"Наши соседи - насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кателевская Евгения Петровна

Цель: Расширить и уточнить знания детей о разнообразии насекомых, выделять их характерные и отличительные признаки (наличии шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_sosedi_-_nasekomye.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 99 Выборгского района

Санкт – Петербурга

Организованная образовательная деятельность для детей              

                подготовительного возраста группы компенсирующей

направленности (ОНР) по лексической теме «Насекомые».

«Наши соседи - насекомые»

 

Воспитатель:

 Кателевская Е.П.

Санкт – Петербург

2016г.

 

Цель: Расширить и уточнить знания детей о разнообразии насекомых, выделять их характерные и отличительные признаки (наличии шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).

Задачи:

1. Образовательные: Расширить, уточнить и активизировать словарь детей. Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10, умение находить цифру, соответствующую определенному количеству предметов. Уточнить понимание и правильное использование в речи предлогов (к, по, на, под, над).

2. Коррекционные: развивать и корригировать психические процессы: восприятие, внимание, мышление, память; укреплять мелкую и общую моторику; развивать координацию речи с движением, связную речь; формировать эмоциональную сферу.

3. Воспитательные: Воспитывать наблюдательность, стимулировать положительные эмоции детей, формировать нравственные ценности.

Предварительная работа: знакомство с насекомыми: название насекомых, частей тела, пользе;

Дидактические игры: «Парочки»,  «Назови, каких насекомых ты знаешь?»,  «Найди отличия»,  «Какого насекомого не стало», «Назови ласково», «Назови одним словом», «Четвертый лишний».

Разучивание стихов, загадок.

          Оборудование: предметные картинки насекомых; разрезные картинки на 6-8 частей;  цифры; контурное изображение насекомых с недорисованными частями тела; счетные палочки; мяч.  

                                                   

                                                   

                                                              НОД:

I. Организационный  момент.

Воспитатель: – Назовите, какое сейчас время года? (Весна)

          Сколько  месяцев длится весна? (три месяца)

          Какой месяц обозначает начало весны? (Март)

          Какой месяц обозначает середину весны? (Апрель)

          Какой последний весенний месяц? (Май)

          Назовите месяцы весны по порядку. (Март, апрель, май)

          Молодцы!

 Воспитатель: - Весна нам прислала разрезные картинки. Давайте их сложим и узнаем, что же на них изображено.

1)  ИГРА «СЛОЖИ КАРТИНКУ»

 У каждого ребенка разрезная картинка на 5-6 частей.

(Дети самостоятельно складывают и называют насекомых: бабочка, жук, пчела, божья коровка, кузнечик)

-Как их всех назовем одним словом? (Насекомые)

Каких еще мы знаем насекомых?  (Муравей, комар, муха, стрекоза, шмель,  оса)

Воспитатель: - Весна приглашает нас на лесную поляну, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают.

Давайте, рассмотрим лесную полянку и расскажем, где  находятся насекомые.

2) ИГРА «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

Где находится большой жук? (Под деревом)

Где сидит кузнечик? (На пенечке)

Куда подлетает божья коровка? (К дереву)

Где порхает бабочка? (Над цветами)

Какое насекомое справа от бабочки? (Пчела)

А какое слева? (Муха).

Где ползет муравей? (По муравейнику)

 Воспитатель: - Весна еще приготовила для вас игру, а называется она «Бывает – не бывает». Расскажите, как должно быть на самом деле.

3) Игра с мячом «Бывает – не бывает»

     Бабочка стрекочет? (Нет. Она никакого звука не издает)

     Кузнечик жужжит? (Нет. Он стрекочет)

     Стрекоза прыгает, как пружинка? (Нет. Прыгает кузнечик.)

     Муравей живет в улье? (Нет. В улье живут пчелы.)

     Пчелы строят муравейник? (Нет. Муравейник строят муравьи.)

     Божья коровка собирает нектар  с цветов? (Нет. Нектар с  цветов собирают          пчелы.)

     Комар ловит птиц? (Нет. Птицы ловят комаров.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спину,

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом,

Но зато, какой хороший

Муравьи возводят дом.

Воспитатель:  - Давайте на минуту представим себя муравьями и построим домик-муравейник.

                                                      4) ИГРА «ПОСТРОЙ МУРАВЕЙНИК»

(Дети собирают в кучку веточки, солому, хвоинки)

Какой замечательный домик-муравейник у нас получился!

Муравьи – великие мастера, мудрые строители.

                                                     (СЛАЙД)

 Воспитатель: - Посмотрите, рядом с березой муравьи тоже построили большой муравейник. Они живут в нем дружно,  каждый выполняет свою работу, никто не ленится. Среди муравьев один очень-очень любознательный и зовут его Кузя.  (Показываю игрушку-муравья).

Он не только работать успевал, но все замечал и запоминал.

5) ИГРА «ЗАПОМНИ И НАЗОВИ»

Постарайтесь запомнить и выложить насекомых в правильной последовательности: Муха, муравей, пчела, жук, кузнечик.

(Дети самостоятельно раскладывают картинки на столе  и называют насекомых)

                                                   

 Воспитатель:   - Однажды вечером, Кузя забрался на березу и уселся на березовый листок, чтобы поглядеть по сторонам. Но налетел ветер, лист сорвался с березы и полетел, унося Кузю все дальше и дальше от муравейника. И приземлился Кузя далеко от своего дома на лугу.

 -Поможем ему вернуться в свой муравейник? (Да)

Очень много тропинок на лугу. Определите, какая тропинка самая короткая.  Ведь  с наступлением темноты все входы в муравейник будут закрыты.

6) ИГРА «ЛАБИРИНТ»

 Воспитатель: - Я знаю точно, что это тропинка, которая проходит по порядку мимо всех чисел от 1 до 10. Каждый из вас находит нужную тропинку, обводит ее фломастером красного цвета.

        (Дети самостоятельно выполняют)

                     

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Прилетела к нам вчера     (Машут ладонями)

                          Полосатая пчела.              (На каждое название насекомого

          А за нею шмель-шмелек            загибают пальчики)

                                      И веселый мотылек,

                                      Два жука и стрекоза,

                                 Как фонарики глаза. (Кружочки из пальцев и подносят к глазам)

                                     Пожужжали, полетали        (Машут ладонями)

         От усталости упали.              (Роняют ладони на стол)

Н. Нищева

 Воспитатель: - Но солнышко все ниже, ночь все ближе. Изо всех сил бежал Кузя, устал, выбился из сил. Присел на кочку, отдышаться, а неподалеку божьи коровки о чем-то громко спорят, ссорятся.

Они нашли картинки, но не могут понять, что забыл дорисовать художник.

7)ИГРА «ЧТО ЗАБЫЛ ДОРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК»

(У каждого ребенка контурное изображение насекомого, у которого не нарисовано крыло (ножка, усики, глаза, голова).

(Дети самостоятельно дорисовывают изображение насекомого)

Воспитатель: - Так как мы помогли божьим коровкам, одна из них подхватила на спину Кузю и они вместе полетели к муравейнику.

Но она быстро выбилась из сил – ведь она совсем маленькая и лететь с грузом на спине ей было тяжело.  Божья коровка опустилась на цветок. И вдруг Кузя увидел, что на этом цветке бабочка устроилась на ночлег. Кузя стал тормошить бабочку, но та не хотела расправлять свои крылышки.

Давайте, выложим  волшебную бабочку из счетных палочек.

8) ИГРА «ВЫЛОЖИ БАБОЧКУ ПО СХЕМЕ»

У каждого ребенка схема с изображением бабочки и счетные палочки. Дети самостоятельно выполняют.

Воспитатель: - Бабочка принесла нашего Кузю на березу. Смотрит он сверху – почти все дверки в муравейнике уже закрылись. Не успеть, ему спуститься!

И тут ему на помощь пришла гусеница, которая устроилась на ночлег под березовым листочком. Вы знаете, что гусеницы превращаются в куколок, а потом из  куколок в насекомое. Чтобы стать куколкой, гусеница опутывает себя тонкой нитью. Ухватился Кузя за гусеницу, а гусеница зацепила один конец нити за ветку и стала спускаться, а с ней и Кузя. Вот Кузя и у муравейника. Но его друзья-муравьи уже почти все двери закрыли. Только один вход остался. Помогите найти этот вход.

               

9) ИГРА «НАЙДИ НУЖНУЮ ДВЕРЬ»    (Слайд)

У детей лист с нарисованным плоским  изображением входа в муравейнике  с геометрическими изображениями дверок.

  (Дети самостоятельно выполняют)    

Вот муравей и дома. Молодцы, помогли ему!

II. Итог.    Для чего  нужны насекомые? (Они опыляют растения, 

разносят семена растений по лесу, служат кормом для птиц и животных).      

Какие насекомые считаются самыми вредными? (Комар и муха. Они разносят на своих лапках опасные болезни).

А какое насекомое приносит сладкую пользу человеку? (Пчела)                        

Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши соседи - насекомые"

Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...

Проект "Наши соседи - насекомые"

Проект "Наши соседи - насекомые". Предназначен для детей второй младшей группы....

Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""

Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...

Наши соседи насекомые.

Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие реб...

проект "наши соседи - насекомые".

проект "Наши соседи - насекомые" с примерным планом реализации (3 недели)...