Картотека речевых игр для старшего дошкольного возраста
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Мусягина Наталья Ивановна

Речевые игры-помощницы для старшего дошкольного возраста

 

1. Скажи наоборот: Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой) Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность) Глаголы (бежать-стоять,смеяться-плакать,кричать-молчать,открывать-закрывать)

2. Слова для определения действий: Какими словами можно сказать про то ,что может делать котѐнок? (лакать,лазить,царапаться,мяукать,мурлыкать,играть,лежать,смотреть,и т.д.) Что делает котѐнок, когда его берут на руки?(прижимается, мурлычет, смотрит и т.д.)

3. Слова-определения: О чѐм можно сказать, используя слова: круглая(тарелка, сковорода….). ------------------------------------------------круглый(шар, мяч, обруч…….) -------------------------------------------------круглое(колесо, зеркало…..) ----------------------------------------------красный(флаг, мяч,…..) ----------------------------------------------красная(косынка, майка,…..) ---------------------------------------------красное(знамя, яблоко,…..) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_uprazhneniya_i_igry_v_starshey_gruppe.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры-помощницы для старшего дошкольного возраста

1. Скажи наоборот: Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой) Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность) Глаголы (бежать-стоять,смеяться-плакать,кричать-молчать,открывать-закрывать)

2. Слова для определения действий: Какими словами можно сказать про то ,что может делать котѐнок? (лакать,лазить,царапаться,мяукать,мурлыкать,играть,лежать,смотреть,и т.д.) Что делает котѐнок, когда его берут на руки?(прижимается, мурлычет, смотрит и т.д.)

3. Слова-определения: О чѐм можно сказать, используя слова: круглая(тарелка, сковорода….). ------------------------------------------------круглый(шар, мяч, обруч…….) -------------------------------------------------круглое(колесо, зеркало…..) ----------------------------------------------красный(флаг, мяч,…..) ----------------------------------------------красная(косынка, майка,…..) ---------------------------------------------красное(знамя, яблоко,…..)

4. Слова-наречия: Как передвигается черепаха?(медленно, спокойно, плавно…) Как падают листья на землю?(бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво….)

Как вы играете в д.с.?(весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно,..)

5. Родственные слова: Какие слова можно образовать от слова кот, солнце, мама,.. Какие клички можно придумать о лисе, что бы было понятно, что она рыжая ( рыжуля, рыжик, рыжулька ,рыжка, рыжонок, рыжоночек и т. д.) Как сказать о цыплѐнке ,чтобы понять, что он пушистый?

6. Сравнение: На что похоже солнышко? На что похож ѐж? На что похож ручеѐк (ленту, змейку, дорожку, зеркало…)

Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики:

1. "Дирижеры"

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству играющих).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. При повторном их воспроизведении педагогом все дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

2. "Волшебная линия"

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

Материал. Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, по количеству присутствующих.

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, все одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа:

1. "Курочка и цыплята"

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

(медленный темп)

А за ней ребята -

Желтые цыплята

(быстрый темп).

Барабан уже дырявый.

2. "Осенние листочки"

Цель. Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").

Материал. Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

Описание. Предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение. Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма.

1."Язычки-дразнилки"

Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Материал. Игрушки "язычки" - индивидуально на каждого .

Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та - та- та- та- та- Та -та- та- Та- та- та- та- та- Та- та- Та...

Дети выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок». Разнообразить игру можно, предложив свистки, дудочки или бубны.

2."Узоры"

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика - на каждого ребенка.

Описание. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра:

1."Кто боится прививки?"

Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.

Описание. Предметные картинки выкладывают перед играющими. Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

2."Угадай-ка"

Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание. Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения:

1. "Слушай, думай, называй"

Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.

Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).

2. «Кто в каком домике живѐт?»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живѐт белка?», «Кто живѐт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.

Игры с мячом:

1. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

Например: у тигра- тигрята, у льва – львята, у лисы – лисята.

2. Игра с мячом «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово.

Например: шар – шарик, ключ-ключик.

3. Игра с мячом «Веселый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с числительным «пять».

Например: один стол – пять столов, один лебедь - пять лебедей, один стол-пять столов.

4. Игра с мячом «Какая посуда»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры: взрослый, бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет ответ.

Например: стакан из стекла какой? (стеклянный стакан, чашка из фарфора какая? (фарфоровая чашка).

5. Игра с мячом «Что происходит в природе? »

Цель: закрепление, употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Например: солнце – что делает? (светит, греет, ручьи – что делают? (бегут, журчат) .

6. Игра с мячом «Горячий - холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Например: веселый – грустный, высокий – низкий, добрый – злой.

7. Игра «Чей хвост? » Цель: образование притяжательных прилагательных. Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает вопрос «Чей хвост? », а ребенок должен на заданный вопрос ответить.

Например: волчий хвост, лисий хвост, заячий хвост.

8. Игра «Что бывает круглым? »

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие памяти, воображения, ловкости.

Ход игры: взрослый задает вопросы ребенку, а ребенок должен на заданный вопрос ответить.

Например: Что бывает круглым? (мяч, солнце, вишня, луна, яблоко, Что бывает зеленым? кузнечик, трава, деревья, кусты, платья, Что бывает гладким? (стекло, зеркало)

9. Игра «Где мяч? » Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве. Ход игры: дети отвечают на вопрос «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, около стола, в углу, под столом)

10. Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, может начать с любого дня недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда… »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека методов и упражнений по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста

В картотеке представлены игры и упражнения для развития речевого творчества детей...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Картотека речевых игр для старшего дошкольного возраста

Картотека речевых игр длястаршего дошкольного возраста...

Картотека речевых игр для старшего дошкольного возраста

Картотека речевых игр для старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических речевых игр для старшего дошкольного возраста

Картотека  дидактических речевых игр для старшего дошкольного возраста...

Картотека игр на развитие речевого слуха для старшего дошкольного возраста

Картотека игр на развитие речевого слухадля старшего дошкольного возраста...

Картотека скороговорок для детей старшего дошкольного возраста Область: речевое развитие

Картотека скороговорок для детей старшего дошкольного возраста  Область: речевое развитие...