Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

 опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться с взрослыми и сверстниками. Таким образом, для меня стала актуальна проблема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности».

Дома ребёнок охотно разговаривает с мамой, папой, бабушкой. Все радуются его речи, умиляются его неправильности. Малыша понимают, и он чувствует себя уверенно и непринуждённо. В детском саду ребёнок попадает в незнакомую обстановку, где речь не всегда понятна для окружающих. Он растерян. Ему неуютно. И малыш замолкает. Очень важно преодолеть этот барьер неуверенности уже в первый день, чтобы такое молчание не затянулось. Поэтому развитие связной речи – одна из главных задач детского сада. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связано и последовательно излагать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

 опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться с взрослыми и сверстниками. Таким образом, для меня стала актуальна проблема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности».

Дома ребёнок охотно разговаривает с мамой, папой, бабушкой. Все радуются его речи, умиляются его неправильности. Малыша понимают, и он чувствует себя уверенно и непринуждённо. В детском саду ребёнок попадает в незнакомую обстановку, где речь не всегда понятна для окружающих. Он растерян. Ему неуютно. И малыш замолкает. Очень важно преодолеть этот барьер неуверенности уже в первый день, чтобы такое молчание не затянулось. Поэтому развитие связной речи – одна из главных задач детского сада. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связано и последовательно излагать свои мысли.

Особая роль в развитии связной речи у детей дошкольного возраста принадлежит театрализованным играм.

Театрализованная деятельность детей может, быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности, а так же запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно что бы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей, причём каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в театрализованной деятельности участвуют не только дети, но и взрослые. Это очень важно, взрослые и дети выступают как равноправные партнёры.

Первоначально моя работа была рассчитана на детей младшего и среднего дошкольного и возраста, где использовала следующие методические приёмы:

• Вводная беседа – подготовка детей к восприятию произведения. Вводную беседу и все занятия помогал проводить сказочный помощник – пальчиковая игрушка, изображающая Старичка – Лесовичка.

• Выразительное рассказывание сказки.

• Подготовка сцены для разыгрывания сказки. Привлекая детей к обустройству сцены, мы преследовали три цели: подготовка поля деятельности; эмоциональная настройка детей на работу со сказкой (вхождение в атмосферу сказки)развитие мелкой моторики. В своей работе старалась уделять должное внимание развитиюмелкой ручной моторики.

• Беседа по содержанию сказки. Выясняю, правильно ли дети поняли содержание и смысл сказок. Для проявления творческой активности вопросы детей направляют на центральные моменты повествования.

• Повторное рассказывание сказки для закрепления её целостного восприятия. Перед повторным рассказыванием детям даётся установка на внимательное прослушивание сказки для последующей инсценировки.

• Инсценировка сказки детьми. На начальном этапе педагог активно участвует в постановке сказки – озвучивает слова автора, помогает детям исполнять и озвучивать их роли, практически полностью «ведёт» сказку. На следующих этапах его участия в постановке заметно сокращается.

• Организация окончания занятия. Дети освобождают «сцену», складывают декорации, фигурки героев в волшебный сундучок. Это необходимо для плавного выхода из сказки. Дети прощаются со сказкой, занятие подходит к концу. Сказочный помощник отмечает положительные моменты, даёт задание на дом и поощряет старание приглашением в новую сказку на следующем занятии.

Работа по формированию связной речи в процессе инсценировки сказок осуществляется при соблюдении следующих условий:

• Больше значение придаётся настрою детей на «сказочное» занятие. Первым шагом к этому служит настрой самого педагога, речь которого должна быть эмоциональной, выразительной;

• Сказки можно повторять через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;

• Желание детей рассмотреть и ближе познакомиться с различными сказочными декорациями и героями должно удовлетворяться до начала инсценировки, в противном случае ребёнок будет отвлекаться от основного действия;

• Педагог ни в коем случае не должен превращаться в строгого режиссёра. Важно помнить, что это игровая постановка. Самое главное, чтобы ребёнок вжился в роль, начинал раскрепощаться и говорить;

• Необходимо помнить, что все выполняемое детьми: слова, движения, импровизации (их надо поощрять особо) – являются успешными и удачными;

• Тексты сказок адаптируются для инсценировки, подаются в форме театрального сценария; при этом учитываются речевые и познавательные возможности воспитанников.

С возрастом детей моей группы естественно возникла необходимость изменения форм и методов работы с детьми по развитию связной речи средствами театрально-игровой деятельности. А именно, в старшем дошкольном возрасте ведущей деятельность является игра, творческие игры, которые проходят под руководством воспитателя. Театрально-игровая деятельность осуществляется в работе с дошкольниками через организацию и проведение таких видов творческих игр, как театрализованные и игры-драматизации, источником для которых служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события. Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, заявленная проблема далека от своего практического разрешения. Эти и другие причины обусловили разработку дополнительной образовательной программы «Улыбка», направленной на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

В результате длительной, целенаправленной работы по формированию связной речи у детей с двух лет и до выпуска из детского сада предполагаю достичь следующие результаты, интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:

I. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

1. адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;

2. владеет диалогической речью и конструктивными способностями взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается и т. д.);

3. способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками;

II. Любознательный, активный:

1. интересуется новым, неизвестным в окружающем мире и своем внутреннем мире;

2. способен действовать самостоятельно;

3. в случаях затруднения обращается к взрослым.

III. Эмоционально отзывчивый:

1. откликается на эмоции близких людей. Сопереживает персонажам сказки, рассказа, истории;

2. реагирует на красоту мира.

IV. Способность управлять своим поведением:

1. планировать свои действия;

2. соблюдать общепринятые нормы и правила.

V. Овладевший универсальными предпосылками образовательной деятельности:

1. умение действовать по образцу;

2. овладевший умениями и навыками необходимыми для детской деятельности;

3. имеющий предпосылки образовательной деятельности.

VI. Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, проблемы:

1. может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельностидля решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим;

2. может преобразовать способы решения задач;

3. способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе, сказке, в театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»

Формирование языковой культуры детей дошкольного возраста на уровне речевого развития...

Описание педагогической работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности"

выступление на педсовете: показана особая роль в развитии связной речи у детей принадлежит театрализованным играм...

Статья "Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности"

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону общения, воспитывает чувства и переживания, вызывает эмоциональный отклик на явления окружающего мира через создание художествен...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....