Конспект логопедического занятия на тему "Знакомство с правилами построения рассказа" (работа с текстом цепной структуры)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект логопедического занятия по развитию связной повествовательной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по развитию связной повествовательной речи

Тема: «Знакомство с правилами построения рассказа (работа с текстом цепной структуры)».

Цели: 1. Ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе;

2. Ознакомить детей с наглядной смысловой программой текста, представленной в виде картинно – графической схемы;

3. Уточнить значение сложных по семантике слов;

4. Автоматизировать сложные по слоговой структуре слова.

Оборудование: магнитная доска, картинки для предметно – графической схемы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед предлагает детям отгадать загадки.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток - ни одной. (ёж)

Не мышь, не птица

В лесу резвиться,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. )белка) – Что общего у этих животных? Где они живут?

  1. Введение в тему.

Послушайте рассказ ещё об одном лесном жителе – о барсуке. Этот зверь живёт в норах, он большой лежебока. Длинными когтями он легко раскапывает землю и достаёт на обед корешки, личинок. Это полезный зверь, он уничтожает ядовитых змей, грызунов, улиток. Лакомится и лягушками.

  1. Чтение рассказа.

Однажды вечером рыбаки разожгли на берегу озера костёр. На костре в сковороде они жарили картошку. От жаренной картошки шёл острый вкусный запах. Этот запах привлёк маленького барсука. Любопытный зверёк прыгнул к сковородке и сунул в неё нос. Обожжённый барсук с отчаянным воплем бросился обратно в лес.

  1. Работа с текстом.

1. Логопед выясняет, как дети поняли рассказ:

- О ком говориться в рассказе?

Что рассказывается о барсуке?

Логопед уточняет понимание детьми значения слов – привлёк, бросился,  выражений – острый запах, отчаянный вопль.

2. Работа по автоматизации слов, сложных по слоговой структуре: сковорода, разожгли, картошка, отчаянный.

Логопед предлагает детям рассмотреть ряд предметных картинок, относящихся и не относящихся к рассказу (рыбаки, лес, костёр, картошка, плита, рыба, барсук, лиса).

Далее логопед предлагает расположить отобранные картинки в последовательности событий рассказа.

Логопед знакомит детей с наглядной смысловой программой текста, представленной в виде картинно – графической схемы.

- Это изображение нашего рассказа. Все квадраты  и стрелочки – слова, а вместе получится предложение. Давайте подберём картинки к первому предложению.

Так заполняются все квадраты. Затем логопед загораживает два предложения (2 и 3) и выясняет у детей, можно ли теперь понять о чём идёт речь в рассказе. Логопед обращает внимание детей на то, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме фиксируется двумя одинаковыми картинками. За счёт такого повтора и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ. Для закрепления этого правила детям предлагают зрительный образ – цепь.

- Есть ли слова, которые помогают словам «дружить»?

- Помнит, дети, как мы с вами делали гирлянду на новогоднюю ёлку? Покажите, как мы соединяли отдельные кольца вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ.

  1. Пересказ с опорой на графический план.
  2. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ.

консультация для логопедов на тему:Формирование навыковсвязной повествовательной речи на примере текстов цепной структуры....

Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры.

(1 слайд) Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры. (2 слайд) Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической...

Статья "Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры с использованием АМО".

Использование  АМО в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС. Активные методы обучения и...

Конспект фронтального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте"

Задачи: 1. Образовательные:- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].2. Коррекционно-развивающие: закрепление правильного произношения звука р;анализ звукового состава слова;развитие слухового восп...

Методическая разработка: Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Сюрпризы осени» с использованием технологии интонационно-индивидуального произнесения текста в сопровождении его шуршанием и графического моделирования

Данный конспект содержит материал для закрепления знаний по лексической теме «Осень».Коррекционно-образовательные задачи:Закрепить знания и представления детей об осени;Закрепить умение со...

Планирование по самообразованию «Использование текстов цепной структуры и предметно – графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам высказывания»

Применение данной технологии позволяет облегчить  и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание,...

Консультация: «Обучение пересказу с использованием текстов цепной структуры и мнемотехники по методике В.К. Воробьевой и О.И. Крупенчук». Подготовлена ст. воспитателем Савченко В.И. МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербино

Методика работы  по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания  позволяет  успешно  использовать  тексты цепной организации. Для наглядного показа правил смыс...