Конспект логопедического занятия на тему "Знакомство с правилами построения рассказа" (работа с текстом цепной структуры)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект логопедического занятия по развитию связной повествовательной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по развитию связной повествовательной речи

Тема: «Знакомство с правилами построения рассказа (работа с текстом цепной структуры)».

Цели: 1. Ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе;

2. Ознакомить детей с наглядной смысловой программой текста, представленной в виде картинно – графической схемы;

3. Уточнить значение сложных по семантике слов;

4. Автоматизировать сложные по слоговой структуре слова.

Оборудование: магнитная доска, картинки для предметно – графической схемы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед предлагает детям отгадать загадки.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток - ни одной. (ёж)

Не мышь, не птица

В лесу резвиться,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. )белка) – Что общего у этих животных? Где они живут?

  1. Введение в тему.

Послушайте рассказ ещё об одном лесном жителе – о барсуке. Этот зверь живёт в норах, он большой лежебока. Длинными когтями он легко раскапывает землю и достаёт на обед корешки, личинок. Это полезный зверь, он уничтожает ядовитых змей, грызунов, улиток. Лакомится и лягушками.

  1. Чтение рассказа.

Однажды вечером рыбаки разожгли на берегу озера костёр. На костре в сковороде они жарили картошку. От жаренной картошки шёл острый вкусный запах. Этот запах привлёк маленького барсука. Любопытный зверёк прыгнул к сковородке и сунул в неё нос. Обожжённый барсук с отчаянным воплем бросился обратно в лес.

  1. Работа с текстом.

1. Логопед выясняет, как дети поняли рассказ:

- О ком говориться в рассказе?

Что рассказывается о барсуке?

Логопед уточняет понимание детьми значения слов – привлёк, бросился,  выражений – острый запах, отчаянный вопль.

2. Работа по автоматизации слов, сложных по слоговой структуре: сковорода, разожгли, картошка, отчаянный.

Логопед предлагает детям рассмотреть ряд предметных картинок, относящихся и не относящихся к рассказу (рыбаки, лес, костёр, картошка, плита, рыба, барсук, лиса).

Далее логопед предлагает расположить отобранные картинки в последовательности событий рассказа.

Логопед знакомит детей с наглядной смысловой программой текста, представленной в виде картинно – графической схемы.

- Это изображение нашего рассказа. Все квадраты  и стрелочки – слова, а вместе получится предложение. Давайте подберём картинки к первому предложению.

Так заполняются все квадраты. Затем логопед загораживает два предложения (2 и 3) и выясняет у детей, можно ли теперь понять о чём идёт речь в рассказе. Логопед обращает внимание детей на то, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме фиксируется двумя одинаковыми картинками. За счёт такого повтора и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ. Для закрепления этого правила детям предлагают зрительный образ – цепь.

- Есть ли слова, которые помогают словам «дружить»?

- Помнит, дети, как мы с вами делали гирлянду на новогоднюю ёлку? Покажите, как мы соединяли отдельные кольца вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ.

  1. Пересказ с опорой на графический план.
  2. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ.

консультация для логопедов на тему:Формирование навыковсвязной повествовательной речи на примере текстов цепной структуры....

Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры.

(1 слайд) Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры. (2 слайд) Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической...

Статья "Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры с использованием АМО".

Использование  АМО в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС. Активные методы обучения и...

Планирование по самообразованию «Использование текстов цепной структуры и предметно – графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам высказывания»

Применение данной технологии позволяет облегчить  и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание,...

Консультация: «Обучение пересказу с использованием текстов цепной структуры и мнемотехники по методике В.К. Воробьевой и О.И. Крупенчук». Подготовлена ст. воспитателем Савченко В.И. МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербино

Методика работы  по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания  позволяет  успешно  использовать  тексты цепной организации. Для наглядного показа правил смыс...

«Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»

Несформированность связной речи дошкольников отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, пре...

Использование текстов цепной структуры в работе с детьми с ОНР на логопедических занятиях

Обучение родному языку, развитие связной речи, речевого общения – одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду.Для дошкольников с общим недоразвитием реч...