Комплекс артикуляционных упражнений для правильного произношения заднеязычных звуков.
материал по логопедии по теме

Юнькова Екатерина Сергеевна

Недостатки произношения заднеязычных звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'] объединяются общим названием - каппацизмы. Иногда их подразделяют на три группы:

·каппацизмы - нарушения звуков [к], [к'],

·гаммацизмы - нарушения звуков [г], [г'],

·хитизмы - нарушения звуков [х], [х'].

К ним относятся отсутствие звуков [к], [к], [г], [г'], [х], [х'] и их искажения (например, носовой или боковой или др.) [8; 231 С.].

Разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.

Артикуляция звука [к] состоит в следующем. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Звук [г] по механизму своего образования отличается от звука [к] лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.

Особенность артикуляции звука [х], отличающая его от звука [к], состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме [х].

Мягкие звуки [к]', [г'], [х'] отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений для  правильного произношения заднеязычных звуков.

1. «Наказать непослушный язычок».

«Массаж»

Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

a)Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.

b) Шлепаем язычок губами: «Пя-пя-пя»

2. «Накажем непослушный язычок».

Цель: Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Произношение слогов («пя-пя-пя») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.

3 «Лопаточка(Блинчик) ».Удерживаем под счет до 10, спокойный, широкий язык на нижней губе.

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Губы растянуты в улыбке. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Накажем непослушный язычок». 

4. «Чистим нижние зубки».  Почистим нижние зубки изнутри, сначала из стороны в сторону , потом сверху вниз.

5.  «Прятки» .

Цель: укреплять мышцы боковых краев язы-ка, учить втягивать и выд¬вигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении.

Педагог говорит: «Нагл Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотрите, как он прячется в домик, и сделайте так несколько раз».

Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и

 убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но нахо¬дится внизу.

Необходимо следить, чтобы дети сидели прямо, не закрывали рот, излишне не напрягались

 6. «Язычок-борец» ,«Кто сильнее».

Цель: укреплять мускулатуру языка.

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «мостик» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «мостик». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

7. «Змейка».

Цель: укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения выполнять ритмично.

Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змейку. Посмотрите, как он двигается вперед, назад. Сделайте это упражнение несколько раз».

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

8. «Горка» (Кошка сердиться, выгнула спинку).

Цель: учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.

Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку.

Посмотрите, какая крутая получилась горка. Сделайте и вы горку».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. Губы в улыбке!

9.  «Горку построим —горку разрушим»

Цель: Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

10. «Катание с горы»

Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих, щипящих, заднеязычных. Укреплять мышцы языка.

Научиться направлять воздушную струю.

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «Горка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («Горка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

11.  «Поцокивание».

Присасывание спинки языка к твердому небу. Кончик языка у нижних десен.

12. «Споем песенку»

ОУ-ИЭ

Цель:

a. Поднимать заднюю часть спинки языка вверх-при отработке звуков [О] и [У].

b. Умение удерживать кончик языка за нижними зубами [И] и [Э]

13.  «Пароход».

Цель: учить непроизвольно оттягивать язык кзади.

Педагог говорит: «Сейчас мы поплывем на пароходе. Наш пароход дает сигнал: ы-ы-ы... Как пароход дает сигнал? »

Дети по подражанию произносят: ы-ы-ы...

Рот приоткрыт. Не надо открывать его широко и растягивать губы в улыбку. Язык оттягивается назад и удерживается в этом положении.

Педагог следит за правильным выполнением упражнения, звук ы-ы-ы... произносится протяжно на одном выдохе.

Все эти упражнения дети выполняют перед зеркалом.

        

ЫЫ

        

14. «Лошадка» 

Рот широко открываю, 
К нёбу язык прижимаю. 
Прыгает вниз язычок, 
И раздаётся щелчок.

Цель:
Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растяги¬вать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: 
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»).
Обратите внимание! 
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). 
2. Нижняя челюсть не двигается, рабо¬тает только язык.

15. «Грибок»        

Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз — и вся учёба.

Цель: 
Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом 
для звука [р]. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание! 
1. Если имеются затруднения выполнить это упражнение, то необ¬ходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Щёлкать языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывать язык к нёбу.

Дополнительные упражнения:

«Серый Волк» 
Цель: уточнение артикуляционной позиции, развитие умения быстро переключать артикуляционные позы. 
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов. 
1. Просовываем кончик языка между передними зубами. 
2. Убираем язык в рот. Поднимаем заднюю часть спинки языка наверх, прижимаем к задней части твердого нёба. Кончик языка при этом немного оттянут от нижних резцов. Язык в целом напоминает горку. 
Чередуем позиции 1 и 2 сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. 
Инструкция для детей: "Проснулся утром наш Веселый Язычок, открыл сначала одну дверку своего домика (губы), потом вторую (зубы), выглянул наружу. Вдруг видит - Серый Волк пришел! Спрятался Язычок в домик. Глубоко-глубоко, чтобы Серый Волк его не заметил." 
Внимание! Двигается только язык. Рот не закрываем, чтобы можно было визуально контролировать правильность выполнения упражнения.

«Прогоним злого волка» 
Цель: укрепление мышц языка; уточнение артикуляционной позиции. 
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов. 
Кончиком ватной палочки или чисто вымытым пальцем нажимаем на переднюю часть языка, слегка отодвигая его назад, в глубину рта. Язык напрягается, оказывая противодействие, стараясь вытолкнуть палец изо рта. 
Инструкция для детей: "К Язычку в домик хочет забраться Серый Волк. Пусть Язычок прогонит Волка, вытолкнет его наружу!". В конце упражнения Язычок, конечно же, должен победить. 

Комплекс дыхательных упражнений:

"Прочистим нос". 
Цель: выработка сильной воздушной струи, уточнение артикуляционной позиции. 
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов. 
Глубоко дышим носом, не закрывая рот. Выход воздушной струи через нос контролируем ладонью руки, приставленной ребром к пространству между носом и верхней губой. 
Для детей, чтобы было интереснее выполнять упражнение, на тыльную сторону ладони кладем ватный шарик и сдуваем его. Можно дуть поочередно одной и другой ноздрей или двумя одновременно. 
Внимание! Рот не закрываем. Воздушная струя выходит строго через нос.

а) вдох через нос, выдох через рот; ( кончик языка за нижними зубами)

б) вдох через рот, выдох через рот- контроль за языком, он лежит у нижних зубов;

в) Дышим носом с широко раскрытым ртом!

(5-10 секунд)

Дополнительные упражнения:

  • Полоскание горла

  • Покашливание

Использованная литература:

1. Н.В. «Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [К],[К’].»

2.Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика»

3. Из личного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков

Артикуляционные упражнения  нацелены на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения  свистящих звуков....

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков

Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков....

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки сонорных звуков

Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков....

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков

Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков....

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...