Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека
консультация по логопедии на тему

Ермакова Татьяна Анатольевна

Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.  Под этим понимаются  коммуникативная, регуляционная, интеллектуальная, познавательная функции. Благодаря соединению речи и мышления, в психологическом развитии человека происходят важные и прогрессивные изменения, перестраиваются и приобретают произвольность все психические процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_funktsiya.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая функция –

одна из важнейших психических функций человека

       Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.  Под этим понимаются  коммуникативная, регуляционная, интеллектуальная, познавательная функции. Благодаря соединению речи и мышления, в психологическом развитии человека происходят важные и прогрессивные изменения, перестраиваются и приобретают произвольность все психические процессы. (Р. С. Немов « Психология».2004).

           Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения, речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм социальной, учебной и творческой деятельности. Овладение речью происходит посредством овладения языком. Язык это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Язык и речь тесно связаны друг с другом. Речь представляет  собой умение и способность пользоваться языком. Без знания языка речь существовать не может. Однако для хорошего владения речью формальное знание языка не нужно. Ребенок в языковой среде быстро и успешно овладевает речью, не зная, что такое язык. Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложного взаимодействия разных мозговых структур. Реализация устной речи происходит благодаря координированной работе  центрального и периферического отделов рече-двигательного и рече-слухового анализаторов. Эта работа обеспечивается центральной нервной системой. Раннее повреждение любого звена речевой системы приводит к задержке и искажению формирования речи.

                Нарушения развития речи в той или иной степени ( в зависимости от степени речевого расстройства и его причин) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении.

Поэтому, чем раньше начинается работа по развитию речи, тем лучше.

       Как происходит формирование речи в норме.

1 -2 года 

Появляются первые слова – имена людей, названия предметов

Появляются первые глаголы.

Появляется простое предложение

2 – 3 года

Растет простое предложение, делается более вариативным.

Появляются бессоюзные сложные предложения.

Усваиваются дательный и творительный падежи.

Появляются сложноподчиненные предложения. служебные части речи. Постепенно появляются падежные окончания.

Формируется  сложное предложение.

Появляются приставки.

Появляются притяжательные местоимения, но пока отмечается смешение рода притяжательных местоимений.

Правильное употребление простых предлогов и союзов.

Слоговая структура нарушается только в незнакомых словах

Формируется произношение шипящих и африкатов.

3 – 4 года

Дальнейшее формирование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Усваивается согласование прилагательных с существительными.

Усваиваются сравнительные степени наречий.

Предлоги по ,до вместо ,после, частицы, союзы.

К 4 годам звуковая сторона речи усвоена.

4-5 лет.

В возрасте 4-5 лет ребенок продолжает совершенствовать все полученные ранее навыки речи.

Ребенок строит сложные фразы, использует сложнейшие конструкции из придаточных предложений.

В активном словаре появляются обобщающие  слова понятия, значительно расширяется и уточняется словарный запас.

5-6 лет

Практически сформирован грамматический строй родного языка, ребенок овладевает всеми типами склонений.

Ребенок легко использует сложные предложения.

Появляются деепричастия, деепричастные обороты.

В активную речь входят все предлоги.

Таблица составлена Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н.Гвоздева « Вопросы изучения детской речи» 1961.

              Общее недоразвитие речи – нарушение формирования всех компонентов речевой системы, вызванное различными  причинами при сохранном слухе и относительно сохранном интеллекте.

             Основные направления работы.

Огромную роль на начальном этапе работы по развитию речи играет развитие речевой мотивации. Начинать следует с побуждения ребенка к общению, необходимо создавать такие ситуации, когда ребенок будет получать удовольствие от общения со взрослыми. «Надо добиться того, чтобы ребенок захотел говорить, не испытывая страха перед речью, стремился бы любым способом выразить свои мысли и желания.» ( Н. Н. Трауготт. 1940).

1.Работа над артикуляцией.

