Комплекс артикуляционных упражнений для правильного произношения заднеязычных звуков.
материал по логопедии по теме
Недостатки произношения заднеязычных звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'] объединяются общим названием - каппацизмы. Иногда их подразделяют на три группы:
·каппацизмы - нарушения звуков [к], [к'],
·гаммацизмы - нарушения звуков [г], [г'],
·хитизмы - нарушения звуков [х], [х'].
К ним относятся отсутствие звуков [к], [к], [г], [г'], [х], [х'] и их искажения (например, носовой или боковой или др.) [8; 231 С.].
Разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.
Артикуляция звука [к] состоит в следующем. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.
Звук [г] по механизму своего образования отличается от звука [к] лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.
Особенность артикуляции звука [х], отличающая его от звука [к], состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме [х].
Мягкие звуки [к]', [г'], [х'] отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционных упражнений для правильного произношения заднеязычных звуков.
1. «Наказать непослушный язычок».
«Массаж»
Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
a)Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.
b) Шлепаем язычок губами: «Пя-пя-пя»
2. «Накажем непослушный язычок».
Цель: Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Произношение слогов («пя-пя-пя») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
3 «Лопаточка(Блинчик) ».Удерживаем под счет до 10, спокойный, широкий язык на нижней губе.
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Губы растянуты в улыбке. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Накажем непослушный язычок».
4. «Чистим нижние зубки». Почистим нижние зубки изнутри, сначала из стороны в сторону , потом сверху вниз.
5. «Прятки» .
Цель: укреплять мышцы боковых краев язы-ка, учить втягивать и выд¬вигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении.
Педагог говорит: «Нагл Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотрите, как он прячется в домик, и сделайте так несколько раз».
Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и
убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но нахо¬дится внизу.
Необходимо следить, чтобы дети сидели прямо, не закрывали рот, излишне не напрягались
6. «Язычок-борец» ,«Кто сильнее».
Цель: укреплять мускулатуру языка.
Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «мостик» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «мостик». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.
7. «Змейка».
Цель: укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения выполнять ритмично.
Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змейку. Посмотрите, как он двигается вперед, назад. Сделайте это упражнение несколько раз».
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
8. «Горка» (Кошка сердиться, выгнула спинку).
Цель: учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.
Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку.
Посмотрите, какая крутая получилась горка. Сделайте и вы горку».
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. Губы в улыбке!
9. «Горку построим —горку разрушим»
Цель: Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
10. «Катание с горы»
Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих, щипящих, заднеязычных. Укреплять мышцы языка.
Научиться направлять воздушную струю.
Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «Горка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («Горка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.
11. «Поцокивание».
Присасывание спинки языка к твердому небу. Кончик языка у нижних десен.
12. «Споем песенку»
ОУ-ИЭ
Цель:
a. Поднимать заднюю часть спинки языка вверх-при отработке звуков [О] и [У].
b. Умение удерживать кончик языка за нижними зубами [И] и [Э]
13. «Пароход».
Цель: учить непроизвольно оттягивать язык кзади.
Педагог говорит: «Сейчас мы поплывем на пароходе. Наш пароход дает сигнал: ы-ы-ы... Как пароход дает сигнал? »
Дети по подражанию произносят: ы-ы-ы...
Рот приоткрыт. Не надо открывать его широко и растягивать губы в улыбку. Язык оттягивается назад и удерживается в этом положении.
Педагог следит за правильным выполнением упражнения, звук ы-ы-ы... произносится протяжно на одном выдохе.
Все эти упражнения дети выполняют перед зеркалом.
ЫЫ
14. «Лошадка»
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздаётся щелчок.
Цель:
Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растяги¬вать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»).
Обратите внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2. Нижняя челюсть не двигается, рабо¬тает только язык.
15. «Грибок»
Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз — и вся учёба.
Цель:
Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом
для звука [р]. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Если имеются затруднения выполнить это упражнение, то необ¬ходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Щёлкать языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывать язык к нёбу.
Дополнительные упражнения:
«Серый Волк»
Цель: уточнение артикуляционной позиции, развитие умения быстро переключать артикуляционные позы.
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов.
1. Просовываем кончик языка между передними зубами.
2. Убираем язык в рот. Поднимаем заднюю часть спинки языка наверх, прижимаем к задней части твердого нёба. Кончик языка при этом немного оттянут от нижних резцов. Язык в целом напоминает горку.
Чередуем позиции 1 и 2 сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп.
Инструкция для детей: "Проснулся утром наш Веселый Язычок, открыл сначала одну дверку своего домика (губы), потом вторую (зубы), выглянул наружу. Вдруг видит - Серый Волк пришел! Спрятался Язычок в домик. Глубоко-глубоко, чтобы Серый Волк его не заметил."
Внимание! Двигается только язык. Рот не закрываем, чтобы можно было визуально контролировать правильность выполнения упражнения.
«Прогоним злого волка»
Цель: укрепление мышц языка; уточнение артикуляционной позиции.
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов.
Кончиком ватной палочки или чисто вымытым пальцем нажимаем на переднюю часть языка, слегка отодвигая его назад, в глубину рта. Язык напрягается, оказывая противодействие, стараясь вытолкнуть палец изо рта.
Инструкция для детей: "К Язычку в домик хочет забраться Серый Волк. Пусть Язычок прогонит Волка, вытолкнет его наружу!". В конце упражнения Язычок, конечно же, должен победить.
Комплекс дыхательных упражнений:
"Прочистим нос".
Цель: выработка сильной воздушной струи, уточнение артикуляционной позиции.
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов.
Глубоко дышим носом, не закрывая рот. Выход воздушной струи через нос контролируем ладонью руки, приставленной ребром к пространству между носом и верхней губой.
Для детей, чтобы было интереснее выполнять упражнение, на тыльную сторону ладони кладем ватный шарик и сдуваем его. Можно дуть поочередно одной и другой ноздрей или двумя одновременно.
Внимание! Рот не закрываем. Воздушная струя выходит строго через нос.
а) вдох через нос, выдох через рот; ( кончик языка за нижними зубами)
б) вдох через рот, выдох через рот- контроль за языком, он лежит у нижних зубов;
в) Дышим носом с широко раскрытым ртом!
(5-10 секунд)
Дополнительные упражнения:
- Полоскание горла
- Покашливание
Использованная литература:
1. Н.В. «Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [К],[К’].»
2.Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика»
3. Из личного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-578671-1589445704.jpg)
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков
Артикуляционные упражнения нацелены на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения свистящих звуков....
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков
Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков....
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки сонорных звуков
Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков....
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков
Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-557308-1586178947.jpg)
Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков русского языка
Материал для воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-681956-1508180697.jpg)
консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...