Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме

НИКОЛАЕВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

В материале описан опыт работы по  развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.  Обобщены формы и методы  применяющиеся в работе, определенные педагогические условия для развития художественного творчества детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

         «Детский сад №8 «Ягодка» общеобразовательного вида

         с приоритетным осуществлением

            художественно-эстетического развития воспитанников

       муниципального образования

         закрытое административно – территориальное образование

    Комаровский Оренбургской области

              Педагогический опыт:

«Развитие творчества детей старшего       дошкольного возраста в изобразительной     деятельности через сказку и сказочные   образы»

                                                     

                                                                                                                                                      Николаева Т.А

                                ЗАТО Комаровский  2011г.

  В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческих способностей - одна из главных задач воспитания.

Современные исследования раскрывают различные аспекты художественного образования детей: обогащение содержания изобразительной деятельности на основе народного декоративно-прикладного искусства и сказки (Р.А. Мирошкина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.), актуализировались проблемы использования сказки как культурно - педагогического феномена в развитии дошкольника (Т.И. Алиева, И.Я. Базик, Л.Д. Вавилова, Л.А. Венгер, Н.Ф. Вешкурцева, ВВ. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, И.Э.Куликовская, Г.В. Лунина, Л.Ф. Обухова и др.). В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания народных сказок, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений.

      Основной  целью моей работы  является: развитие творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.

 Тем самым возникла необходимость  решить следующие задачи: 

1. Знакомство детей с творчеством художников, иллюстраторов, учить замечать, какие художественные средства используют художники для характеристики сказочных образов в картинах и иллюстрациях к книгам.

2.  Самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;

3. Дать возможность детям выразить свое отношение к сказочному произведению делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок; использовать разнообразные технические приемы рисования красками;

  1. Воспитывать у детей чувство сотрудничества: участвовать в коллективной работе, планировать свою деятельность, давать оценку результатам.

Все дети любят сказки. Сказка приходит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, она становится для ребёнка постоянным спутником, сказочные герои живут рядом с детьми. «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», становятся неотъемлемой частью жизни наших детей.  И чем же привлекают малыша сказочные герои? Своей непосредственностью, искренностью, чистотой, так как детская душа открыта и вмещает в себя все эти чувства. Дошкольникам  свойственно верить всему, о чем они узнают из сказочных историй, дети в этом возрасте необычайно доверчивы, и «по – настоящему» слышат голоса животных, которые «говорят» в сказках. Взрослый должен максимально использовать все вербальные и невербальные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты, чтобы привлечь ребёнка, и вместе с ним перенестись в сказку, и окунуться в среду чудесных превращений.

Приступая к работе развития творчества через ознакомления детей со сказкой и сказочными образами,  актуальны формы и методы  применяющиеся в работе:

  1. Чтение сказки и ее пересказ;
  2. Обсуждение поведения сказочных героев причины их успеха и не удач;
  3. Рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомство с художниками,  рисующими сказочные картины;
  4. Обсуждение образов сказочных героев, художественных средств для выделения главных черт;
  5. Театрализованное исполнение сказок;
  6. Проведение конкурса знатоков сказок;
  7. Выставки рисунков детей по мотивам сказок;
  8. Проведение творческих выставок изготовленных совместно с родителями по мотивам сказок.

Использование произведений изобразительного искусства является одним из путей усвоения детьми способов творческих действий. Это объясняется тем, что в процессе активного восприятия художественного образа в картине, иллюстрации дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми передано содержание сказок.

В нашей изостудии организованна мини-галерея в которой меняются репродукции жанровых картин.

На занятиях по ознакомлению со сказочно-былинным жанром я знакомлю детей с творчеством художников, иллюстраторов книг. Творчество художника Виктора Михайловича Васнецова было  предоставлено картинами «Иван-Царевич на Сером волке», «Аленушка», «Богатыри», которые не оставили равнодушным ни одного ребенка. Дети с интересом слушают рассказ о художнике и процессе создания картин. При рассматривании картин, обращается внимание детей на главных героев,  их одежду, природу которая окружала героев картин, цветовые оттенки которые  использовал художник, композиционное построение.

При чтении сказок,  и рассматривании иллюстраций внимание детей направляется на передачу художниками тех или иных образов (характерные признаки, позы, движения персонажей), на цветовое решение темы. Особое внимание уделяется  композиции рисунка.

Что бы разнообразить детское творчество в работе используются дидактические игры «Узнай по силуэту», «Какие герои сказок заблудились?», «Перепутанные сказки», «Найди двух героев одной сказки» они помогли детям в игровой форме усвоить материал.

