Значение коррекционной ритмики в формировании высших психических функций у детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Мерзликина Галина Николаевна

       "Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных, речевых и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.                                                                                                                     

Скачать:


Предварительный просмотр:

    «Значение коррекционной ритмики в формировании высших психических функций у детей с ОВЗ

          Проблемы двигательной сферы у детей с ОВЗ часто связаны с недоразвитием

высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.      

       Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребёнка. Данное направление исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ, следовательно, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ОВЗ на занятиях коррекционной ритмикой.        

       "Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных, речевых и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.                                                                                                                     Цель коррекционной ритмики - преодоление психологического и речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, а в конечном итоге - лучшая адаптация к условиям внешней среды.                                                                                                                          Все занятия обеспечивают психическую защищенность ребенка, удовлетворяют его потребность в эмоциональном общении с педагогом.                                                                         На каждом занятии по коррекционной ритмике все упражнения объединены общей темой и сюжетом. В сюжеты занятий введены образы героев сказок и мультфильмов, животные, игрушки, увлекательные приключения. На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. При проведении занятий необходимо тесное взаимодействие дефектолога, музыкального руководителя и воспитателя.

           Коммуникативная игра «Здравствуйте»! 

Цель: развитие коммуникативных навыков общения.

Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп, (хлопки в ладоши)

Здравствуйте ножки – топ, топ, топ (выставление ноги на пятку)

Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх (массирующие движения по щекам)

Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх.

Упражнение «Цветок»

Цель: развитие координации движений.

Вырос цветок на весенней полянке       дети соединяют неплотно   ладони и     

Нежную голову робко поднял               поднимают их перед собой.

Ветер подул – он качнулся неловко      покачивают ладони медленно, быстро

Он испугался, затрепетал.

Ветер бутоны качает упрямо              наклоняют ладони вперед, http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=212c358c8199c1d3a33e818ea6805194-33-144&n=24

Вперед и назад, налево, направо.          назад, влево, вправо. 

Дыхательное упражнение «Одуванчик»

Стать прямо, опустить руки вдоль тела.

Медленно поднимать руки вверх, при этом глубокий вдох через нос.

Потянуться вверх к солнцу – задержать дыхание.

Сделать медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой.

Снова задержать дыхание. Медленный выдох через рот и выпрямились.

 Снова задержать дыхание. Наклониться влево, медленно выдохнуть через рот.

 Снова задержать дыхание. Выполнять 2-3 раза.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=a5d77db24d81f62ed9401a339f1155d8-101-144&n=24

                                                           

Подвижная игра «Зайка»

Цель: Синхронизация речи и движений, подготовка детей к отдыху. 

Зайка по лесу скакал                       Дети скачут как зайки

Зайка корм себе искал

Вдруг у зайки на макушке               Показывают ушки

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается                   Пугливо оглядывается

Кто – то по лесу крадетсяФорум почитателей амигуруми (вязаной игрушки) Обмен "Пробужд…

Заяц путает следы                          Дети скачут вокруг себя

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся             Прыжок в сторону

И под кустиком свернулся

Словно беленький клубок               Дети сворачиваются в клубок.

Чтоб никто найти не смог.

   

 

   Результаты  применения  коррекционной  ритмики  показали,  что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Это служит  опорой  для  совершенствования  музыкально-ритмических  движений.  Таким  образом,  коррекционная  ритмика  способствует  развитию  психомоторных  функций  дошкольников  с  ограниченными возможностями здорвья позволяет  получить  положительный  результат  и  является  целесообразным  применением  в  системе  коррекционно-развивающих  методик  в  ДОУ  комбинированного  вида.

                                                             

                       Рекомендуемая литература    

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М., 1982.

2.Касицына  М.А.,  Бородина  И.Г.  КОРРЕКЦИОННАЯ  РИТМИКА Комплекс  практических  материалов  и  технология  работы  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста  с  ЗПР.  —  М.:  Издательство  ГНОМ  и  Д,  2007.  —  216 с.

3. Медведева  Е.А.,  Комиссарова  Л.Н.,  Шашкина  Г.Р.,  Сергеева  О.Л.;  Под  ред.  Е.А.  Медведевой  «Музыкальное  воспитание  детей  с  проблемами  в  развитии  и  коррекционная  ритмика»:  Учеб.  пособие  для  студ.  сред.  пед.  учеб.  заведений  Издательский  центр  «Академия»,  /.  —  М.:2002.  —  224  с

4.Озерецкий  Н.И.,  Гельнитц  Г.Г.  Методика  «Особенности  психомоторики  детей  и  подростков».Дисс.  канд.  биол.  наук.  —  М.,1973.  —  с.  182.

                                                                  6        

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование высших психических функций дошкольников посредством наглядного моделирования

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности...

Система работы "Формирование высших психических функций дошкольника посредством наглядного моделирования"

Система работы «Формирование ВПФ дошкольника посредством наглядного моделирования» ...

Эссе на тему: «Моя роль в формировании высших психических функций у моего ребенка и у моих воспитанников»

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный советский психолог, Лев Семёнови...

Формирование слоговой структуры слова и высших психических функций у детей с ОНР

В конспекте занятия демонстрируются различные упражнения , на основе которых формируется слоговая структура слова и высшие психические функции у детей с общим недоразвитием речи....

Коррекционно-развивающие упражнения на развитие высших психических функций у детей

В данном конспекте занятий представлены упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления....

«Значение речевых игр в развитии высших психических функций»

Выступление на педагогическом совете. Перечень  и описание речевых игр, направленных на развитие не только речи, но и мышления, памяти, восприятия....