Главные вкладки

    Поддержка речевой инициативы у детей дошкольного возраста
    статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podderzhka_rechevoy_initsiativy.docx19.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Поддержка речевой инициативы  

    у детей дошкольного возраста.

    Учитель – логопед

    МБДОУ № 37 «Теремок»

    Т.А.Мельникова,

    г.Железногорск

         Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.

         Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

         Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.

       Инициативу в речевом высказывании воспитанникам можно прививать в течение всего режима дня во всех видах деятельности. Каковы наши задачи?

    1. Во время выполнения оздоровительных процедур, мероприятий:

    • предоставить детям возможность самостоятельно озвучивать гимнастическое упражнение или спортивную игру;
    •  предложить ребенку взять на себя роль ведущего;
    •  предложить придумать и обсудить правила с ребятами.

    2. В процессе трудовой деятельности:

    • стимулировать речь путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
    • поощрять инициативу ребенка в стремлении заметить, озвучить и устранить нарушения порядка в группе, в кабинете или на участке;
    • предлагать детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера (изменить дизайн группы, расположение центров, пособий, оборудования), в процессе которого обязательно произойдёт речевой всплеск, ведь это так интересно.

    Одним из эффективных и результативных форм коллективного совместного труда старших дошкольников является дизайн группы. В процессе обсуждений с детьми педагог рассматриваются разные варианты, проекты, планы, схемы, предложенные детьми. В процессе этой деятельности дети приобретают навыки: реализовывать свои идеи, замыслы, улаживать конфликтные ситуации, спорные моменты, находить компромисс, что способствует развитию самостоятельности и инициативности.

    3. В процессе совместной деятельности детей с педагогом:

    • максимально предоставлять свободу выбора различных средств или предметов в различных видах деятельности.

    Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность. Готовясь к театрализованной постановке, совместно с детьми изготавливаются декорации, атрибуты, оформляются костюмы для спектакля, накладывается детский грим. Дети самостоятельно изготавливают отдельные элементы одежды героев, подбирают аксессуары, украшения самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления. И ребенок приобретает первый опыт инициативности, навык генератора идей, участника главной роли в театрализованных представлениях, на праздниках.

    4. В процессе развития коммуникативных качеств:

    • в речевой деятельности показателем инициативной речи детей выступают обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, жалобы, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. Речевой поток здесь безграничен.

    5. В процессе проектной деятельности:

    • поощрять инициативу к созданию собственного проекта. Наиболее эффективной формой работы по развитию речевой инициативы является реализация проектной деятельности разных видов, а именно самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

    С целью поддержки инициативы детей в речевом развитии в детском саду создаются следующие условия:

    - разнообразный дидактический материал для речевого развития, картины (предметные, сюжетные, серии картин, раскраски, детские рисунки;

    -альбомы с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей, фотографии членов их семьи;

    -книжные уголки  с подбором художественной литературы для детей, а также познавательной образовательной детской литературы.

    Материал для книжного уголка подбирается  в соответствии с темой по комплексно-тематическому плану. Например, тема «Семья» - художественную литературу выбираем конкретно к этой теме, а не выставляем всю имеющуюся литературу.

    Перечень материалов дополняют, выполненные детьми вместе  с родителями еженедельные домашние задания.

        В течение учебного года итоговыми обобщенными формами работы по поддержке речевой инициативы детей старшего дошкольного возраста стали образовательные события: «Колесо», «Кормушки для птиц», «День снега», «Космос», интеллектуальный конкурс знатоков «Умники и умницы», постановка спектакля  «Сказка про теремок и уголёк», многочисленные групповые проекты .

     

    Когда мы ,педагоги,  проявляем уважение к каждому ребенку, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, не боясь высказать СВОЁ собственное мнение в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения

    Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состо...

    Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста»

    Целью моей работы является развитие познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста средствами метода проектов....

    РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДДЕРЖКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находи...

    «Детское коллекционирование как инструмент формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста»

    Сообщение из опыта работы:«Детское коллекционирование как инструмент формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста»...

    Развитие инициативы у детей дошкольного возраста

    Статья о развитии детской инициативы...

    Развитие социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста путем преемственных связей с Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина

    Развитие социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста путем преемственных связей с  Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Педагогическая поддержка сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

    Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, с...