«Значение речевых игр в развитии высших психических функций»
консультация по логопедии

Выступление на педагогическом совете. Перечень  и описание речевых игр, направленных на развитие не только речи, но и мышления, памяти, восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_dekabr_2019.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Центр развития ребенка –детский сад №11

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Значение речевых игр в развитии высших психических функций»

Подготовила учитель-логопед: Е.В. Юдина

Одинцово 2019г.

Установлено, что психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение) у ребенка развиваются с прямым участием речи. С другой стороны, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием всех психических функций.

К сожалению, в последнее время мы все чаще наблюдаем рост числа детей с различными расстройствами как в речевом, так и в познавательном развитии. В нашем детском саду также имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, в основном это дети с тяжелыми нарушениями речи.

У таких детей, помимо проблем в речевом развитии, мы отмечаем нарушения в формировании основных психических процессов:

- слабый уровень развития способности к воспроизведению последовательности;

- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;

- неточное понимание логико-грамматических конструкций;

- недостаточно развитое наглядно-образное мышление;

- ригидность мышления, трудности применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;

- отсутствие причинно-следственных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием,

- низкий уровень ассоциативного мышления, трудности при подборе слов-синонимов, антонимов и понимании их значений;

- объем восприятия детей снижен, восприятие замедлено.

- снижение концентрации, устойчивости, переключаемости, объема внимания;

- страдают все виды памяти;

- повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость;

- импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.

Недоразвитие, несформированность психических функций у детей в свою очередь тормозит коррекционно-логопедическую работу.

Левина Р. Е. выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.

Т. А. Ткаченко пришла к выводу, что «психические процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично».

Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает её формирование. В силу того, что специалисты дошкольных образовательных учреждений ограничены по срокам (дети растут и покидают детский сад по понятным причинам, считаю целесообразным включать в логопедическую практику упражнения на развитие ВПФ и осуществлять эту деятельность параллельно с развитием речи детей.

С этой целью в свою работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отрабатывая речевой материал по конкретной лексической теме или автоматизируя определенные звуки речи, я стала включать  различные виды заданий, серии специальных игр и упражнений, направленные на коррекцию неречевых нарушений: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Приведу примеры некоторых таких игр и упражнений.

Мышление.

Угадай по описанию” (с 5 лет)

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Третий лишний” (с 4 лет)

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.

Яблоко, вишня, помидор.

Шапка, шарф, кепка.

Мыло, веник, мочалка.

Карандаш, стакан, ложка.

Кошка, собака, волк.

Продолжи цепочку” (с 5 лет)

Цель: развитие операции классификации, обобщения.

Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.

  1. Стол, стул, диван
  2. Творог, сыр, масло
  3. Врач, повар, лётчик
  4. Сок, кефир, компот

Память

Пары картинок” (с 5 лет)

Цель: развитие смысловой памяти

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те, которые убраны.

Развитие восприятия

 «Угадай, кто зовёт» (Развитие слухового восприятия) (5-7 лет)

Дети стоят в кругу. Выбирается водящий, который встает в центр круга. Ему завязывают глаза. Дети по очереди зовут водящего по имени, а тот должен догадаться, кто именно его зовёт.

Или другой вариант игры (развитие зрительного восприятия): надо описать своего товарища, а другие дети должны догадаться кто это.

Можно менять детей местами, или попросить их поменяться элементами одежды (например девочки заколками, ободками), а водящий должен догадаться, что изменилось и объяснить.

 «Узнай предмет» (Развитие тактильного восприятия) (5-7 лет)

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушку, кубик, шарик,... . Задание ребёнку: «Определи на ощупь, что это за вещи. Скажи, на что это похоже». Если в игре участвует несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (или всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

«Что произойдёт, если…» (5-7 лет)

Цель: Развивать воображение.

Ход игры. Предложите ребёнку ответить подробно на предложенные вопросы.

Например. Что будет, если оживут все сказочные герои? Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?

«Шкатулка со сказками» (6 – 7 лет)

Цель: Развивать воображение и речь.

Оборудование. 8 – 10 кружков разных цветов, коробка, прикрытая платком.

Ход игры. Предложите ребёнку сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. После этого как первый играющий назвал персонажа, следующий вытаскивает другой кружок, и дает ему описание, продолжая сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и описывает действия главного героя, и т.д. Можно ввести другого персонажа. Важно, чтобы получилась законченная история.

«Добавь слово» (5 – 7 лет)

Цель: Развивать слуховую память.

Ход игры. Игра проводится с группой ребят. Один ребёнок называет какой- нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет кокое - либо своё. Третий ребёнок повторяет два слова и называет третье. Четвёртому придётся повторять уже три слова, а потом называть своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т.е. будет увеличиваться объём памяти. Можно называть слова на определенную лексическую тему.

Развитие речи

Дидактическая игра «Родственные слова» (6-7 лет)

Цель: Развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Материал. Мяч.

Ход игры. Педагог, поочерёдно бросает мяч детям, просит их назвать родственные слова к произнесённому слову.

Например:

- Берёза. – Берёзонька, берёзка, берёзовый, подберёзовик.

- Осина. – Осинка, осиновый, подосиновик.

- Дуб. – Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

- Рябина. – Рябинка, рябинушка, рябиновый.

Дидактическая игра «Закончи предложение» (6-7 лет)

Цель: Упражнять в образовании имён прилагательных от имён существительных. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры. Педагог произносит словосочетание и даёт образец образования прилагательного. Затем просит детей изменить словосочетания по предложенному образцу.

- Пиджак из шерсти. Он какой? – Шерстяной.

- Платье из шёлка. Оно …

- Футболка из трикотажа. Она …

- Куртка из кожи. Она …

- Шуба из меха. Она …

- Сапоги из резины. Они …

- Брюки для мужчин. Они …

- Майка для детей. Она …

- Сарафан для лета. Он …

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (6-7 лет)

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в употреблении слов-антонимов.

Материал. Мяч.

Педагог предлагает детям закончить предложение, словом с противоположным значением.

Например:

- Берет новый, а платок …

- У ботинок широкие носы, а у туфель …

- Брюки грязные, а комбинезон …

- Блузка светлая, а пальто …

- Чешки на тонкой подошве, а кроссовки …

Громко — шепотом” (с 5 лет)

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):

— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са. (там летит оса, су-су-су. (я боюсь осу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе (ЗПР) тема «Транспорт»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по развитию высших психических функций  (память, внимание, мышление), мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Оригиналь...

Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет

Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...

Значение коррекционной ритмики в формировании высших психических функций у детей с ОВЗ

     "Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных, речевых и психологических упражнений происх...

Ритмизация как метод развития высших психических функций и произвольности у детей, имеющих речевые нарушения.

Целесообразность использование метода ритмизации в комплексном развитии детей, имеющих речевые нарушения. Виды ритмизации. Практические приемы к каждому виду ритмизации....

«Арт-терапевтический подход в преодолении речевых нарушений и развитии высших психических функций детей с ОВЗ»

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности.Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности...