Главные вкладки

    Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения
    статья на тему

    Пархоменко Ирина Анатольевна

    Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состояние общественного развития и, вместе с тем, оказывает на него серьезное влияние. Сегодня, как никогда, стоит задача воспитания высокообразованного, хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения

    Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состояние общественного развития и, вместе с тем, оказывает на него серьезное влияние. Сегодня, как никогда, стоит задача воспитания высокообразованного, хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.

    Ребёнок с первых дней жизни, находится в постоянном общении с окружающим его миром и людьми. Без общения человек не может гармонично развиваться. Умение общаться, легко находить общий язык с окружающими, понимать других людей - это основа коммуникативной культуры человека.

    Через общение ребенок проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры.

    Для того, чтобы навыки коммуникации правильно сформировались, нужно общение ребенка, как со сверстниками так и с взрослыми, и общение должно быть гармоничным, полным и достаточным по времени.

    Что же такое коммуникативная культура? В энциклопедическом словаре педагога Безруковой

    Коммуникативная культура - совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств.

    Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.

    Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем.

    Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения.

    Психологи определяют коммуникативную культуру как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

    Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»); 2) умение организовать общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

    Основные стороны общения:

    коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

    интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, (например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника);

    перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    По мнению ученых, в основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности:

    Вежливость - выражение уважительного отношения к другим людям.

    Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

    Тактичность - это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении.

    Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей.

    Предупредительность - это стремление первым оказать любезность избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

    По мнению Г.М. Андреевой и А.А. Бодалева и других ученых, человек с высоким уровнем коммуникативной культуры обладает:

    ·эмпатией - умением видеть мир глазами других, понимать его также, как они;

    ·доброжелательностью - уважением, симпатией, умением понимать людей, не одобряя их поступки, готовностью поддерживать других;

    ·аутентичностью - способностью быть самим собой в контактах с другими людьми;

    ·конкретностью - умением говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовностью отвечать однозначно на вопросы;

    ·инициативностью - способностью «идти вперед», устанавливать контакты, готовностью браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;

    ·непосредственностью - умением говорить и действовать напрямую;

    ·открытостью - готовностью открывать другим свой внутренний мир и твердой убежденностью в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренностью;

    ·восприимчивостью - умением выражать свои чувства и готовностью принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

    ·любознательностью - исследовательским отношением к собственной жизни и поведению, готовностью принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.

    Не менее важными, составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи.

    В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.

    Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей.

    Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой.

    Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

    В коммуникативную культуру входят: эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления и культура речи.

    Формирование коммуникативной культуры - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

    Так как в соответствии с ФГОС ДО одной из самой важной, главной  деятельностью, через которую педагоги должны решать все образовательные и воспитательные задачи, является игра

    И ведущий вид деятельности (основной вид детской деятельности) на протяжении всего дошкольного возраста является игра, то и для эффективного формирования коммуникативной культуры дошкольника одним из основных методов должна являться игра (игровая деятельность).

    Для этого необходимо создать культурно-игровое пространство, в которое входят разнообразные уголки, зоны деятельности (уголки спорта, дидактических игр, уголок театра, уголки сюжетно-ролевых игр и др.).

    Создать развивающую предметно-игровую среду с помощью реальных предметов, игрушек, атрибутов, игрового оборудования, предметов-заместителей.

    А также для формирования коммуникативной культуры (ее компонентов) необходимо организовывать совместную деятельность ребенка с взрослым и детьми через проведение в повседневной деятельности, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр, игр с правилами.

    Выбор игры в качестве основного средства по реализации задач формирования коммуникативной культуры дошкольников основывается на том факте, что при работе с этими детьми игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, позволяющим всесторонне влиять на их развитие.

    Вашему вниманию, мы предлагаем игры на развитие компонентов коммуникативной культуры.

    Для развития самопринятия, принятия партнера по общению проводятся игры:

    «Кто я?»

    «Закончи предложение»

    «В центре круга»

    «Слова поздравления и пожелания»

    «Ассоциации»

    «Автопортрет»

    «Портрет друга»

    «Ласковое имя»

    «Колпачки»

    «Магнит»

    «Опиши друга»

    Цель: учить детей обращать внимание на внешность и индивидуальные особенности другого человека, принимать его таким, какой он есть.

    Найди глазами пару", дети разбиваются на пары. Они становятся спиной друг к другу и по очереди описывают рост, лицо, цвет волос, одежду партнёра. Взрослый обращает внимание на точность описания.

    Все эти игры формируют доброжелательные отношения к себе и другим, учат замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты.

    Игры на развитие эмпатии, и игры способствующие развитию умения определять своё и чужое эмоциональное состояние, выражать это состояние.

    «Доброе животное»

    «Маленькое привидение»

    «Зеркало»

    «Обезьянки»

    «Злой дракон»

    Различные этюды на выражение эмоций.

    «Зоопарк эмоций»

    Выбирается один человек – «посетитель зоопарка». Остальным участникам выдаются карточки с эмоциями. Задача посетителя зоопарка эмоций угадать изображаемую эмоции других участников.