В ходе проделанной работы были создана подборка стихотворений и загадок к сказочно былинному жанру.

Под влиянием сказок, дети постепенно раскрывают свои творческие способности. Для того что бы дети могли выразить свое отношение через рисунок или лепку к той или иной сказочной теме у них уже имелся определенный опыт рисования.

Первая сказка, которую иллюстрируют дети - «Колобок». В этом возрасте дети уже имеют навык рисования животных и большой трудности нарисовать героев сказок они не испытывали. Мною предлагается нарисовать разные сцены встречи колобка с животными в последующем собрать рисунки в книжку-альбом и подарить детям младшего возраста. Дети с легкостью справляются с изображением животных, но возникают сложности с перспективой изображения. Дети большей частью располагают героев на прямой линии и не уделяют большого внимания окружающей среде сказочных героев. Для закрепления материала в свободное время мы играем в дидактическую игру «Перспектива» в процессе которой вспоминаем, что предметы которые находятся поближе к нам они выглядят крупнее, а расположенные подальше - поменьше.

Рассматривая иллюстрации к сказке «Колобок» художника Е.Рачева внимание детей обращается на сказочных зверей, которые одеты как люди в разные одежды, цветовое заполнение иллюстрации. Мои вопросы строятся на основе увиденного материала: «Почему художник взял именно этот цвет краски, а не другой? Как выглядела иллюстрация, если небо было бы нарисовано темно-синей краской? Почему деревья, кусты, которые нарисовал художник разные по величине? Что находится вокруг сказочных героев?» Дети приходят к выводу, что пространство листа заполнено полностью, нарисованы не только главные герои, цвет берется не случайно, а служит средством выразительности. Затем на фланелеграфе дети самостоятельно разыгрывают сказку.

 На следующем занятии рисунки вновь раздаются детям для внесения дополнений к своей работе по желанию ребенка. Дети с удовольствием дорисовывают свои рисунки, отмечают, что их работы стали ярче, выразительнее, интереснее.  В итоге  рисунки собираются в альбом и передаются в младшую группу. Малыши разглядывают рисунки, а дети гордятся своей работой. Тем самым мы заканчиваем работу над сказкой «Колобок».

В работе над следующей сказкой «Гуси лебеди» задачи поставленные перед детьми усложняются. Перед рисованием мы прочитали сказку, вспомнили главных героев, место действия. Этой сказке мы посвятили два занятия. На первом занятии дети затонировали лист бумаги в соответствии с выбранным местом и временем действия - ясный солнечный день дети тонировали светлыми яркими красками, вечернее время или для передачи лесной глуши дети выбрали краски более темные, палитра на которой дети смешивали цвета, была востребована всеми детьми. На следующем занятии рисовали сюжет, Марина Б. нарисовала очень интересную сцену: яблоня прячет детей под своими веточками. Яблоня была очень развесистая и среди кроны девочка нарисовала лицо яблони прокомментировав, что раз яблоня могла говорить, то и смотреть она то же может. Никита В. рисовал избушку Бабы Яги очень светлыми красками, и Лера Г. сделала ему замечание, что в таком темном лесу, у злой Бабы Яги не может быть такой светлой избушки. Петя прислушался к совету и добавил более темные краски, так же добавил избушке характерные детали: покосившееся окно, кривую дверь. После занятия все рисунки рассмотрели, и дети с удовольствием рассказывали  о своем сюжете и понравившихся рисунках своих друзей.

Сделав для себя практические выводы, я поняла, что приемы обучения характерные для художественной деятельности (наблюдение, слово воспитателя, показ способов изображения, моделирование и др.), важны на занятиях, и творческого, и обучающего характера.  Необходимо оказывать помощь детям, затрудняющихся в выборе героев и сюжета сказки.

Согласно новым требованиям по ФГТ отдельным блоком была построена работа детского сада по ознакомлению со сказками А.С Пушкина. Дети смотрели мультфильмы «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке», читали книги и рассматривали иллюстрации художника В. Конашевича. Были прослушаны музыкальные произведения «Полет шмеля» Римского-Корсакова, подготовлен спектакль «Сказки А.С. Пушкина» в котором принимали участие дети старших групп и сотрудники детского сада. Дети принимали активное участие в изготовлении атрибутов. Спектакль вызвал сильные эмоции, переживания, что побудило творческое воображение детей,  дало возможность наиболее полно передать запомнившиеся сюжеты.  

