Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры.
презентация по коррекционной педагогике на тему

Веревкина Татьяна Николаевна

(1 слайд) Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры.

 

(2 слайд) Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической — она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. Лингвисты рассматривают порождение речевого высказывания как сложный многоуровневый процесс, который начинается с мотива. На его основе во внутренней речи происходит формирование замысла во внутренней речи. Одновременно осуществляется смысловое программирование высказывания, которое объединяет в себе ответы на вопросы: что сказать? В какой последовательности? Как сказать? Эта программа реализуется затем во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка [2, 6].

(3 слайд) Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушения  связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно‑следственных, временных связей, в нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций, в аграмматизмах при построении фраз [5]. Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого  недоразвития, но и для подготовки к овладению чтением и письмом.

(4 слайд) На сегодняшний день разработаны вариативные формы заданий и упражнений, направленных на развитие связной речи у детей с ОНР, предложены методики обучения рассказыванию.

С целью оптимизации коррекционно‑педагогической работы по развитию связной речи предлагаю использовать тексты цепной структуры. Под цепной связью понимается ≪структурное сцепление  предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем≫ [5].

Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Для конструирования такого типа текстов используются такие средства связи, как лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения. Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов к каждому предложению можно подобрать изображения, иллюстрирующие первое и последнее слова в нем. Составление текстов с такой структурой связи облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом.

(5слайд) Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации. Также тексты могут быть составлены по календарно тематическому планированию  Правильно подобранный для текстов речевой материал позволяет одновременно решать несколько задач: развитие связной речи, коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения.

 

(6 слайд)  Представляю  Вашему вниманию один из текстов цепной структуры на автоматизацию звука Щ.

 Щепка и щенки

У Саши Лещинского живет собака

Щепка. Недавно Щепка принесла пять щенков. Щенки копошатся и пищат в ящике. От ящика не отходит Щепка. Щепка защищает своих щенков.

Для Вас специально я разработала брошюры с текстами цепной структуры, где есть рекомендации как с ними работать.

А закончить свое выступление хочу словами Антуан де Сент-Экзюпери (Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик 29июнь 1900-31 июля 1944 (44года))

Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы — пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им достигать. 

( 7 слайд) ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Литература

1. Бардышева Т. Ю. Связанные одной цепью. Логопедический материал. Рассказы цепной структуры. Для детей 5—7 лет. — М., 2003.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2‑е изд., испр. и доп. —М., 2004.

3. Дьякова Е. А., Кораблева Т. А.Использование методов графического

моделирования для развития связной речи у детей с ОНР // Педагогические

науки. — 2014. — № 2 (65). — С.13—16.

4. Красильникова Т. Н., Батуева О. А. Сюжетно‑ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Дошкольная педагогика. 2013. — № 4 (89). — С. 40—45.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. — 5‑е изд. — М., 2008.

6. Юрьев А. Н. Русский язык. Типы и стили речи: Учебное пособие. — Изд.

3‑е стереотипное. — Алматы, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ-ОПИСАНИЙ)

В статье представлена краткая теория вопроса развития связной речи старших дошкольников, а также представлены педагогические условия, влияющие на педагогические условия разивтия связной речи детей дош...

Статья "Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры с использованием АМО".

Использование  АМО в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС. Активные методы обучения и...

Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР «Рассказы цепной структуры»

Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной...

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации»

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации». ...

Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры

1 слайд.Тема.  «Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры». 2 слайд. Актуализация.ФГОС  ДО определяет «Речевое развитие» ...