Конспект логопедического занятия на тему "Знакомство с правилами построения рассказа" (работа с текстом цепной структуры)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект логопедического занятия по развитию связной повествовательной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по развитию связной повествовательной речи
Тема: «Знакомство с правилами построения рассказа (работа с текстом цепной структуры)».
Цели: 1. Ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе;
2. Ознакомить детей с наглядной смысловой программой текста, представленной в виде картинно – графической схемы;
3. Уточнить значение сложных по семантике слов;
4. Автоматизировать сложные по слоговой структуре слова.
Оборудование: магнитная доска, картинки для предметно – графической схемы.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед предлагает детям отгадать загадки.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
А ниток - ни одной. (ёж)
Не мышь, не птица
В лесу резвиться,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. )белка) – Что общего у этих животных? Где они живут?
- Введение в тему.
Послушайте рассказ ещё об одном лесном жителе – о барсуке. Этот зверь живёт в норах, он большой лежебока. Длинными когтями он легко раскапывает землю и достаёт на обед корешки, личинок. Это полезный зверь, он уничтожает ядовитых змей, грызунов, улиток. Лакомится и лягушками.
- Чтение рассказа.
Однажды вечером рыбаки разожгли на берегу озера костёр. На костре в сковороде они жарили картошку. От жаренной картошки шёл острый вкусный запах. Этот запах привлёк маленького барсука. Любопытный зверёк прыгнул к сковородке и сунул в неё нос. Обожжённый барсук с отчаянным воплем бросился обратно в лес.
- Работа с текстом.
1. Логопед выясняет, как дети поняли рассказ:
- О ком говориться в рассказе?
Что рассказывается о барсуке?
Логопед уточняет понимание детьми значения слов – привлёк, бросился, выражений – острый запах, отчаянный вопль.
2. Работа по автоматизации слов, сложных по слоговой структуре: сковорода, разожгли, картошка, отчаянный.
Логопед предлагает детям рассмотреть ряд предметных картинок, относящихся и не относящихся к рассказу (рыбаки, лес, костёр, картошка, плита, рыба, барсук, лиса).
Далее логопед предлагает расположить отобранные картинки в последовательности событий рассказа.
Логопед знакомит детей с наглядной смысловой программой текста, представленной в виде картинно – графической схемы.
- Это изображение нашего рассказа. Все квадраты и стрелочки – слова, а вместе получится предложение. Давайте подберём картинки к первому предложению.
Так заполняются все квадраты. Затем логопед загораживает два предложения (2 и 3) и выясняет у детей, можно ли теперь понять о чём идёт речь в рассказе. Логопед обращает внимание детей на то, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме фиксируется двумя одинаковыми картинками. За счёт такого повтора и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ. Для закрепления этого правила детям предлагают зрительный образ – цепь.
- Есть ли слова, которые помогают словам «дружить»?
- Помнит, дети, как мы с вами делали гирлянду на новогоднюю ёлку? Покажите, как мы соединяли отдельные кольца вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ.
- Пересказ с опорой на графический план.
- Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ.
консультация для логопедов на тему:Формирование навыковсвязной повествовательной речи на примере текстов цепной структуры....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/02/picture-900555-1488438628.jpg)
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры.
(1 слайд) Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры. (2 слайд) Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-504204-1414385634.jpg)
Статья "Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры с использованием АМО".
Использование АМО в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС. Активные методы обучения и...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/04/picture-924335-1585976382.jpg)
Планирование по самообразованию «Использование текстов цепной структуры и предметно – графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам высказывания»
Применение данной технологии позволяет облегчить и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание,...
Консультация: «Обучение пересказу с использованием текстов цепной структуры и мнемотехники по методике В.К. Воробьевой и О.И. Крупенчук». Подготовлена ст. воспитателем Савченко В.И. МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербино
Методика работы по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания позволяет успешно использовать тексты цепной организации. Для наглядного показа правил смыс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-424232-1395598011.jpg)
«Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»
Несформированность связной речи дошкольников отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, пре...
Использование текстов цепной структуры в работе с детьми с ОНР на логопедических занятиях
Обучение родному языку, развитие связной речи, речевого общения – одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду.Для дошкольников с общим недоразвитием реч...