Главные вкладки

    Опыт работы "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности"
    презентация по развитию речи по теме

    Представлен опыт работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

    Развитие коммуникативных

    навыков  детей дошкольного возраста

    в театрально-игровой деятельности

    Мамонтова Елена Геннадьевна,

    воспитатель,

    первая квалификационная категория

     МБДОУ д/с «Золушка» г.Холмска

    Холмск

    2017

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию

    работу по «Развитие коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности». Не буду рассказывать вам теорию о значении, влиянии театрализованной деятельности. Представлю материалы из опыта работы:

    Работа по организации театрально-игровой  деятельности проводится в группе «Теремок» МБДОУ детском  саду «Золушка» с 2014 года (со второй младшей группы).

    Развивающая предметно-пространственная среда в группе достаточно разнообразна, многое создано своими руками, кое-что приобретается, а некоторые вещи детскому саду дарят родители. В группе имеются маркеры игрового пространства: ширмы для настольного театра и напольная; уголок - ряжения с элементами костюмов; игровое оборудование: игрушки, изображающие сказочных персонажей, животных, набор пальчиковых, перчаточных кукол; шапочки-маски, театр на фланелеграфе, диски с записью голосов животных, звуков природы, музыки и многое другое. Создать же речеподражающую мотивацию для детей достаточно трудно – для этого требуется терпение, изобретательность и поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей.

            В практике своей работы с детьми использовала тренажер-игрушку «Веселая перчатка».        Тренажер прост в изготовлении, он представляет собой перчатку без пальчиков, на верхней стороне которой пришита липкая лента, с помощью «липучки»  прикрепляется любой обыгрываемый герой. С помощью различных тренажеров-игрушек проводились театрализованные игры, упражнения, драматизации сказок, потешек, которые способствовали развитию коммуникативных навыков у детей. Работа с детьми в данном направлении осуществляется в тесной взаимосвязи с образовательной деятельностью по развитию речи, ознакомлению с окружающим, сенсорным развитием.

    Дети с удовольствием исполняют театрализованные игры-упражнения «Зайка-попрыгайка», «Мишка-топтыжка» и т.д., все они направлены на вовлечение детей в совместную с другими деятельность, активизацию действий пальцев рук, развитие пространственного восприятия, активизации словаря и развитие речи.

    Представлю  примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театрализованной деятельности

    1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

    2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

    3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

    4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

    5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

    6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач.

    Мы используем различные виды театрализованной деятельности это и игры-драматизации  с использованием шапочек – масок, настольного, перчаточного кукольных театров, вязанного кукольного театра на фланелеграфе и т.д.

    Вообще театрализованная деятельность в группе строится из

    - Просмотра кукольных спектаклей и их обсуждения.

    - Разыгрывания различных сказок и инсценировок.

    -Упражнений по формированию выразительности исполнения (невербальной и вербальной).

    -Упражнений по социально-эмоциональному и коммуникативному развитию детей.

    Именно поэтому мы не только знакомим с текстом сказки и какого-либо литературного творения, но и с жестами, движением, мимикой, костюмами. Развитие театрализованной деятельности и накопление чувственно-эмоционального опыта у детей является длительной работой. Существуют возрастные особенности организации пространственной и предметной среды. Чем младше ребенок, тем менее у него развито воображение, а значит, ему требуется больше внешних атрибутов (костюмов, декораций, деталей и т.д.). И, чем старше дети, тем  больше воображаемых действий они могут воспроизвести и тем меньше они нуждаются во внешних опорах в виде игрушек, но им нужно больше пространства для действия.

    Например, такие игры как «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Скажи то же самое по своему», «Назови действие по разному», «Доскажи словечко» - не требуют дополнительной атрибутики, но оказывают большое влияние на активизацию речи детей за счет лексико-грамматических упражнений (словарная работа)

    Скороговорки - помогают детям преодолеть вялость и малоподвижность артикуляционного аппарата и выработать отчетливую и ясную речь.

    Интересен прием  «Скажи пословицу, используя 3 разные эмоции» (злость, радость, печаль), который помогает детям выразить различные виды эмоций.

    В работе по организации театрализованной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста использую различные виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей (разные Лисы из сказок «Лиса-лапотница», «Лиса и медведь»; Заяц – сказки «Заяц-хваста», «Заячья избушка» и др.); ролевые диалоги на основе текста («Волк и лиса», «Лиса и медведь» и др.); инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям («Теремок», «Кошкин дом», «Крылатый мохнатый да масляный» и др.); игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки  (по мотивам «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и 7 козлят», «Салат из сказок» и т.д.).

    Интересен прием игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Все дети знают сказку «Волк и 7 козлят». Дети разыгрывают  следующий сюжет: семеро козлят закрылись дома, мама-коза дает наказ сидеть тихо и никого в дом не впускать. Мама-коза уходит, а к «домику», по очереди подходят различные персонажи (волк, лиса), которые стараются говорить голосами, похожими на голос мамы-козы, задача козлят – узнать маму и сказать, чем другие голоса не были похожи на голос мамы. Задача волка и других обманщиков говорить голосами очень похожими на голос – мамы, и стараются уговорить козлят «открыть дверь». Беру на себя  роль волшебника/сказочника, спрашиваю у козлят, почему они не доверяют тому или иному голосу, или спрашиваю у «обманщиков» почему у них не получилось обмануть козлят. Игра получает совсем другой оборот и проходит очень весело.

