Развитие творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы
статья по рисованию (младшая группа)

На сегодняшний день системе дошкольного образования уделяется особенно повышенное внимание.  Ее главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья каждого ребенка.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Развитие художественных способностей происходит в деятельности, которая невозможна без наличия достаточного социального опыта, который ребенок черпает из окружающего его мира посредством общения, наблюдения, а также посредством народных сказок.

 Сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Из сказки дети получают первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его представлять как выглядит тот или иной персонаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»

На сегодняшний день системе дошкольного образования уделяется особенно повышенное внимание.  Ее главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья каждого ребенка. 

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Развитие художественных способностей происходит в деятельности, которая невозможна без наличия достаточного социального опыта, который ребенок черпает из окружающего его мира посредством общения, наблюдения, а также посредством народных сказок.

 Сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Из сказки дети получают первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его представлять как выглядит тот или иной персонаж.

В результате знакомства со сказкой у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное и художественное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая часть нравственного и художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Одним из эффективных методов творческого развития дошкольников является совмещение понятий «сказки» и «творчества», другими словами, это метод «сказочного творчества». После прослушивания и обсуждения сказки, детям предлагается сделать сказку своими руками. Дети лепят, рисуют, выполняют разные поделки из природного материала. Своими изделиями ребята стараются передать то, что им запомнилось, что взволновало и вызвало интерес, поэтому продуктивное творчество оказывает довольно большое влияние на умственное развитие детей.

При изготовлении различных сказочных персонажей ребята приобретают умения правильно изображать животных и людей, выделяя их характерные признаки. С изготовленными изделиями дети обыгрывает отдельные эпизоды сказок, различные ситуации и взаимоотношения героев. В игре с изготовленными фигурками дети придумывают свои собственные сюжеты, придумывают свои концовки к сказкам. На основе формирования художественного воображения у детей развивается словесное творчество. Обыгрывание сказок безусловно расширяет словарный запас детей, помогает правильно строить диалог, развивает связную логическую речь. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры, которые всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Приступая к работе по развитию творчества через ознакомления детей со сказкой и сказочными образами, актуальны формы и методы применяющиеся в работе:

• Чтение сказки и ее пересказ;

• Обсуждение поведения сказочных героев причины их успеха и не удач;

• Рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомство с художниками, рисующими сказочные картины;

• Обсуждение образов сказочных героев, художественных средств для выделения главных черт;

• Театрализованное исполнение сказок;

• Проведение конкурса знатоков сказок;

• Выставки рисунков детей по мотивам сказок;

•Проведение творческих выставок изготовленных совместно с родителями по мотивам сказок.

Использование произведений изобразительного искусства является одним из путей усвоения детьми способов творческих действий. Это объясняется тем, что в процессе активного восприятия художественного образа в картине, иллюстрации дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми передано содержание сказок.

При чтении сказок, и рассматривании иллюстраций внимание детей направляется на передачу художниками тех или иных образов (характерные признаки, позы, движения персонажей, на цветовое решение темы. Особое внимание уделяется композиции рисунка.

Что бы разнообразить детское творчество в работе можно использовать дидактические игры «Узнай по силуэту», «Какие герои сказок заблудились?», «Перепутанные сказки», «Найди двух героев одной сказки». Они помогают детям в игровой форме усвоить материал.

Под влиянием сказок, дети постепенно раскрывают свои творческие способности.  У детей расширяется словарный запас, они могут выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях. Также развивается творческое мышление, любознательность, наблюдательность и воображение с помощью продуктивных видов деятельности. Сформировываются навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, действуют на сцене в коллективе; держатся уверенно перед аудиторией).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"

В материале описан опыт работы по  развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.  Обобщены формы и методы  применя...

ПРОЕКТ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ И СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ»

ПРОЕКТ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ И СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ»...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается актуальность проблемы развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Авторами выделяются этапы развития творчества в музыкальной деятельности детей, м...