Проект для родителей «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
проект по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Калашникова Светлана Сергеевна

Проект призван привлечь родителей к совместному взаимодействию: логопед-родители-дети. Не раз опробирован, незначително изменялся в зависимости от ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад «Сказка» комбинированного вида города Билибино

Чукотского автономного округа»

Проект для родителей

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Учитель – логопед

Калашникова С. С.

2015 год

Тип проекта:

Смешанный. Средне – срочный (сентябрь – декабрь). Подгрупповой

Участники проекта:

Родители и дети подготовительной группы

Тема проекта:

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Актуальность:

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важно для формирования полноценной личности. А в период дошкольного детства – один из основных показателей готовности к школе.

 К сожалению, многие дети имеют недостатки в произношении по разным причинам.  И важно как можно раньше начать заботиться о правильной речи ребенка.

Зачастую родители ошибочно считают, что правильное звукопроизношение  сформируется самостоятельно, без специального воздействия взрослых, что ребенок постепенно сам овладеет правильным произношением. Это и является причиной, что развитее звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, развивается самотеком, без особого внимания взрослых. Именно поэтому дети дошкольного возраста имеют недочеты в произношении. Эти недостатки, конечно же, сами собой уже не исправляются и впоследствии ведут к отставанию в развитии. Требуется квалифицированная помощь специалистов, но очень востребована помощь родителей в виде домашних занятий.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика, как правило, представлена в виде игровых, доступных детскому пониманию упражнений.

Проблема формирования звуковой стороны речи никогда не теряет своей актуальности и практической значимости.

Цель проекта: 

повысить компетентность родителей в оценке значимости артикуляционной гимнастики, о правилах ее выполнения с возможностью использования нетрадиционных, игровых приемов и методов, а также побудить родителей заниматься с детьми в домашних условиях.

Задачи:

  1. Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
  2. Определение групп родителей по степени заинтересованности
  3. Проведение индивидуальных консультаций, серии артикуляционных тренингов для дошкольников подготовительной группы.
  4. Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения
  5.  Информировать родителей по теме через информационный стенд «Информационно-познавательный журнал «В гостях у логопеда», а также посредством размещения материала на сайте ДОУ и других информационных источниках.
  6. Разработать и предоставить возможность для родителей получить практические материалы (буклеты, наглядные пособия)
  7. Составление теста и анкет для родителей.

Гипотеза: 

Если к системе коррекционной работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста, приобщить родителей, обучив их правилам домашних артикуляционных занятий, то это эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения.

Механизмы реализации проекта:

  • Определения группы родителей, заинтересованных в практической помощи своим детям через упражнения по артикуляции.
  • Разработка содержания и формы практической помощи родителям.
  • Диагностика результативности проведенной работы
  • Обобщение результатов реализации проекта.

График выполнения проекта

Период

Вид деятельности

Сентябрь

Формулировка цели

Определение цели, задач

Обследование детей

Октябрь

Поиск и анализ информации

Подготовка методического, практического, информационного материала

Индивидуальные консультации

Ноябрь

Подготовка методического, практического, информационного материала

Индивидуальные консультации

Проведение серии тренингов

Декабрь

Написание отчета о проделанной работе

Подготовка итоговой презентации

Обобщение опыта, подготовка материала для публикации

Ожидаемый результат:

  1. Повышение компетентности и заинтересованности родителей в вопросах практического осуществления в домашних условиях артикуляционной гимнастики.
  2. Повышения уровня сотрудничества учителя-логопеда и родителей подготовительной группы.

Риски: инертность родителей к взаимодействию с детским садом; некомпетентность родителей, незнание возрастных норм развития детей старшего дошкольного возраста формирует ошибочное мнение «само пройдет» и о том, что воспитывать и обучать должны именно детском саду, т.е. самоустранение от образования ребенка; отстраненность педагогов от работы учителя-логопеда.

Этапы реализации:

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап

1 этап: Подготовительный

  • Обследование детей
  • Беседы с родителями, заполнение мини-анкеты для определения группы участников тренинга (см. Приложение 2)
  • Подготовка информации  (адекватной уровню восприятия родителей) о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения, важности систематичного выполнения в домашних условиях.
  • Составление  анкет для родителей (см. Приложение 3)
  • Подготовка буклетов, консультаций по темам:  «Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (шипящих, сонорных)», «Упражнения для развития речевого дыхания», «Упражнения для развития фонематического слуха»
  • Подготовка презентации для серии тренингов, презентации – фотосессии (фотографии детей на занятиях)
  • Подготовка папки – раскладушки с объявлением, программой предстоящих тренингов

2 этап: Основной.

  • Индивидуальные консультации с родителями
  • Проведение серии тренингов: «Артикуляционный тренинг», «Трудные звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ»

Проведение артикуляционной гимнастики - включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности, гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

  • Создание комплексов упражнений для определенных групп звуков, комплексов для развития речевого дыхания, комплекса  упражнений для развития фонематического слуха и оформление  материала для выставки в коридоре группы

Цель: напоминание родителям правил выполнения артикуляционной гимнастики, а также предоставления возможности родителям, не участвовавшим в проекте,  получить информацию  по теме.

