Влияние физическй культуры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (развитие речи) по теме

Мишина Наталья Викторовна

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние физической культуры на развитие  коммуникативных  способностей  

 детей дошкольного возраста

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в  физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

 Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приводят к развитию памяти, внимания, координации движений,  мелкой моторики и связной речи   детей дошкольного возраста.

Упражнения и игры по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в  физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Их можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на  совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.

    Формы физкультурно - речевой работы.        

  1. Вид: Считалки        

Пример: Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон»

Цель использования, в каких случаях используется:        

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

        2.Вид:  Слова – заклички в подвижных играх

Пример:        

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза»

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…»

Цель использования, в каких случаях используется:                

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

  1. Вид:        Стихи на спортивную тематику

Пример:        

Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата),

Ни за что не уроню».        

Цель использования, в каких случаях используется:        

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

4.Вид:         Спортивные термины        

Пример:

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Цель использования, в каких случаях используется:                

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

5. Вид:        Обговаривание правил игры        

Пример:

Вопросы педагога:

- «Знаете ли вы такую игру?»;

- «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

- «Объясни всем правила игры».        

Цель использования, в каких случаях используется:        

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

6. Вид:        Игровые зарядки

Пример:        

Ходьба: «Жил на свете пес лохматый, очень важный был.   Ранним утром спозаранку прогуляться выходил»        

Цель использования, в каких случаях используется:        

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

7. Вид:        Речевые приемы        

Пример:

Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Наклоны: «Часики, тик-так» и др.

 Цель использования, в каких случаях используется:        

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников

8. Вид: Различные виды расчета при построении

Пример:        

«На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!»        

Цель использования, в каких случаях используется:

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников

9 Вид: Стихи и песни тематического содержания

Пример:        

Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи:  В.  Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др.

 Цель использования, в каких случаях используется:

        

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

10. Вид: Театрализованные  спектакли о спорте и ЗОЖ

Пример:        

Голицина Н.С., Шумова И.М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др.

Цель использования, в каких случаях используется:

        Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятиям физической культурой.

11.Вид: Ритмическая и пальчиковая гимнастика

Пример:        

Ритмическая гимнастика:

Упражнения – «Волк идет», «Боксируем», «Радуется Шапокляк»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»

Пальчиковая гимнастика:

«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем».

Цель использования, в каких случаях используется:        

Развитие ритма и мелкой моторики рук

12. Вид: Упражнения на развитие мелкой моторики

Пример:        

Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и заяц».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»

 Цель использования, в каких случаях используется:                

Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

13.Вид:  Дыхательная гимнастика

Пример:         

«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»

Цель использования, в каких случаях используется:                

Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Одно из важнейших задач программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников. Эти способности помогут детям спокойно войти в школьную жизнь. Коммуникативному развитию начинаем уд...

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста...

Влияние фитбол – гимнастики на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста

Краткое ознакомление со значением и методикой проведения фитбол - гимнастики в дошкольном учреждении....