Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Коваленко Наталья Владимировна

Коммуникация, театрализация, игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем- школы.

К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в  ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.

Следовательно, коммуникативные способности- это не способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает  его образцы.

Ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.

Однако задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться , налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От  того, как организованно общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучение постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.

Стало очевидным, что нельзя обучать речи, не учитывая воспитательные возможности общения. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и тд.

Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными  принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой- сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Участие в театральном кружке, индивидуальная работа.

Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.) ; не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм взаимодействия с детьми специалисты называют театрализацию (в частности, театрализованные игры). Театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей- умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Наконец, театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Но в детском саду мы проводим работу, результатом которой является развитие речи, коммуникативных способностей.  

В связи с этим, проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно- речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Главным в театрализованной деятельности стало не просто желание развлечь детей или заучить с ними искусственные жесты, фразы к предстоящему спектаклю, а развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, создание соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.

Педагогический коллектив нашего детского сада занимается развитием у детей творческих способностей (в том числе речевых, коммуникативных) средствами театрально- игровой деятельности. Мы считаем, что театрально- игровая деятельность, различная по видам, требует от организаторов отказа от жестких условий проведения, стереотипного комментария, формализованного подхода. Для успешного проведения театрализованных игр необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей. Этому способствует проведение утренников, развлечений, импровизация сказок. Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей), мы их проводим не только на специальных занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Если же игра  совсем не  знакома и проводится впервые, то она требует от детей высокого умственного и творческого напряжения, мы проводим ее  в утренние часы, отведенные от занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое.  

Главный методический прием в использовании игр- их многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта. Малыши по-разному, в разном темпе воспринимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают глубже понимать ее содержание и направленность, становятся инициативнее.

Как уже говорилось, театрализованная игра- один из подходов раннего распознавания способностей ребенка, и здесь педагогу надо быть исключительно внимательным и наблюдательным, фиксировать творческий и интеллектуальный рост своих подопечных.

Особенно следует обращать внимание на то, как говорят дети. Мы считаем, что театрализованная игра способна приучить детей к искусству речевой коммуникации. Поэтому, удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо при обсуждении положительно отмечать, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих.

Действительно, прежде чем предложить малышу включиться в театрализованную игру, нужно подготовить его, ввести в мир театра, сказки, игры. Мы считаем, что сначала необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении мы используем весь комплекс средств интонационной, лексической, синтаксической выразительности. Для развития у детей умения внимательно слушать и запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев, мы используем специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?», «Как бы ты поступил?». После беседы о прочитанном (или рассказанном) и пробных упражнений мы вновь возвращаемся к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

Затем учим детей имитационным движениям, учим подмечать характерные особенности разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая заяц трусишка и др.)

Вначале фрагменты из сказок используем как упражнения. Например предлагаем детям попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего обязательно спрашиваем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми.

Имитационные движения можно отрабатывать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.  

Мы считаем, что помимо специальных упражнений, проводимых с детьми по театрализованной деятельности, необходимо перед каждым занятием и в совместной деятельности проводить артикуляционную гимнастику, раскрепощать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание. Проводить пальчиковую гимнастику, развивать подвижность пальцев, умение двигаться в соответствии со словами.

Со второй младшей группы мы обучаем детей приемам кукловождения настольных кукол. Начинаем эту работу со знакомства детей с разными куклами-игрушками-резиновыми, деревянными, мягкими, дымковскими, конусными. С некоторыми из них мы уже знакомы, поэтому особую радость доставляет ребенку игра с куклой, возможность подержать ее в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться «оживить», определить, какой у нее характер, голос, походка.

Мы предлагаем детям придумать небольшие истории, происходящие с куклой; побуждаем ребенка самостоятельно сочинить диалог, найти выразительные интонации. Помогаем детям только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеянное.

Как бы примитивны не были истории, сочиненные малышами, мы обязательно радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Стараемся создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитываем у детей уважительное отношение друг к другу. Мы считаем, что ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых.

Особое внимание, на наш взгляд, стоит уделить развитию выразительных движений. Ведь выразительность движений и пластика человеческого тела являются главным средством воплощения образного содержания и «бессловесного» общения.

