Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Шошина Наталья Юрьевна

1 слайд.

Тема«Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры».

 

2 слайд. Актуализация.

ФГОС  ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок!

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок  не только научился отчетливо  произносить все звуки русского  языка, приобрел достаточный лексический  запас, но и мог правильно, без труда объединять слова в предложения,  предложения в связные высказывания - обладал сформированной связной речью.

 

3 слайд. Проблема

Ни для кого не секрет, что современные дети перенасыщены информацией. Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме, они просто теряются,  когда слышат задания: «Составь рассказ!»

 

4 слайд. Нарушения

Нарушения связной речи у детей проявляются в следующем (на слайде):

• связные высказывания короткие;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

     • уровень информативности высказывания очень низкий

 

5 слайд. Монолог

С трудностями в обучении детей рассказыванию сталкиваются многие  педагоги. Так как, отчетливо понимают, что уже на начальном этапе обучения связной речи  традиционно принятые виды упражнений такие как: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов, а также составление рассказов по картине недоступно большинству  детей. В основном, это происходит от того, что ребенок не может оформить связные речевые высказывания, он просто не знает правила построения рассказа. 

 

6 слайд. Научный подход

Предлагаем вашему вниманию один из подходов к организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста связной речи . Это - ЦЕПНОЙ РАССКАЗ, где  наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у детей. 

Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Поэтому применение этой методики актуально начинать в среднем дошкольном возрасте, а также использовать  с детьми, имеющими сложные речевые нарушения.

Методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания была предложена кандидатом педагогических наук В.К. Воробьёвой  еще в 1989 году.

 

7 слайд Цепной текст

-Что же из себя представляет текст цепной структуры?

 В таких текстах, как правило, новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

 

 

8 слайд  Смысловая связь

Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном тексте используется предметно - графическая схема.           

-на первом месте - изображение предмета или живого объекта,

-на втором - действие в виде стрелки;

-на третьем - изображение нового предмета или живого объекта сюжета

 

9 слайд  Какие же элементы схем и моделей можно использовать (на слайде)

  1. Предметные картинки 
  2. Силуэтные изображения
  3. Геометрические фигуры
  4. Планы и условные обозначения
  5. Контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

 

 

 10 слайд  Пример

Рассмотрим на примере работу с рассказом цепной структуры с детьми старшего возраста.

Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6-7 предложений (зачитывается).

 

11 слайд

Детям предлагается отобрать из ряда картинок, представленных на столе, только те, которые относятся к данному рассказу. Дети обычно легко справляются с этой задачей.

 

 

12слайд.

Далее попросить расположить картинки в последовательности содержания рассказа.

 

13 слайд.

Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.

 

 

14 слайд.

Можно усложнить задание и предложить дополнить наш рассказ определениями. На схеме они обозначаются жёлтыми треугольниками. Естественно перед этим надо с детьми провести определённую работу.

 

 

15 слайд.

Сейчас мы посмотрим видео с рассказом цепной структуры.

 

 

16 слайд   Применение предметно-графического плана текста позволяет (текст слайда)

  • -показать детям приёмы построения как отдельного предложения, так и целого текста; 
  • - сделать изучаемый материал понятным, надолго запоминающимся;
  • -создаёт основу для развития осознанного самоконтроля за речью;
  • -научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями и событиями произведения

 

 

17 слайд. Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 Развитие связной речи с использованием текстов цепной структуры и наглядного моделирования Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский) Выполнили воспитатели гр. № 13 Киреева Е.О., Шошина Н.Ю.

Слайд 2

Актуализация « Грамоте учиться – всегда пригодится! » Приказ Минобрнауки России От 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ».

Слайд 3

Проблема Современные дети… - перенасыщены информацией; - активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий ; - с неохотой берутся за составление рассказов; - теряются, когда слышат задание «Составь рассказ!» .

Слайд 4

в трудностях передачи причинно-следственных и временных связей; в нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении; в незавершенности фраз; длительных паузах на границах фраз… Нарушения связной речи проявляются:

Слайд 5

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности (В.П. Глухов , 2004). Это форма речи характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью .

Слайд 6

Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

Слайд 7

Наш сад

Слайд 8

Принцип смыслового строения всех предложений цепного текста обозначение предмета действия обозначение нового предмета ситуации

Слайд 9

Элементы схем, моделей Предметные картинки Силуэтные изображения Геометрические фигуры Планы и условные обозначения Контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

Слайд 10

В городе наступила зима . Зимой дует ветер . Ветер кружит снежинки . Снежинки падают на землю и озеро . Озеро сковал лёд . Лёд блестит под солнцем.

Слайд 16

Применение предметно -графического плана текста позволяет: -показать детям приёмы построения как отдельного предложения, так и целого текста; - сделать изучаемый материал понятным, надолго запоминающимся; -создаёт основу для развития осознанного самоконтроля за речью; -научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями и событиями произведения

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

Статья "Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры с использованием АМО".

Использование  АМО в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС. Активные методы обучения и...

Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР «Рассказы цепной структуры»

Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной...

Формирование связной речи у старших дошкольников через составление рассказов цепной структуры.

Используется технология В.К.Воробьевой построения текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается "структурное сцепление" предложений или непрерывное движение мысли от одног...