    С большим удовольствием дети играют в различные пальчиковые игры. Особенно нравится если на пальчик надеть или нарисовать маркером на водной основе смешную мордочку или человечка. Мы стараемся использовать любой предмет для обыгрывания детьми.

    Диалог вызывает затруднения у детей. Чтобы сделать эти упражнения более доступными, мы используем такой прием как «кукольные разговоры», поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «я» на объект – куклу. Мы предлагаем детям упражнение (у детей перчаточные куклы):

     «Куклы встречаются друг с другом, здороваются; - спрашивают друг друга о здоровье- прощаются». Или  «Кукла празднует день рожденья; - к ней приходит подруга. Поздравляет - один из гостей опоздал, просит прощенья  и т.п.

    Эти упражнения способствуют совершенствованию речи как средство общения, учат детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

    В своей практике мы используем такие творческие задания на развитие воображения и речи как «Зайти в комнату, в образе какого-либо персонажа и поздоровайся с детьми; поздравь их с праздником; спроси какая на улице погода».

             Все вышеперечисленные методы и приемы направлены на решение задач по улучшению речи через игровые ситуации, дидактические игры, упражнения, тем самым способствуя возникновению речи как средству общения.

    Интересен еще один вариант упражнений направленный на развитие диалогической речи. Дети выбирают карточку с изображением сказочного персонажа и разбиваются на пары. Задание:

    • сочинить разговор двух персонажей;
    • придумать их разговор по телефону;

    Конечно,  с первого раза диалог может и не получиться, или мы можем получить шаблонные вопросы – ответы: « -Здравствуй? Как дела? -Хорошо. А твои?- Тоже». Но при неоднократном упражнении, с каждым разом он будет получаться всё более интереснее  и даже нетрадиционнее:

    «-Привет, Мальвина.

    -Здравствуй, Буратино.

    - Ты хочешь пойти со мной на рыбалку?

    - Я не люблю рыбалку, рыба скользкая и мокрая. Хочешь пойти с моим папой? Он любит рыбалку».

    Развитию навыков связной речи ребенка, таких как: связно, последовательно, выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы,  способствуют различные упражнения, например, «Продолжи сказку…»,  «Разложи картинки» (по сказкам «Рукавичка», «Под грибом», «Три медведя»).

    Различные упражнения, проводимые в начале или после окончания театрализованной игры, способствуют и активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи. Например, мы широко используем такие игры, как: «Кто лучше похвалит», «Назови одним словом»  при драматизации сказки «Два жадных медвежонка», «Крылатый, мохнатый да масленый» это способствует пополнению словаря ребенка прилагательными, обобщающими понятиями; игра «Кто что делает» при инсценировке песенок «Гречку мыли..», «Счастливого пути» обогащает речь ребенка глаголами (мыли, мяли, послали, блуждала, идет, ползет,  тащится, едет). При обыгрывании сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» можно упражнять детей в назывании многих качеств персонажей (блин круглый, масляный; воробышек ловкий, прыткий; мышка серая, острозубая) и их действий (окунется, перегрызет, обернется).

    Таким образом, педагогическая значимость театрализованной деятельности выражается в её активном воздействии на речевое развитие дошкольника. Через ролевые высказывания, драматизацию сюжетов литературных произведений дошкольники активно экспериментируют со словом, мимикой, движением. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся, что приводит к улучшению диалогической речи, ее грамматического строя. Именно в театрализованных играх наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя, поэтому такие игры являются одним из эффективных способов воздействия на ребенка. Кроме того, именно театрализованная деятельность позволяет дошкольникам преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе, которые могут негативно влиять не только на речевое развитие ребенка, но и развитие личности в целом, общение со сверстниками и взрослыми.

    В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры определяются на этапах раннего детства и этапе выхода в школу, т.к. наши ребята являются воспитанниками старшей группы, то говорить о конечных результатах еще рано и у нас есть время продолжить работу по нашей цели и всем поставленным задачам.

    С целью корректировки поставленных задач мы проводим мониторинг коммуникативных навыков в начале, середине (выборочно)  и в конце учебного года.

    Стартовый мониторинг  развития коммуникативных навыков воспитанников старшей группы, а также промежуточный, на декабрь 2016 года, вы можете видеть на слайде.

    Представленные результаты развития  коммуникативных навыков ребят, всего лишь по трем показателям, таким как:

    - понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия,

    - совместная игра со взрослым и сверстниками;

    -действия ребенка в конфликтной ситуации

    показывают  хоть и  не значительное, но улучшение показателей коммуникативного развития.

    Мониторинг развития коммуникативных навыков детей проводится в соответствии с диагностикой «Готовности ребенка к школе» по программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"

    В материале описан опыт работы по  развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.  Обобщены формы и методы  применя...

    Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. Организация совместной деятельности.

    Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного   возраста.                            ...

    Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

    В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

    Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

    В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

    Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

    Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

    опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

    В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

    Опыт работы по теме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

    Представлен опыт работы в организации и развитии детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, роль педагога, методические приемы. Подробно описаны психологические ситуации для  реш...