"Цепной текст"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Кондрашова Татьяна Михайловна

Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойствен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kondrashova_no1.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Цепной текст»

Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойствен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Важнейшей, если не основной, единицей семантической организации такого текста является «номинация», т. е. обозначение предметов действительности. Именно обозначения предметов выступают в качестве «опорных точек» при построении программы сообщения. Поэтому в основе способа наглядной записи смысловых связей предложений в рассказ – отражение предметных отношений в тексте.

Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема. Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения — субъект и объект, стрелкой — предикат, выраженный глагольным словом. Пунктирная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи, общая рамка — подчиненность плана раскрытию единой темы.

Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Демонстрация подобного порядка смысловой организации текста оправдывает себя в полной мере, так как создает удобства для организации целенаправленного восприятия и последующего анализа, обеспечивая порядок выделения структурных компонентов отдельного суждения — предложения.

Проиллюстрируем, как дети знакомятся с правилами строения цепного текста (фрагментом непосредственно-образовательной деятельности).

У Нины был день рождения.

На день рождения бабушка сшила Нине красивый сарафан.

К сарафану бабушка  пришила карман.

А на кармане она вышила большой красный мак.

Красный мак ещё больше украсил сарафан.

Нарядный сарафан очень понравился Нине.

shema

Анализируя предметную канву рассказа, дети замечают, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками. Так дошкольники подводятся к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметов и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое — рассказ. Закрепляя найденное правило, детям предлагается соединить стрелками красного цвета одинаковые картинки (или слова) двух соседних предложений, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений.

В заключение этой деятельности закрепляется первый опыт детей по усвоению правил смысловой связи предложений цепного текста через аналогию с процессом изготовления елочной гирлянды.

В работе с детьми предусматриваются тренировочные упражнения, на материале которых дошкольники учились обнаруживать места разрыва мысли, что подкреплялось аналогией с разорванной цепочкой. Для этого  в структуру занятия вводились проблемно-игровые моменты, типа «предложения поссорились», «предложения рассыпались», «потерялось одно предложение» и т. д.

На базе усвоения принципа перехода мысли из одного предложения в другое дети знакомятся с правилами лексико-синтаксической организации предложений в цепном тексте.

Таким образом, применение графического плана смысловой программы текста позволяет показать детям приемы построения как отдельного предложения, так и целого, небольшого текста, и создает основу для развития осознанного самоконтроля за речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ текста цепной организации «Как кошки ходили на работу»

Представленный  материал опирается  на  методику  развития  связной речи  для  детей  с  системными  нарушениями В.К.ВОРОБЬЁВОЙ....

Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)

Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно испо...

Работа с текстами цепной, параллельной организации с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи

В статье рассказывается об особенностях организации совместной деятельности воспитателей и логопеда в коррекционных группах детского сада для детей с нарушением речи....

Буклет для воспитателей "Что из себя представляет цепной текст?"

Памятка для воспитателей "Что  из себя  представляет цепной текст?"...

Дифференциация звуков Р-Л с использованием цепного текста

На занятии дети учатся анализировать текст помощью вопросов и ответов; формируется  умение пересказа текста цепной структуры с опорой на графическую схему; учатся передавать содержание текст...