"Дидактический синквейн – средство оптимизации развития речи детей с ОВЗ"
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К. Д. Ушинск ий
Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами; может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений
Актуальность Низкий уровень сформированности словаря Неверное употребление предложных конструкций Низкий уровень сформированности связного высказывания
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами. В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси , опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка .
Для чего нужен «синквейн»? Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех. Учит работать индивидуально и в группе. Заинтересовывает родителей.
Виды «синквейна» составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).
Правила написания синквейна: Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово
ПЕРВАЯ СТРОКА 1 слово – существительное (слово – предмет) КТО? ЧТО?
ВТОРАЯ СТРОКА 2 слова – прилагательные (слова – признаки) Какой? Какая? Какое? Какие?
ТРЕТЬЯ СТРОКА 3 слова – глаголы (слова - действия) Что делает? Что делают?
Четвертая строка 4 слова - предложение, фраза по теме
Пятая строка 1 слово – существительное, ассоциация по теме
МОДЕЛЬ СИНКВЕЙНА
Тема «синквейна» может быть любой: о природе; о картине и литературном герое; о маме или папе; о настроении; … …
Схемы по лексическим темам
Графические рисунки детей
Составление синквейна с помощью картинок - ассоциаций
Условные обозначения слов для составления синквейна детьми: Слово предмет (Кто? Что?) Слово – определение (какая? какой? какое? какие?) Слово – действие (что делает? что делают?) Предложение Слово – ассоциация
Алгоритм составления синквейна для дошкольников:
Составление краткого рассказа по готовому синквейну
Составление «синквейна» по прослушанному рассказу
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части
Сравнительная диаграмма речевого развития детей с ОВЗ за два года обучения
Дидактический синквейн: Не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций Развивает творческие способности детей Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области «Дидактический синквейн – средство оптимизации развития речи детей с ОВЗ» Подготовила: Н. А. Носкова Учитель – логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядно-игровых средств в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
выступление на педсовете...

Отчет работы по самообразованию: " Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей"
И. Токмкова : " У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаються, как о лежащий на дороге камень, и укалываються как о лист осота"....

Синквейн -схемы для развития речи детей и составления стихотворений.
Синквейн - это небольшое стихотворение,составляется любым человеком, но по своим правилам1 Строка -это любое слово (существительное)2 - два прилагательных, которые выражают смысл этого слова3 -три гла...

«Синквейн-технологии в развитии речи детей дошкольного возраста". Консультация для родителей и педагогов.
Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и спо...

Развивающие игры на липучках —как инновационное средство в развитии речи детей с Тяжёлыми Нарушениями Речи.
Цель: Теоретическое обоснование необходимости инновационных средств для решения проблемы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Способствовать формированию целостной...

Консультация для родителей «Синквейн» - технология в развитии речи детей дошкольного возраста".
Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких эффективных методов является дидактический ...

Грамотная речь педагога как средство для развития речи детей раннего возраста
Грамотная речь создает благоприятную языковую среду, способствующую активному речевому развитию ребенка....
