Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Татьяна Николаевна Тимофеева

Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, родителям, а главное детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Ж.Ж. Руссо

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для дошколят является игра. ФГОС ДО, развивая этот принцип, определяет, что образовательная работа должна реализовываться прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Как и все современные педагоги, учителя-логопеды выстраивают свою работу с учётом ФГОС. Мы предлагаем вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Данные игры положительно сказываются на эмоциональном состоянии детей, позволяют активизировать способность к общению, познанию, исследованию и развитию (речевого дыхания; формированию правильного звукопроизношения;  развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза;  развитию произвольной моторики пальцев рук, высших психических функций).  Забавные игры позволят детям не только пошалить, но и учат дошколят оригинально мыслить, а значит поспособствует развитию талантливых, творческих личностей. Тем более материал для самореализации всегда имеется под рукой.

«Бесполезное – полезно»

1 Игра «Аэропорт» (крышки, журналы)
Цель: развитие функции фонематического слуха и навыка слогового анализа.
Ход игры: ребёнку предлагается посадить самолёт на соответствующую площадку. Один слог - одна крышка, два слога - две крышки, три слога – три крышки и т.д.  

2 Игра «Жёлуди» (бусинки, снежинки, ёмкости из-под бахил)                                       Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Ход игры: ребёнку предлагается взять столько жёлудей, сколько слогов в слове, обозначить ударный слог, положив снежинку или бусинку в соответствующий жёлудь. Взять столько жёлудей, сколько звуков в слове, обозначить звук бусинкой соответствующего цвета.

3 Игра «Гараж» (крышечки из-под киндер-сюрпризов, пустые коробочки)
Цель: развитие слогового анализа.
Ход игры: ребёнку предлагается поместить автомобиль в гараж, этажность соответствует количеству слогов.

4 Игра «Чудо звук» (крышечки из-под коробок)
Цель: развитие фонематического слуха, слогового анализа.
Ход игры: разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко - слогового состава. (Синяя крышка-согласный, красная - гласный, зелёная - мягкий звук, открутить крышку - обозначить ударный звук).

5  Игра «Пароход» (крышечки от бутылочек)
Цель: развитие слогового анализа.
Ход игры: ребёнку предлагается взять столько пароходиков, сколько слогов в слове, гудком обозначить ударный слог (поднять пробку).

6 Игра «Червячки» (зажимы для пакетов)
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Ход игры: ребёнку предлагается развернуть столько червячков, сколько слогов в слове, звуков в слове.  

7  Игра «Грибная поляна» (ложечки из-под киндер-сюрпризов, подложки)
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Ход игры: ребёнку предлагается посадить столько грибов, сколько слогов, звуков в слове.

8  Игра «Капелька» (бутылочки с пипеткой)
Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа.
Ход игры: написать цветными капельками слово (Синяя капля-согласный, красная – гласный).

9  Игра «Погремушки» (ёмкости из-под киндер-сюрпризов, бусинки)  
Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа.
Ход игры: предложить ребёнку выбрать столько звучащих яичек, сколько слогов, звуков в слове.  

«Весёлая затея»

1 Игра «Шнурок» (ручки-шнурки от бумажных пакетов )

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Ход игры: ребёнку предлагается послушать слово, выбрать длинный или короткий шнурок, завязать столько узелков, сколько слогов в слове, звуков в слове.

2 Игра «Конфетти» (конфетти от хлопушки)

Цель: развитие речевого дыхания, фонематического слуха, слогового анализа.

Ход игры: предложите ребёнку разложить столько горок, сколько слогов в слове. Подуть на ту горку (слог), на которую падает ударение.

 

3 Игра «Поляна» (одноразовые тарелочки, коктейльные трубочки или шпажки)

Цель: развитие слогового анализа.

Ход игры: предложите ребёнку посадить на полянку столько птичек, сколько слогов в слове.

4  Игра «Весёлый букет» (одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки)

Цель: развитие звукового анализа.  

Ход игры: попросите малыша поставить столько цветов в вазу, сколько звуков в слове.

5 Игра «Гудок» (праздничные свистульки)

Цель: развитие фонематического слуха, слогового анализа.

Ход игры: попросите ребёнка подудеть столько раз сколько слогов в слове.

6 Игра «Воздушный шар» (воздушные шары)

Цель: развитие фонематического слуха звукового анализа.

Ход игры: попросите ребёнка расставить шары по порядку. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко - слогового состава (синий шар-согласный, красный - гласный, зелёный - мягкий звук).

7 Игра «Кондитер» (бумажные салфетки, свечи для торта)

Цель: развитие слогового анализа.

Ход игры: предложите ребёнку поставить столько свечек на торт сколько слогов в слове.

Хотелось бы отметить, что стоит включить мышление, воображение и тогда бесполезные предметы можно превратить в увлекательные, всесторонне развивающие пособия.

Учить детей - дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей. М.Горький

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бесполезное - полезно Бесполезное - полезно Тимофеева Т.Н . Учитель-логопед Т.Н. Тимофеева МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова дошкольного отделения «Солнечный город»

Слайд 2

Игра «Аэропорт» Цель: развитие функции фонематического слуха и навыка слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается посадить самолёт на соответствующую площадку. Один слог - одна крышка, два слога - две крышки, три слога – три крышки и т.д.

Слайд 3

Игра «Жёлуди» Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается взять столько жёлудей, сколько слогов в слове, обозначить ударный слог, положив снежинку или бусинку в соответствующий жёлудь. Взять столько жёлудей, сколько звуков в слове, обозначить звук бусинкой соответствующего цвета.

Слайд 4

Игра «Гараж» Цель: развитие слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается поместить автомобиль в гараж, этажность соответствует количеству слогов.

Слайд 5

Игра «Чудо звук» Цель: развитие фонематического слуха, слогового анализа. Ход игры: разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко - слогового состава. (Синяя крышка-согласный, красная - гласный, зелёная - мягкий звук, открутить крышку - обозначить ударный звук).

Слайд 6

Игра «Пароход» Цель: развитие слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается взять столько пароходиков, сколько слогов в слове, гудком обозначить ударный слог (поднять пробку).

Слайд 7

Игра «Червячки» Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается развернуть столько червячков, сколько слогов в слове, звуков в слове.

Слайд 8

Игра «Грибная поляна» Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается посадить столько грибов, сколько слогов, звуков в слове.

Слайд 9

Игра «Капелька» Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа. Ход игры: написать цветными капельками слово (Синяя капля-согласный, красная – гласный).

Слайд 10

Игра «Погремушки» Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа. Ход игры: предложить ребёнку выбрать столько звучащих яичек, сколько слогов, звуков в слове.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весёлая затея Тимофеева Т.Н . Учитель-логопед Т.Н. Тимофеева МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова дошкольного отделения «Солнечный город»

Слайд 2

Игра «Шнурок» Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается послушать слово, выбрать длинный или короткий шнурок, завязать столько узелков, сколько слогов в слове, звуков в слове.

Слайд 3

Игра «Конфетти» Цель: развитие речевого дыхания, фонематического слуха, слогового анализа. Ход игры: предложите ребёнку разложить столько горок, сколько слогов в слове. Подуть на ту горку (слог), на которую падает ударение.

Слайд 4

Игра «Поляна» Цель: развитие слогового анализа. Ход игры: предложите ребёнку посадить на полянку столько птичек, сколько слогов в слове.

Слайд 5

Игра «Весёлый букет» Цель: развитие звукового анализа. Ход игры: попросите малыша поставить столько цветов в вазу, сколько звуков в слове.

Слайд 6

Игра «Гудок» Цель: развитие фонематического слуха, слогового анализа. Ход игры: попросите ребёнка подудеть столько раз сколько слогов в слове.

Слайд 7

Игра «Воздушный шар» Цель: развитие фонематического слуха звукового анализа. Ход игры: попросите ребёнка расставить шары по порядку. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко - слогового состава (синий шар-согласный, красный - гласный, зелёный - мягкий звук).

Слайд 8

Игра «Кондитер» Цель: развитие слогового анализа. Ход игры: предложите ребёнку поставить столько свечек на торт сколько слогов в слове.

Слайд 9

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вмес...

Речевой материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Это нарушение харак­теризуется трудностями в произношении слов сло...

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи....

Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Данные речевые игры помогут развить фонематический слух, сформировать слоговую структуру слов; закрепить умения правильно делить слова на слоги....

Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

В данной методической разработке описываются направления работы по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Методы и прёмы, которые наиболее зффективны при преодолении данного ...

из опыта работы: Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по организации коррекционной работы с воспитанниками, имеющими нарушения звукослоговой структуры слова....

Индивидуальный план по самообразованию: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста».

Разработать систему коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста....