
  • стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
  • стремление ребенка к контакту со сверстниками;
  • стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем );
  • характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта);
  • преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);
  • ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
  • наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз;
  • особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
  • особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
  • особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный );
  • характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
  • наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия ).

Конечные результаты говорят о положительной динамике уровня социализации детей с речевыми нарушениями   по всем критериям.

Таким образом, Программа– это комплексная система воспитания через психолого-педагогическое сопровождение семьи специалистами детского сада. Позволяет создать равные возможности для развития детей с речевыми нарушениями и детей с нормальным уровнем развития. В основе, лежит идея сотрудничества и тесной взаимосвязи семейного и общественного воспитания, работа проводится не только с родителями, как традиционно сложилось в условиях дошкольного учреждения, но и координируется работой с детьми и воспитателями, ведется одновременно.

Коллектив сверстников и отношения в нем, друзья – очень большая и существенная часть жизни ребенка, нередко она занимает основное место в его жизни. Мы не можем строить общение детей с нарушениями речи со сверстниками вместо самих детей, но мы можем им в этом помочь.

Результативность всей коррекционной работы, проводимой специалистами МБДОУ д/с № 7 «Вишенка», зависит не только от их тесной, интегрированной работы, но и, в большей степени, от взаимосвязи с родителями. Необходимы совместные усилия всех участников воспитательного процесса. Только при соблюдении этого условия можно помочь ребенку преодолеть или предотвратить возникающие проблемы,  позволить нам объединить МБДОУ и семью для социализации детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с нарушениями речи

Выготский Л.С., Алексеева М.М., Рубинштейн С.Л, Сохин Ф.А., Тихеева Е.И. в своих исследованиях показали, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связ...

Презентация "Социализация детей с нарушением речи в ДОУ"

Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения  речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?...

Опыт работы по теме: « Социализация детей с нарушением речи в условиях современного обра-зовательного процесса»

Представляю опыт работы по теме« Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса». Данная статья раскрывает основные направления работы учителя-логопеда с детьми...

Социализация детей с нарушениями речи

Социализация детей с нарушениями речи, является одной из актуальных проблем современного общества.Вхождение в социум детей с особыми образовательными потребностями, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) з...

Позитивная социализация детей с нарушением зрения в процессе патриотического воспитания

По мнению Глебовой Б.Г. термин  «позитивная социализация» определяется как  приобщение детей к социокультурным нормам и традициям  семьи, общества и государства, как  о...

Социально-коммуникативное развитие дошкольника Проблемы и особенности социализации детей с нарушениями речи

Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, сп...

Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"

Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...