    Игры на развитие умения слушать и слышать партнёра, формирующие благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения.

    «Без маски»

    «Пойми меня»

     «Рыба – птица – зверь» (по очереди называют в определённом порядке по одному животному: рыба, птица, зверь), данную игру можно модифицировать например, овощи – фрукты – ягоды, дом. животное-дик.животное – птица и т.д.

    «Рассказываем сказку»

    «Хор животных»

    «Магазин» (покупатель не говорит, что хочет купить, а описывает этот предмет)

    Одна из любимых игр детей «Пресс-конференция» (Интервью со знаменитостью)

    «Художник и компьютер»

    Дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один играет роль художника, другой – компьютера. В центре стола – ширма. Художник говорит компьютеру, что нужно нарисовать (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и др.). Компьютер рисует за ширмой, уточняя непонятные моменты у заказчика. Готовый напечатанный рисунок компьютер дарит художнику. Затем дети меняются ролями.

    Игры, способствующие развитию не вербальных и предметных способов взаимодействия и снятию телесных барьеров

    «Разговор через стекло» (передать, что в группе жарко, попросить друга принести попить и т.д.)

    «Руки знакомятся, руки стесняются, играют, радуются, ссорятся, мирятся»

    «Изобрази пословицу»

    «Кто пришел в гости»

    «Скульптор и глина»

    «Стиральная машинка» - «Волшебные водоросли»

    «Передай движение» (глухой телефон без слов)

    Рисунок на спине» (можно играть в парах, а можно и всем вместе)

    «Расскажи стихи руками»

    Подбираются стихи, которые можно «рассказывать руками» или «всем телом». Взрослый предлагает послушать стихотворение. Затем читает его ещё раз, а дети рассказывают его языком тела.

    Одним из основных видов игр на формирование коммникативной культуры являются игры формирующие чувство единства, сплоченности, направленные на развитие навыков группового взаимодействия (умение действовать в коллективе)

     «Слепец и поводырь»

    «Клеевой ручеек»

    «Упрямая сороконожка»

    «Хвост ослика Иа»

    «Волшебный обруч»

    «Весёлый счет»

    «Сиамские близнецы»

    «Марианетка»

    Пройди через обруч

    «Истории из чудо-мешочка»

    Цель: учить детей взаимодействовать развивать навыки совместной творческой деятельности.

    В руках у педагога мешочек. В нём находятся предметные картинки или предметы повседневного пользования, мелкие игрушки. Дети, предварительно разбившись на пары, достают для себя предмет или картинку. Пара игроков находит удобное место и придумывает небольшой рассказ, в котором были бы задействованы оба предмета, порой не связанные между собой. Через определённое время дети собираются в круг, и каждая пара рассказывает свою историю.

    Игры способствующие развитию умения решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом

    «Игры – ситуации» (моделирование конфликтных ситуаций)

    «Ссора»

    «Этюды с содержанием проблемных ситуаций»

    «Коврик мира»

    Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий при разрешении конфликтов в группе. Наличие такого коврика мира в группе побуждает детей отказаться от драк и споров, заменив их обсуждением проблем друг с другом.

    «Сладкая проблема»

    Цель: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблем в свою пользу.

    Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке лежит печенье, его пока, пожалуйста, не трогайте.

    В этой игре есть одна проблема: печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнёра брать печенье не можете»

    Воспитатель: «А теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз».

    Воспитатель наблюдает за детьми и в этом случае отмечает, что дети действуют по-разному.

    Вопросы для обсуждения

    – Дети, кто из вас отдал печенье своему товарищу? Скажите, что вы при этом чувствовали?

    – Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

    – Чего вы ожидаете, когда вежливо общаетесь с кем-нибудь?

    – Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

    – Как иначе можно прийти к единому мнению?

    – Какие доводы вы приводили, чтобы партнёр согласился отдать печенье?

    Игра является мощным средством воздействия на формирующуюся личность дошкольника. Она оказывает влияние на развитие всех структурных элементов базовой культуры личности дошкольника, формирование новых качеств личности (активность, уверенность, целенаправленность и т.д.), что впоследствии обеспечит гармоничное социальное взаимодействие.

    Таким образом, игровые технологии являются оптимальным педагогическим средством формирования коммуникативной культуры дошкольника, так как в их основу заложен ведущий вид деятельности дошкольников – игра, в ходе которой ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности и более эффективно усваивает социально-культурный опыт человечества. Кроме того, игра способна влиять на формирование и развитие всех структурных компонентов коммуникативной культуры дошкольника. Реализация задач формирования коммуникативной культуры дошкольника возможна при применении игровых технологий, направленных на формирование или развитие значимых для полноценного взаимодействия  коммуникативных умений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

    В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год

    Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также измене­ние, преобразование...

    Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

    Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...

    Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

    На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру  наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...

    Подготовила воспитатель ГБДОУ №35 Колпинского района СПб Бяхова Е.А. Статья. «Психолого-педагогические основы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

    Актуальность исследования определяет,  важнейшие задачи воспитания, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в общ...