Опираясь на современные концепции эстетического развития детей, ставится акцент: подводить каждого ребенка к сказочному образу, его творческому воплощению. Основное внимание при этом обращается на условия, в которых ребенок приобретает опыт восприятия, активно и творчески перерабатывает материал в ходе специально инициированных ситуаций фантазийного характера - создает сказочные образы в игре - драматизации или спектакле.

Следующим блоком по ФГТ было выбрано направление: формирование чувства патриотизма у ребенка, воспитание любви к месту где родился и живешь, уважение к традициям и обычаям народа, его истории, и приобщение к культуре родного края. Расширить знания о национально-региональном компоненте помогли «Сказы П. Бажова». Знакомство со сказами «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», «Огневушка - поскакушка» расширило кругозор детей о жизни и работе уральских мастеров-камнерезов. Проводится выставка уральских камней и изделий из камней самоцветов, просмотрен фильм «Каменный цветок». Рисование понравившихся героев сказов, изделий из камня, лепка бус, браслетов их  декорирование дали детям расширенные знания о культуре родного края. Для закрепления полученных знаний проводится комплексное занятие «В гостях у Хозяйки медной горы» рисунки выполняются в нетрадиционной технике граттаж.

В преддверии празднования праздника 9 мая происходит знакомство детей с защитниками Руси, которые оберегали мир и покой в давние времена. Дети, знающие не понаслышке о Защитниках отечества, с интересом узнают и рисуют былинных богатырей. Рассматривание картин богатырей их доспехов и оружия верных помощников коней, вызывают у детей неподдельный интерес и внимание. Дети стараются нарисовать доспехи, оружие всадников, их силу и отвагу. По выбору детей представляется материалы: карандаши, восковые мелки, краски. При обсуждении рисунков дети называют своих нарисованных богатырей по именам: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Стимулом для развития художественного творчества в процессе рисования, лепки детьми сказок и сказочных героев требуются определенные педагогические условия:

  1. организация предметно-пространственной среды, целенаправленный подбор произведений искусства;
  2. использование разнообразных методов и приемов при изображении детьми сказочных образов в рисунке; обсуждение и анализ рисунков; организация выставки работ детей; рассказ о художниках, рассматривание иллюстраций в книгах;
  3. сочетание фронтальных занятий и индивидуальной работы;
  4. планирование работы по изобразительной деятельности с учетом взаимосвязи между предметным и сюжетным рисованием.

Проведя углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день педагогической литературы, касающейся проблемы творческого развития детских рисунков в процессе обучения рисованию, можно сделать следующий вывод, что развитие детских рисунков по сказочным сюжетам будет более эффективным, если:

  1. учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
  2. предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность сказочного образа, замечая неповторимость, оригинальность сказочного мира.
  3. использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.)
  4. работу по творческому развитию детских рисунков на основе сказок необходимо проводить систематично и планомерно.

Подводя итог моей работе по теме  «Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы» видно, что творческие способности детей значительно улучшились, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Дети научились передавать художественный образ, используя все средства выразительности, такие как цвет, форму, композицию, что является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Список используемой литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя М.: Просвящение 1974. -175с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте М.: Просвещение 1991. – 89с.
  3. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников М.: Академия, 1999. – 205с.
  4. Комарова Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского сада 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение 1991 – 176с.
  5. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования Издательство 2-е перераб. и допол. - М.: Просвещение, 1976. – 85с.
  6. Комарова Т. С. Сказочные образы в детских рисунках //Дошкольное воспитание – 1991. – №2. – с.54-56.
  7. Кудрявцева Е.Д. Детские рисунки как творческое воплощение образов кукольного театра// Детский сад от А до Я -2010. - №6. – с.140-144.
  8. Сакулина Н. П., Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду - М., 1982. – 134с.
  9. Сухинина О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством //Дошкольное воспитание – 2004. – №2. – с.36-38.
  10. Танникова Е.Б. Выдумываем сказку//Ребенок  детском саду/ – 2007.- №6. – с.69-71.
  11. Трофимова М.В., Тарабанина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997. – 180с.
  12. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста М., 1956. – 208с.
  13. Халезова Н. Б. О путях повышения выразительности рисунков дошкольников /Н. Б. Халезова О. О. Дронова//Дошкольное воспитание – 1987. - №9. – с15-16.
  14. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника Парамонова 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...

педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из природного материала»

Данная работа предусматривает обобщение опыта по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса дошкольников...

ПРОЕКТ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ И СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ»

ПРОЕКТ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ И СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ»...

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, через приобщение люби к природе родного края».

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического  развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности,  чер...

Развитие творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы

На сегодняшний день системе дошкольного образования уделяется особенно повышенное внимание.  Ее главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению пси...