А. На начальных этапах логопедической работы с детьми основная цель работы над артикуляцией – развитие подвижности артикуляционного аппарата, точности движений. Выработка основных артикуляционных укладов. Очень важно ,научить ребенка следуя инструкции логопеда, произвольно придавать органам артикуляции заданные позы. Проводя эту работу рекомендуется пользоваться зеркалом. Часто эта работа приводит к тому, что неправильно произносимые звуки формируются правильно без специальной постановки каждого звука.

В пособии приведено несколько базовых упражнений. Рекомендовано  проводить артикуляционную « гимнастику» ежедневно по несколько минут.

Б. Очень существенное значение на начальных этапах работы принадлежит работе над речевым дыханием. Как правило, дети испытывают значительные трудности произвольной регуляции речевого дыхания. Поэтому упражнения, направленные на выработку речевого дыхания, в небольшом объеме должны проводиться каждый день.

В. Формирование четкой дикции. У большинства детей с недоразвитием речи звучание речи нечеткое, речь либо замедленная, либо, наоборот, слишком быстрая, дети говорят или слишком громко, или слишком тихо, невнятно, речь монотонная или « механическая», у детей не сформирован слоговой ритм. Коррекция всех этих проблем и входит в область работы над дикцией, ритмом. темпом речи, громкостью.

2.Развитие слухового восприятия, развитие слухового внимания, способности выделить звук из ряда других звуков. Обычно такая работа проводится сначала с использованием неречевых звуков, но практика показывает, что вполне целесообразно начинать работу непосредственно со звуков речи. Эту работу тоже целесообразно проводить ежедневно, как своего рода гимнастику. Одни и те же  упражнения повторяются по многу раз, так как этот вид работы , как правило, сложен для большинства детей.

3.Обучение чтению. Опыт работы показывает, что в случаях длительного отсутствия речи прямая активизация экспрессивной речи оказывается малоэффективной. Некоторые исследователи предлагали использовать чтение,  для стимуляции появления речи у неговорящих детей

 (Л.П. Голубева, Н.Е. Старосельская, Т.С.Резниченко 2007). Практика показала эффективность этого приема. Кроме того « Бывает, что совместное чтение становится единственной возможностью развития эмоционального контакта с ребенком, формирования его представлений об окружающем; о других людях. Описаны случаи, когда аутичный ребенок, не достигая возможности говорить, обучается чтению и составлению слов из букв, и это становится каналом эмоциональной связи с ним и радикально меняет в лучшую сторону его положение в семье, отношения с близкими.» ( Никольская 2007)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие – одно из важнейших направлений работы педагогов детского сада «Солнышко»

Из опыта работы педагогов ГБОУ НШ с. Красноармейское СП детский сад«Солнышко» Автор руководитель СП: Махова С.В. «Речевое развитие – одно из важнейших направлений работы педагогов детского сада «Солны...

«Развитие произвольности - одна из важнейших характеристик дошкольного возраста, связанная с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания»

Закономерности и специфические особенности становления произвольного поведения на разных ступенях дошкольного детства....

Развитие речи как одна из важнейших функций психического развития ребёнка

Развитие речи тесно связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребёнка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека....

«Значение речевых игр в развитии высших психических функций»

Выступление на педагогическом совете. Перечень  и описание речевых игр, направленных на развитие не только речи, но и мышления, памяти, восприятия....

"Выносливость, как одно из важнейших физических качеств человека "

В современном мире, все большее число людей подвержено влиянию спорта. И речь идет не о средствах массовой информации, пропагандирующей нам здоровый образ жизни. Желание иметь здоровый и крепкий орган...

КАКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ ВАЖНЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

Для успешного обучения в школе важен достаточный уровень зрелости психических функций. Какие же это функции?Рассказывается в статье...

«Арт-терапевтический подход в преодолении речевых нарушений и развитии высших психических функций детей с ОВЗ»

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности.Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности...