Консультация для родителей "Развитие пальцевой моторики у дошкольников"
консультация по логопедии ( группа) на тему

Дуденкова Наталья Владимировна

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_paltsevoy_motoriki_u_doshkolnikov.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Таким образом, чтобы механизм взаимодействия двигательной и речевой функции положительно повлиял на развитие речевых способностей ребёнка, необходимо использовать разнообразные приёмы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.

Занятия и упражнения.

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и весёлых,

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут-будут наши пальчики

Трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам

Лениться.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

Уточки.

На волнах качаясь,

Уточка плывёт.

То нырнёт, то вынырнет –

Лапками гребёт.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

Волна.

Светит полная луна –

За волной бежит волна,

Ветер веет на просторе,

И всю ночь волнует море…

Волн спокойных мерный шум

Усыпляет праздный ум…

Но так долго вредно спать –

Нам давно пора вставать.

 Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.

Весёлый оркестр.

Дали мы Антошке

Весёлую гармошку.

Взял наш Петя барабан,

Коле нравится баян.

На трубе дудит Егор –

Веселится весь наш двор.

Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

Бабочка.

Бабочка капустница

Над цветком летала.

Весело порхала

Пыльцу собирала.

 Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу.

Пальцы прямые. Лёгкими, но резкими движениями рук в запястьях имитировать полёт бабочки.

Крестики-нолики.

Крестики и нолики –

У ребят на столике.

А попробуйте друзья,

Девочки и мальчики

Крестики и нолики

Складывать из пальчиков.

Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол:

1. Крестики – зацепить безымянный палец за мизинец или средний за указательный. Удержать это положение пальцев как можно дольше.

2. Нолики – соединить подушечками большой палец с указательным, затем со средним, безымянным пальцами и с мизинцем.

Спички вместо карандаша.

Ромашка.

Ромашка, словно солнышко,

Из спичек получилась.

.

Ёлочка.

Ёлка, ёлка, ёлочка,

Красавица зелёная,

Ветки как мизинчики,

Ёжик.

Спит под ёлкой колобок,

Колобок – колючий бок.

Грибочек.

Гриб, седая борода и,

Плюшевая голова,

У тебя одна нога

Да и та без сапога.

Мозаика.

  На листе бумаги нарисовать орнамент из линий, соответствующих длине спичек. Задача ребёнка заключается в том, чтобы выложить на листе бумаги спичками орнамент по нарисованному образцу.

Вот какую строчку

Мы кладём из спичек

Ровненько и точно

Кончики поближе.

Творческие пальчиковые игры.

Подражание актёрскому таланту при помощи пальчиков предоставляет ребёнку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссёром-постановщиком и актёром в одном лице. Игра пальчиками в «актёров» , соавторство пробуждает творческую инициативу, способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

Актёрские пальчиковые игры не требуют особенной подготовки или сложного оборудования и для миниатюрного театрализованного представления может послужить что угодно: от шариковой ручки до обыкновенной расчёски. Нужно всегда помнить, что эмоционально заряженная совместная деятельность детей и взрослых объединяет их сильнее, что ведёт к полному взаимопониманию с ребёнком.

Антошка

На тыльной стороне ладони ребёнка взрослый рисует весёлую рожицу с глазками, носиком, ротиком. На большой палец этой же руки надевают колпачок от маркера, напёрсток для шитья или пробку от пластиковой бутылки. Движения выполняются пальчиками другой руки, в соответствии с текстом стиха:

Ух, какой Антошка

Пальчик на ладошке.

Колпачок надел как шляпку,

И пошёл пешком по папке.

И бегом вслед за ним

Остальной коллектив:

Ну и впрямь, как мальчики,

Остальные пальчики.

Дружно-дружно все бегут,

Ни на шаг не отстают.

Вот какой Антошка,

Пальчик на ладошке.

Пальчик за пальчиком

Ребёнок слегка прижимает руки к поверхности стола ладонью вниз, раздвинув пальцы. Взрослый, показывая на определённый палец, произносит стихотворение, а ребёнок поднимает пальчик, не отрывая ладонь от поверхности стола, настолько высоко, насколько это у него получится.

На этот пальчик сел слон (большой палец)

Подними его.

На этот пальчик сел медведь (указательный палец)

Подними его.

На этот пальчик запрыгнул лев (мизинец)

Подними его.

На этот пальчик прыгнула белка (средний палец)

Подними её.

На этот пальчик заползла мышка (безымянный палец)

Подними её.

Игра с тенью

Для проведения этой игры потребуется экран и источник света.

С помощью рук и пальцев взрослый показывает, как правильно изобразить на экране тот или иной предмет. Начинать игру следует с простых фигур (колечек, крыльев, «головы павлина» и т.д.)

Игра с тканью

Отличных результатов в развитии пальчиков рук ребёнка можно добиться, если работать с тканью.

Ткань – это разные узоры, стилизованные изображения фигурок животных, птиц, растений выполненные из тонкой металлической проволоки.

Муха не летящая,

Муха не жужжащая,

Сделана из проволоки

Ты не настоящая.

Хорошо тренирует руки обматывание проволокой, жгутом, тонкой бельевой верёвкой каких либо предметов: ручек, карандашей, бутылок. Такое же влияние оказывает, и простое сматывание нитей или проволоки в клубок.

Я верёвочку смотаю

Всю в один большой клубок,

Чтоб котёнок мой, играя,

В ней запутаться не смог.

Необычная вышивка

Кусок оконной сетки с крупными ячейками закрепить в пяльцы, предложить ребёнку продевать разноцветные шнуры сквозь ячейки сетки.

Быстро движется шнурочек

От стежка и до стежка.

Я на день рожденья маме

Вышиваю петушка!

Ты не двигайся, проказник, -

Петушку я говорю,

Завтра я тебя на праздник

Нашей маме подарю.

Тренировка пальчиков для письма.

Автогонки

На листе бумаги нарисовать на стартовой прямой несколько «машин» - точек (не больше трёх).

Задача ребёнка заключается в том, что он должен привести их к финишу.

Машинка должна ехать прямо,

Но пальчик попался упрямый.

Липнет к ладошке,

Скользит по дорожке.

Но я водитель смелый,

И штурман я умелый.

Пальчик я веду-веду

И до финиша дойду.

Охота на волка

Для игры потребуется лист бумаги, на котором в разных концах нарисованы ружьё и волк (их можно обозначить разными значками).

Задача ребёнка заключается в том, что он должен соединить дуло ружья прямой линией с фигурой волка, не отрывая при этом карандаш от бумаги.

Парашютисты

Лист бумаги разделить на две части и в верхней нарисовать несколько разноцветных маленьких кружочков. Они будут символизировать парашютистов. Во второй части листа нарисовать небольшой круг – место приземления.  

Задача ребёнка заключается в том, чтобы точными движениями сверху вниз «посадить» своих парашютистов, т.е. провести прямые линии

Путаница

На большом листе бумаги нарисовать пять разноцветных линий, которые пересекаются в нескольких местах.

Задача ребёнка заключается в том, что он ставит пальчики по очереди на одну из линий и распутывает их.

Кошки-мышки.

На большом листе бумаги серым фломастером нарисовать три кружочка-мышки в разных местах. Затем чёрным кружочком (более крупным) обозначить кошек.

Задача ребёнка заключается в том, чтобы спасти мышек от кошек. Для этого он должен обвести всех мышек одной линией, не захватив ни одной кошки в очерченный круг.

Колобок

   На листе бумаги (желательно зелёном, символизирующем траву) нарисовать в разных местах небольшие кружочки – места нахождения главных героев одноимённой сказки: домик бабушки и дедушки, зайца, волка, медведя и лису. Ребёнок уходит от каждого из героев сказки, проговаривая слова колобка: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя медведь уйду!» и т.д.

Графика, как метод тренировки руки

Капельки

Капельки упали на листок тетради,

В точки превратились на листке бумаги,

В уголках у клеточек встали напоказ,

В этом им помог мой лучший карандаш.

Бусы

Мы по линеечке ниточку тянем.

А в уголках по точечке ставим.

И получились на каждой из строчек

Бусы для мамы из маленьких точек.

Столбики.

Столбики бывают разной высоты,

Из них можно строить балки и мосты,

Карандаш уверенно проведём до точки

Чтобы получились палочки-шесточки.

Забор

Ветер подул,

И забор повалился!

Он не упал,

А слегка наклонился.

Колечки

Белое колечко мы нашли у речки

Видно обронили милые овечки.

Шли мимо осинки, зацепились шерстинки,

Повисли на ветке,

Соберём их детки!

Зонтик

Зонтик я открою –

Слышится щелчок.

Половинку круга

Кладу я на плечо.

За крючок рукою,

 Крепко зацеплюсь,

         От дождя под зонтиком

 Спрячусь я сейчас.

Кирпичи

Нет у нас в избе печи –

Мы купили кирпичи!

Наберём их, сколько нужно,

За день печь натопим дружно!

Пирожки

Я хрустящий пирожок!

Ты не ешь меня, дружок!

Не в печи я поднимался,

А в тетради рисовался!

Тропинка

1. Обвести по контуру цветным карандашом тропинку, которая ведёт к домику.

2. Рассказать, что ещё нарисовано на картинке кроме домика.

Барашки

1. Обвести цветным карандашом по пунктирным линиям горы, по которым скачет козлёнок.

2. Рассказать, как правильно нужно вести себя на прогулке, чтобы не потеряться.

Грибочек

1. Обвести коричневым карандашом по контуру грибочек и раскрасить его.

2. Рассказать об известных съедобных и ядовитых грибах.

Осенний листочек

1. Обвести по контурным линиям листочек цветным карандашом.

2. Раскрасить листочек в соответствующий цвет.

3. Рассказать, в какое время года опадают листья, и какого цвета бывают листья осенью.

Цыплёнок

1. Обвести по контуру рисунок животного. Рассказать о нём.

2. Раскрасить рисунок.

Кораблик

1. Обвести кораблик по контурным линиям цветным карандашом.

2. Раскрасить кораблик.

Дельфин

1. Обвести дельфина по контуру синим карандашом, а раскрасить голубым.

2. Рассказать, где живут дельфины.

Улитка

1. Обвести по контуру домик-ракушку улитки. Раскрасить его.

2. Рассказать, как будет вести себя улитка, если почувствует опасность.

Зонтик

1. Обвести зонтик по контуру цветным карандашом и раскрасить его по своему желанию.

2. Обвести дождик по контуру голубым карандашом.

3. Рассказать, почему нельзя босиком ходить по лужам во время дождя.

Паутинка

1. Обвести паутинку по пунктирным линиям цветным карандашом.

2. Ответить на вопрос: «Зачем паучку нужна паутина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

В настоящее время  доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детя...

Важность выполнения физкультминуток, способствующих развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи на фронтальных занятиях.

Я хочу рассказать о важности выполнения физкультминуток на фронтальных занятиях, которые способствуют развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. В настоящее время рядом иссле...

Статья:«Игры на развитие пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи»

Для ряда детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Страдает как общая моторика, ребенок неловок, не уверен несколько в себе, неточно вып...

Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе

Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе«Засолка капусты»Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вв...

Консультация "Значение развития мелкой моторики у дошкольников"

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...