  •  Создание презентаций для показа артикуляционной гимнастики.
  • Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного произношения, причинах нарушения звукопроизношения.

3 этап: Заключительный

  • Анкетирование родителей
  • Проведение
  • Размещение материала и оповещение родителей о возможности знакомиться с практическими материалами для развития детей на сайте МБДОУ,  информационном стенде «Информационно-познавательный журнал «В гостях у логопеда»,
  • Выступление на родительском собрании  и оформление папки – раскладушки «Подведение итогов по реализации проекта»
  • Обобщение практического опыта по проекту и предоставление его на уровне МБДОУили федеральном уровне.

Приложение 1

Программа серии тренингов.

1.«Артикуляционный тренинг»

Программа тренинга:

  • В чем польза артикуляционной гимнастики
  • Организация домашних занятий: правила и содержание занятия
  • Артикуляционные упражнения для губ
  • Артикуляционные упражнения для языка
  • Артикуляционные упражнения по группам звуков:

***свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), соноры (Л, ЛЬ, Р, РЬ)

  • Физиологическое и речевое дыхание
  • Развитие фонематического восприятия

Длительность: 30-40 минут

2.«Трудные звуки: Л, ЛЬ, Р, РЬ»

Программа тренинга:

  • В чем польза  артикуляционных  упражнений
  • Организация домашних занятий: правила и содержание занятия
  • Артикуляционные упражнения для губ
  • Артикуляционные упражнения для языка
  • Артикуляционные упражнения для соноров (Л, ЛЬ, Р., РЬ)
  • Способы постановки  соноров в домашних условиях
  • Физиологическое и речевое дыхание
  • Развитие фонематического восприятия

Длительность: 30-40 минут

Приложение 2

Тесты для определения группы участников тренинга

Прочтите данные утверждения

1. Наш   ребёнок не выговаривает некоторые звуки.

2. Часто   окружающие просят “перевести”, что сказал наш малыш.

3. Наш ребенок  выговаривает все звуки, а в речи некоторые «теряет» или говорит неправильно, пропускает их.

4. Наш ребенок выговаривает все звуки, но в речи нет четкости произношения, он как бы «смазывает» некоторые звуки.

5. Ребенок в речи иногда путает звуки Л-Р, С-Ц-Щ, С-Ш и т.д. («верасипед»(велосипед), «Ралиса «(Лариса), «ябрака» (яблоко) и т.д.)

6. Малыш   плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко, мясо)

7. Наш   ребёнок свободно говорит не только на русском языке.

8. Наш   ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем, о чём он говорит.

9.Наш ребенок не правильно произносит многие звуки

10.Наш ребенок не выговаривает звук «Р»

Если хоть на одно Вы ответили «да», то Вам необходимо посетить тренинг, чтобы вовремя помочь ребенку преодолеть трудности, которые, как правило, усугубляются в школе в виде неправильного чтения или письма.

Приложение 3

Анкета (для оценки тренинга)

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы.

  1. Изложение темы тренинга было интересным?      

ДА___НЕТ

  1. Доступным ли было содержание?

ДА___НЕТ

  1. Возможно ли применение предложенных упражнений, игр в домашних условиях?

ДА___НЕТ

  1. В Ваших домашних условиях, что предпочтительно (отметить нужное):
  • Занятия с использованием буклета
  • Занятия с нетрадиционными приспособлениями
  1. Выразите Ваше особое мнение о проведенном тренинге________

Источники

  1. Залмаева Р. Сам себе логопед (пособие для родителей),- Петербург. – Изд. «ХХIвек», 1995
  2. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких.- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2007
  3. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи/ Елена Косинова.- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
  4. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
  5. Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой. – М.: «Просвещение», 1989
  6. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика
  7. Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика
  8. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова -  М.: Айрис-пресс, 2007
  9. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «Литур», 1999г
  10. Интернет - ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников

Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступно...

Проект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."

Приект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."...

Проект «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Проект создан для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь в ДОО. Чтобы повысить компетентность родителей в оценке значимости артикуляционной гимнастики, о правилах ее выполнения с возможнос...

Проект "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Проект долгосрочный (сроком на 1 год) для реализации в старшей группе детского сада....

Отчет о реализации инновационного проекта в средней группе « Колокольчик в соответствии с техническим заданием «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Тема инновационного педагогического проекта«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников.»Цель: создание условий для формир...

Приказ "Об утверждении положения о проекте "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Приказ "Об утверждении положения о проекте "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"...

Проект: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников».

Данный проект направлен на расширение и углубление теоретических и практических знаний по разделу звуковая культура речи, на апробирование инновационных технологий, а также на развитие творческой иниц...