Мы считаем, что, в игровых сюжетных ситуациях разнохарактерные персонажи должны взаимодействовать друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающей людей.

Сначала мы учим детей передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна), затем дети начинают осваивать способы выражения в движениях внутренних свойств образа- эмоций, особенности характера (грустный- веселый, добрый- злой и др.).

В многообразных заданиях- один и тот же персонаж может переживать разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и, наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то же чувство (грустят и заяц, и петушок, и медведь).

Первичное освоение образного состояния позволяет уже во второй младшей группе знакомить детей  с сюжетными историями, фрагменты которых «рассказываются» посредством выразительных движений. А это в свою очередь дает возможность воплощать образы не абстрактно-изолированно, а конкретно-мотивированно-через проигрывание ситуаций, показывающих, почему персонаж загрустил, или развеселился, или подобрел и т.п., что значительно обогащает образ, помогает представить  его в развитии и тем самым активизирует творческое воображение, развивает речь и коммуникативные способности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться...

Описание педагогической работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности"

выступление на педсовете: показана особая роль в развитии связной речи у детей принадлежит театрализованным играм...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности

Обучение музыкальных руководителей использованию педагогической технологии по развитию музыкально-театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленно...

Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"

Презентация сопровождает проведение   мастер класса по теме:"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"...


 

Комментарии

Коваленко Наталья Владимировна

Практические упражнения

Гимнастика для пальцев
1. «Свои пять пальцев»:
а) Каждый здоровается с большим и говорит ему «Здравствуй» . Сначала медленно, потом быстрее ( 5- 6 раз).
б) Соединив подушечки пальцев обеих рук, делаем «крышу». Напрягаем пальцы изо всех сил, а потом, дунув, расслабляем их (3-5 раз).
в) Пальцы умные, ласковые. Гладим их большим пальцем той же руки – от мизинца до указательного пальца, затем делаем щелчок, как кастаньетами.
2. Делаем упражнение, проговаривая такой текст:
Пальчик о пальчик – стук, стук, стук!
Ладошка о ладошку – хлоп, хлоп, хлоп!
Ножка о пол - топ, топ, топ!

3. Кисти рук сжаты в кулачки. Сжимаем и разжимаем пальцы:
Мы писали, мы писали,
наши пальчики устали.
Вот немного отдохнем
и опять писать начнем.
4.Кисти рук сжаты в кулаки. Называя палец, отгибаем каждый одновременно на обеих руках:
Мой мизинчик, где ты был?
С безымянным – щи варил.
А со средним – кашу ел.
С указательным – запел.
А большой меня встречал
И конфеткой угощал.
5.Это стихотворение рассказываем, показывая руками, что делаем.
Нос, умойся!
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка,
Мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь смывайся, грязь смывайся!

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ.

1. Лягушки.
Чьи там крики у пруда:
- Квасу, квасу нам сюда!
Квасу, квасу, простокваши,
Надоела нам вода!
2. Подтягивание верхней губы.
Подтягивать вверх губу нужно несколько раз подряд таким образом, чтобы все передние зубы до десен были видны.

3. Опускание нижней губы.
Нижняя губа оттягивается в горизонтальном положении и вниз настолько, чтобы были видны передние нижние зубы. Нижняя челюсть в это время неподвижна, и рот полураскрыт.
4. Движение сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание затем их в стороны.
Песня воробья.
Чио-чио,
Фью-фью-фью!
Чик-чирик,
Чью-чью-чью!

Упражнения для языка.
1. Язык лежит плоско, с небольшим углублением, кончик языка легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен, как в момент зевка. Рот при этом широко раскрыт в вертикальном направлении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло.
2. Движение кончика языка к передним верхним зубам. Это движение повторяется несколько раз, причем нижняя челюсть во время этого упражнения должна быть совершенно неподвижной. Это упражнение помогает в дальнейшем более чистому произношению звука «р».
3. Движение языка влево и вправо по направлению к внутренней стороне щек. Для достижения наибольшей крепости и гибкости мышц языка следует так же, как и в предыдущем упражнении, сохранять неподвижной нижнюю челюсть.